+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое налоговые споры

Содержание

Судебные налоговые споры, арбитражные налоговые споры

Что такое налоговые споры

Арбитражные налоговые споры – это один из основных видов споров в хозяйственной практике российских предприятий и ксмпаний. Судебный налоговый спор возникает в результате различных оснований, таких как:

А) незаконное доначисление налогов или сборов. Наиболее типичными в настоящее время являются случаи доначисления НДС (налога на добавленную стоимость) и НПО (налога на прибыль организаций) по договорам с фирмами-однодневками.

Так, выявив, что у какой-либо компании, являющейся вашим поставщиком или подрядчиком руководитель, учредитель или юридический адрес являются массовыми, налоговый орган по результатам проведения проверки указывает на то, что сделки с данной компанией фактически являются фиктивными, товар/работаа не были фактически поставлены/выполнены.

Часто производится и опрос должностных лиц фирмы-однодневки, которые свидетельствуют, что не имеют к компании никакого отношения. Самым неприятным случаем для компании становиться, когда выявляется наличие нескольких таких поставщиков, еще неприятнее, если вы даже не подозревали о проблемах данной фирмы.

Результатом таких действия налогового органа, как правило, является судебный налоговый спор. Урегулирование налогового спора может занять не один месяц, а иногда и не один год.

Налоговые органы с большим подозрением относятся к договорам оказания всякого рода услуг, особенно консультационных, управленческих, маркетинговых, а также посреднических (агентских, комиссии, поручения).

Все указанные договоры на крупные суммы вызывают пристальный интерес налоговых инспекторов и обычно приводят к доначислениям налога на прибыль и НДС. Налоговые органы категорически не хотят принимать к расходам затраты по таким договорам и выставленный НДС к возмещению.

Урегулирование налоговых споров такого рода возможно только путем судебного налогового спора.

Также распространены и случаи доначислений налогов (в первую очередь НДС) лизинговым компаниям только в силу предмета их деятельности без каких-либо реальных оснований, что также может быть исправлено только в рамках арбитражного налогового спора.

Одним из частых случаев является также отказ в предоставлении возмещения НДС по импортно-экспортным операциям. Для компаний, занимающихся внешне-торговой деятельностью, это представляет собой большую проблему, которая, как правило, приводит к арбитражным налоговым спорам, поскольку иные способы урегулирования налоговых споров в данном случае не действуют.

Б) незаконное привлечение к налоговой ответственности за различные налоговые правонарушения.

Как правило, обжалование таких решений налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности производится вместе с обжалованием решений о доначислении налогов, пеней и сборов в рамках одного судебного налогового спора.

Это связано с тем, что налоговые органы по результатам налоговой проверки выносят два решения в совокупности – одно относящееся к налоговой ответственности, а второе к доначислению налогов.

Также имеют самостоятельное значение и арбитражные налоговые споры о привлечении налогоплательщиков и их руководителей к налоговой и административной ответственности.

Эти арбитражные налоговые споры связаны, в частности, с несвоевременной сдачей отчетности, непредставлением документов по требованию налогового органа и прочими нарушениями в хозяйственной деятельности компаний в сфере налогообложения и налоговой отчетности.

В) незаконные инкассовые поручения налоговых органов на безакцептное списание денежных средств со счетов налогоплательщика в банке. Как правило, обжалование инкассовых поручений налоговых органов не имеет самостоятельного значения, а производится вкупе с обжалованием незаконных решений о доначислении налогов, сборов, пеней.

Однако иногда инкассовые поручения рождаются на основе отмененных судом решений налоговых органов, иногда они появляются и без всяких видимых к тому оснований, а этих случаях они подлежат обжалованию самостоятельно, независимо от иных обжалуемых решений налоговых органов.

Судебные налоговые споры из инкассовых поручений представляют собой большой пласт налоговых споров.

Обращаем ваше внимание, что порядок обжалования решений налоговых органов о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности предусматривает сначала апелляционное обжалование решения и только потом обращение в суд.

На практике это означает, что через апелляционное обжалование приходится проводить все решения налоговых органов, вынесенные по результатам налоговых проверок, несмотря на то, что это не только решение о привлечении к налоговой ответственности, но и решение о доначислении налога, которое формально не подлежит апелляционному обжалованию в вышестоящую налоговую инстанцию (для Москвы – Управление ФНС по г. Москве).

В обжаловании актов налоговых органов вам помогут налоговые юристы Правового Бюро “Юристократ”. Многие из них работали в налоговых органах и прекрасно знают специфику судебных налоговых споров.

2. Судебные налоговые споры, услуги юристов – Сроки

Специфика судебных налоговых споров в том, что с 2009 года вступил в силу апелляционный порядок обжалования актов налоговых органов, при котором сначала необходимо обратиться в вышестоящий налоговый орган, а только потом в суд.

Согласно п.3 ст.140 НК РФ решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Согласно п.4 ст.

198 АПК РФ заявление об обжаловании акта налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно ст.134 АПК РФ подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, проведением предварительного судебного заседания, если в соответствии с настоящим Кодексом не установлено иное.

Согласно ст.152 АПК РФ дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству.

Таким образом, урегулирование судебных налоговых споров может быть произведено сроки, составляющие несколько месяцев.

3. Арбитражные налоговые споры, урегулирование юристами – Порядок действий

1. Вы передаете нам по электронной почте, либо лично в вашем или нашем офисе информацию и документы:

– Свидетельство о регистрации вашей организации и присвоении ОГРН;

– учредительные документы вашей организации (Устав, Учредительный договор при наличии);

– первичные материалы дела (акты проверок, решения налоговых органов, договоры, приложения, акты, платежные поручения, счета-фактуры и пр.);

2. Мы изучаем представленные документы, подготавливаем вам коммерческое предложение, направляем его вам.

3. После согласования предложения вы подготавливаете остальные документы, которые необходимы для подготовки возражений на акт проверки, апелляционной жалобы и иска.

4. Мы готовим возражения на акт проверки, которые направляются в налоговую службу.

5. Мы готовим апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечение к налоговой ответственности, доначислении налогов, сборов, пеней.

6. Мы готовим исковое заявление, согласовываем его с вами и направляем в арбитражный суд.

7. Мы ведем дело в суде до получения результата. При необходимости привлекаем ваших сотрудников (бухгалтеров, технических специалистов и пр.) для дачи пояснений по делу.

8. Получаем решение суда по делу.

4. Судебные налоговые споры в арбитраже – Гарантии

Основная сумма нашего вознаграждения выплачивается только после выигрыша дела, поэтому мы больше вас заинтересованы в положительном исходе, а наша обширная практика позволяет нам с уверенностью выигрывать даже самые сложные и запутанные судебные налоговые споры.

5. Арбитражные налоговые споры – Результат

Результатом нашей работы по урегулированию арбитражного налогового спора является:

– решение суда об отмене незаконного решения налоговой службы;

– исполнительный лист на исполнение решения суда.

6. Арбитражные налоговые споры – Стоимость урегулирования юристами

Наименование услугиСтоимость услуги
Консультация юриста по налогам по вопросам по арбитражному налоговому спору4’000 рублей / час
Юридическое сопровождение выездной налоговой проверки юристом по налогам, досудебное урегулирование налогового спора.Срок до 2х месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п.6 ст.89 НК РФ).30’000 рублей
Возражения по результатам налоговой проверки юристом по налогам, изучение акта проверки, представление дополнительных документов, анализ правомерности доначислений15’000 рублей
Составление апелляционной жалобы юристом по налогам в вышестоящий налоговый орган на решение об отказе в вычете НДС, решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности15’000 рублей
Составление апелляционной жалобы юристом по налогам  в вышестоящий налоговый орган на решение об отказе в вычете НДС, решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности;Ведение апелляционной жалобы, представление интересов налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе25’000 рублей
Представительство юристами по налогам в суде по делу об обжаловании акта налогового органа, включая:- устная консультация;- анализ и выделение проблем в первичных документах, которые привели к возникновению спора;- составление и подача искового заявления об обжаловании акта налогового органа;подготовка и подача прочих процессуальных документов;- получение решениясуда по делу.55'000 рублей + 1-10%% от обжалованных сумм по факту вынесения положительного решения
Представительство юристами по налогам в судебном налоговом споре во второй инстанции, включая:- устная консультация;- подготовка и подача апелляционной (или кассационной) жалобы на решение суда;подготовка и подача прочих процессуальных документов;- получение решениясуда по делу.40'000 рублей
Исполнение решение суда, включая:- заявление о выдаче исполнительного листа в нужном количестве экземпляров- получение исполнительного листа в суде;- предъявление решения и исполнительного листа к исполнению;- составление процессуальных документов;- ведение исполнительного производства.30’000 рублей

Comments:

  • ВКонтакте
  • JComments

Download SocComments v1.3

Источник: https://ukrat.ru/http/index.php?/sudebnye-nalogovye-spory-arbitrazhnye-nalogovye-spory.html

Споры с налоговыми органами

Что такое налоговые споры

Литвиненко Алексей Дмитриевич. Споры с налоговыми органами

У нас в России есть такое выражение: «заплати налоги и спи спокойно». А если не заплатишь налоги и сборы в бюджет, то могут заставить заплатить. Отсюда в основном и возникают налоговые споры.

Каждое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, рано или поздно столкнется с налоговым органом и, возможно, придется поспорить с ним, отстаивая свою правоту.

Налоговые споры одни из самых распространенных споров с государственными органами, как в Российской Федерации в целом, так и в Краснодаре в частности.

Стороной налогового спора является в первую очередь налоговый орган, как территориальный (инспекция, межрайонная инспекция) так и вышестоящий налоговый орган (управление по субъекту РФ).

Второй стороной, а именно противоположной налоговому органу, будет являться налогоплательщик или налоговый агент. В роли налогоплательщика могут выступать физические лица, индивидуальные предприниматели и организации.

Одной из сторон налогового спора могут выступать третьи лица, к которым не предъявляются претензии налоговым органом, такие как: банки (кредитные учреждения), правоохранительные органы, органы местного самоуправления, а также иные государственные органы. Иногда банки могут быть и второй стороной, противоположной налоговому органу, в определенных налоговых спорах.

Налоговые споры могут возникнуть при различных обстоятельствах, в том числе и на пустом месте.

Основная масса налоговых споров возникает по результатам налоговых проверок, это касается как юридических лиц с индивидуальными предпринимателями, так и физических лиц, не имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Кроме того, споры с налоговыми органами возникают в следующих случаях:

  • непредставление или несвоевременное представление налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • непредставление или несвоевременное представление документов и информации;
  • неуплата или несвоевременная уплата налогов в бюджет;
  • возмещение налога на добавленную стоимость (НДС);
  • получение имущественного налогового вычета;
  • отказ налогового органа в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также внесения изменений;
  • осуществление «незаконной» предпринимательской деятельности;завышение по уплате имущественных налогов физическими лицами, а также незаконное их начисление;
  • приостановка операций по счетам;
  • привлечение к административной ответственности;
  • и в многих других случаях.

Основная масса налоговых споров, это споры при отказе в возмещении НДС, доначисление НДС и налога на прибыль организаций, а также привлечение к налоговой ответственности по статьям 119 НК РФ (несвоевременное представление налоговой ответственности) и 122 НК РФ (неуплата или несвоевременная уплата налогов).

Налоговые споры возникают в ходе осуществления налогового контроля (глава 14 НК РФ), который в основном выражается в виде налоговых проверок (ст. 87 НК РФ): камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ) и выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ). И основная масса налоговых споров рождается именно по результатам таким налоговых проверок.

А также налоговые споры возникают еще при одном виде налогового контроля, а именно связанные с учетом организаций и физических лиц. Такие споры не часты, но все же имеют место во взаимоотношениях с регистрирующим органом, в лице налогового органа.

Кроме того, споры с налоговыми органами могут возникнуть при осуществлении последними мероприятий налогового контроля. Например, при истребовании документов и информации в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ), а также, в случае если Вами не были представлены или представлены несвоевременно сообщения (сведения) об открытии или закрытии расчетного счета.

Что касается рассмотрения налоговых споров, то тут предусмотрено две процедуры рассмотрения (урегулирования) таких споров. Это досудебный порядок урегулирования споров и само собой обращение в суд.

При этом необходимо отметить, что с августа 2013 года досудебный порядок урегулирования споров обязателен в отношении всех налоговых споров. До августа 2013 года, до вступления в силу Федерального закона от 02.07.

2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» обязательный досудебный порядок урегулирования споров касался только обжалование решений по результатам налоговой проверки и проведения мероприятий налогового контроля налогового органа.

Досудебное урегулирование споров

При досудебном урегулировании спора налогоплательщиком представляется жалоба (апелляционная жалоба) на решение налогового органа по результатам налоговой проверки и мероприятий налогового органа, а также на иные документы налогового органа и на действие (бездействия) должностных лиц налогового органа. А также к досудебному урегулированию спора относится представление возражений (пояснений) на акт налоговой проверки или по результатам проведенных мероприятий налогового контроля (МНК).

Возражения на акты налоговой инспекции подаются в налоговый орган, который их вынес, и им же рассматриваются. А жалобы на решения налоговой инспекции по результатам проверок и МНК, а также иные жалобы, могут подаваться как в саму налоговую инспекцию, так и непосредственно в вышестоящий налоговый орган, который в свою очередь и будет рассматривать такую жалобу.

Порядок рассмотрения таких возражений и жалоб регламентирован Налоговым кодексом Российской Федерации (статьи 100, 100.1, 101, 101.2, 101.4 НК РФ и главы 19 и 20 НК РФ).

Что касается обращения в суд, то возможно обращение как в районный (федеральный) суд так и в арбитражный суд. В районный суд обращаются физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, а в арбитражный суд имеют право обратиться индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Рассмотрение налоговых споров арбитражным судом регламентировано Арбитражным процессуальным кодексом РФ. При этом применяются общие правила искового производства.

Кроме того, не стоит забывать про уголовную ответственность по результатам налоговых споров.

Так настоящей редакцией Уголовного кодекса РФ (УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность, как в виде реальных сроков, так и в виде иных наказаний (штрафы, условные сроки, исправительные работы) за неуплату налогов физическими лицами и юридическими лицами.

Если к Вам предъявят претензию по незаконному возмещению НДС, то налоговые органы могут направить в правоохранительные органы материалы, касающиеся этого факта, для возбуждения уголовного дела по факту мошенничества (ст. 159 УК РФ). 

Итак, для того, чтобы спорить с налоговым органом необходимы соответствующие и обширные познания, как в налоговом законодательстве РФ, так и в иных отраслях правах.

Налоговый орган является государственным органом, и при таких спорах затронуты интересы местного регионального и федерального бюджетов.

При этом налоговое законодательство в Российской Федерации меняется практически каждый год, а в иных случаях каждые полгода, и такие изменения несут в себе, зачастую, существенные поправки и в большинстве случаев не в пользу налогоплательщиков.

Очень важно даже не спорить с налоговым органом грамотно, а предупреждать такие споры. А для этого, помимо познаний в области налогового права необходим опыт в общении с налоговыми инспекторами и знание всей специфики деятельности налогового органа изнутри.

в журнале «Реальный бизнес»

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Поможем!

+7 (861) 212-54-74, +7 (988) 241-05-75

Источник: https://www.e-romanova.com/sporyi-s-nalogovyimi-organami/

Налоговые споры

Что такое налоговые споры

Судебные разбирательства с налоговыми органами возникают на почве неуплаты, несогласия налогоплательщиков с процедурой проверки фискальным органом, привлечения к ответственности и других вопросов.

Что такое налоговый спор

Налоговый спор – конфликт юридического характера, возникающий между государственным органом и налогоплательщиками в связи с исчислением и уплатой налоговых сборов. Налоговым считается спор, связанный с установлением, введением и, соответственно, взиманием платежей и сборов налоговыми и таможенными структурами.

Спецификой юридического спора является участие в нем государственного органа в качестве одной из сторон. Большинство судебных разбирательств, направленных на взыскание налогов, инициируется властью.

Субъекты налогового спора

  • Фискальные органы.
  • Физические и юридические лица (налогоплательщики), филиалы и структурные подразделения, кредитные организации.

Почему возникают налоговые споры

  • Перманентное развитие налогового законодательства, возникновение противоречий в актах на пути к совершенствованию системы.
  • Незаконность нормативных актов фискальных органов.
  • Бездействие должностных лиц.
  • Отказ от уплаты НДС.
  • Отказ налогоплательщика от уплаты взыскиваемых платежей, санкций и др.

Классификация налоговых споров

Обобщение налоговых конфликтов затруднено разнообразием случаев юридической практики. Налоговые споры подразделяются по инициатору разбирательства, предмету жалобы, предъявляемым требованиям, процедуре рассмотрения спора.

  1. По инициатору разбирательства:
  • споры со стороны налогоплательщиков;
  • споры, начатые налоговыми или таможенными органами;
  • споры, инициированные иными лицами.
  • споры о выполнении или невыполнении обязательств по уплате налогов и сборов;
  • споры о восстановлении утраченного права в связи с неправомерными действиями фискальных органов.
  1. По содержанию требований:
  • взыскание санкций и платежей;
  • аннулирование решений налоговых структур;
  • возмещение убытков в связи с неправомерными действиями (или бездействием) служащих.
  1. По способу разрешения конфликта:
  • досудебные споры;
  • судебные споры.

Досудебное урегулирование конфликта

Досудебное урегулирование налогового спора предполагает рассмотрение вышестоящей инстанцией жалоб и апелляционных заявлений по поводу действий, бездействия, вынесенных решений ведомственных налоговых органов (ст. 137, ст.

138 Налогового кодекса РФ; Приказ ФНС России от 13 февраля 2013 года № ММВ-7-9/78 «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2021 годы»).

Досудебное разрешение конфликта, связанного с уплатой по счетам, пеней, штрафами, позволяет:

  • оспорить акт выявления нарушений в уплате налогов;
  • выразить несогласие с результатами проверки налоговой инспекцией;
  • обжаловать неправомерные действия (или отсутствие действий) со стороны налоговых органов.

Подача жалобы осуществляется в вышестоящий орган через организацию, чье решение обжалуется, посредством почты, Интернета, лично по адресу органа.

Потенциальное разрешение спора:

  • аннулирование решения о начислении налога и пени за просроченную его выплату;
  • отказ от привлечения физического или юридического лица к ответственности;
  • признание вынесенных решений органов незаконными и принятие мер по исправлению нарушений.

Рассмотрение налогового спора в судебном порядке

В случае, если досудебное разбирательство не удовлетворило ожиданий одного из оппонентов, за ним следует обращение в суд (ст. 138 Налогового кодекса РФ). Оно подразумевает обжалование актов, действий или бездействия в арбитражном суде. Решение спора в пользу истца влечет восстановление прав и возмещение убытков ответчиком.

По какому поводу налогоплательщики обращаются в суд:

  • неправомерность акта налогового или таможенного органа;
  • действия налоговых инстанций, нарушающие интересы налогоплательщика;
  • возложение незаконных обязанностей со стороны ответчика;
  • создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности истца.

Заявление по налоговому спору должно быть подано не позднее 3 месяцев после обнаружения неправомерных действий. Основой для иска является жалоба, безрезультатно или неудовлетворительно рассмотренная в досудебном порядке.

Специфика судебного урегулирования заключена в презумпции правомерности по отношению к заявителю.

Потенциальное разрешение спора в суде:

  • полная или частичная отмена вынесенных санкций налоговым органом;
  • признание действий должностных лиц незаконными;
  • наложение на фискальные службы обязательств по выполнению требований истца.

Если у Вас возникла ситуация, в которых требуется квалифицированная помощь специалистов, досконально владеющим законодательством – позвоните по одному из указанных номеров.

Лучшие юристы ежедневно приходят на помощь в самых сложных жизненных ситуациях.

Источник: https://moogos.ru/nalogovye-spory.html

Правовая характеристика налоговых споров

Что такое налоговые споры

Налоговые споры Характеристика налоговых споров

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

18 ноября 2021

Отсутствие в действующем законодательстве четкости по определению налогового спора создает неясность в его понимании и множество определений налогового спора в юридической литературе. В данной статье автор определяет, какой смысл нужно вкладывать в понятие «налоговый спор», какие существуют причины его возникновения, каковы его признаки, основания и субъекты.

Налоговые споры являются сложной категорией дел, имеющей присущие только данной категории дел черты и особенности.

Сложность рассмотрения налоговых споров заключается прежде всего в отсутствии в действующем законодательстве определения понятия «налоговый спор»

Необходимо определить, какой смысл нужно вкладывать в понятие налогового спора, выяснить, какие существуют причины возникновения налогового спора, определиться с признаками, основаниями и субъектами налогового спора, а также рассмотреть проблемы, возникающие при их рассмотрении в процессуальном законодательстве. Спорить — означает отстаивать свою позицию, оспаривать какие-либо действия (бездействие).

На сегодняшний день определение понятия «налоговый спор» дано в юридической литературе.

Под налоговыми спорами понимаются юридические ситуации, связанные с применением законодательства, регулирующего условия, порядок исчисления и уплаты налогов, которые возникают между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Налоговый спор.

Налоговый спор представляет собой разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего.

Можно предположить, что налоговый спор — это конфликт (разногласие) между участниками спора, возникающий в результате выполнения (невыполнения) налоговым органом и налогоплательщиком требований налогового законодательства: по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, где каждая сторона отстаивает свою правовую позицию, опровергая доводы противника.

Следует отметить, что причин, в результате которых может возникнуть налоговый спор, существует множество. Они могут быть как общие (характерные для всех налоговых споров), так и частные (характерные для отдельных видов налоговых споров).

Несовершенство процессуального законодательства, постоянное его изменение, неясность и противоречивость налогового законодательства являются основными причинами возникновения налоговых споров.

Предмет налогового спора.

Предметом налогового спора может быть защита налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами прав, предоставленных им статьей 21 Налогового кодекса РФ. С другой стороны, предметом притязаний со стороны налоговых органов может быть требование соблюдения налогоплательщиками их обязанностей, которые установлены пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Представляется правильным сказать, что предметом налогового спора являются отношения, возникающие между налоговым органом и налогоплательщиком в результате уплаты (неуплаты, частичной уплаты) налога, оспаривания ненормативных (нормативных) актов, действий (бездействия) налогового органа, возврата излишне уплаченного (взысканного) налога, привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и т.д.

Признаки налогового спора.

Наряду с предметом налоговый спор имеет присущие ему признаки.

Во-первых, это характер спора.

Как следует из статьи 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Следовательно, данный спор возникает исходя из властных отношений, где с одной стороны выступает государственный орган, а с другой — налогоплательщик.

Во-вторых, это субъектный состав налогового спора. Участников налоговых правоотношений можно разделить на две группы: основные и факультативные.

К факультативным относятся лица, обеспечивающие перечисление и сбор налогов (банки, сборщики налогов и сборов), лица, предоставляющие профессиональную помощь (представители и налоговые консультанты), лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрирующие органы, органы лицензирования), лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (судьи, нотариусы, регистрационные органы, процессуальные лица), правоохранительные органы.

Кого же можно отнести к основным участникам налоговых отношений?

Наверно правильным стоит считать основными участниками налоговых отношений налоговый орган и налогоплательщика.

В-третьих, налоговому спору присуща процессуальная форма рассмотрения — с участием компетентного государственного органа — налогового органа.

Процессуальная форма налогового спора.

Под процессуальной формой понимается нормативно установленный порядок деятельности судов при разрешении правовых конфликтов.

Для налогового спора характерна как гражданская процессуальная форма (судебная форма защиты), так и внесудебная процессуальная форма.

Внесудебная форма защиты реализуется путем обращения налогоплательщика с жалобой на нарушающий права акт налогового органа в вышестоящий налоговый орган, в частности в Управление Федеральной налоговой службы России (изначально в УФНС по конкретному субъекту Российской Федерации).

налогового спора.

В-четвертых, это содержание налогового спора, в частности столкновение разных мнений налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей.

Основание налогового спора.

В-пятых, это основание налогового спора. Именно неправомерные действия (бездействие) плательщика являются тем юридическим фактом, который порождает расхождение в интересах и служит основанием для дальнейших действий сторон (уже в режиме налогово-правового спора), в том числе принятия соответствующего решения налоговым органом.

Ввиду того что налоговый спор является разновидностью административно-правового спора, следует отметить, что в качестве основания административно-правового спора любой юридический факт, послуживший основанием для возникновения, изменения или прекращения административного правоотношения. При этом, в отличие от спора гражданско-правового, налоговый спор возникает лишь тогда, когда основанием является такая разновидность юридических фактов, как действия (правомерные и неправомерные), т.е. факты, наступление которых зависит от воли людей.

Также, ввиду того что налоговый спор является публично-правовым, имеющим установленную законом процедуру его рассмотрения уполномоченными органами.

Публично-правовой спор возникает в случае нарушения субъектом государственной власти или местного самоуправления субъективных публичных прав граждан и организаций.

Такое нарушение может стать результатом действия субъекта публичной власти, издания им нормативного или индивидуального правового акта государственного или местного самоуправления, регулирующего государственные, административные, избирательные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые правоотношения. Спор может возникнуть и из-за бездействия субъекта публичного управления, невыполнения им своих обязанностей. Основанием налогового спора является нарушение либо неисполнение налогоплательщиками, налоговыми органами своих обязанностей.

Все вышеперечисленные признаки будут являться обстоятельствами, которые суд будет включать в предмет доказывания по налоговому делу.

  Как быть, если налоговая требует документы, которых нет

Источник: https://www.oktavian.org/xarakteristika-nalogovyx-sporov/

Налоговые споры – понятие, виды и классификация

Что такое налоговые споры

Булатова Евгения
«ТЕОРИЯ ПРАВА»

Налоговый спор – это противоречие, возникшее между сторонами налоговых правоотношений, которое разрешается в порядке, предусмотренном законом, в частности статьей 138 Налогового кодекса РФ, главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Прежде, чем боле подробно рассматривать вопрос о налоговых спорах и особенностях их рассмотрения, следует уточнить, что законодатель определяет виды налоговых споров и их классификацию.

Большая часть налоговых споров происходит после завершения налоговой проверки, результатом которой, может быть:

  • доначисление налогов и сборов
  • требование об уплате штрафов и пени
  • предписания по устранению выявленных нарушений

Если Вы, как собственник бизнеса, не согласны с результатами налоговой проверки, Вы имеете полное право в досудебном порядке обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган.

Для этого необходимо подать соответствующие заявление (жалобу), в котором грамотно обосновать свою позицию.

О том, как обжаловать решение налогового органа в досудебном и судебном порядке, читайте в настоящей статье.

Понятие налоговых споров

Понятие термина налоговый спор приводится в статье 2 Налогового кодекса РФ, и определяется как правоотношения, которые носят властный характер и связаны с установлением, введением и взиманием налогов, сборов и страховых взносов на территории РФ. Помимо этого, осуществление налогового контроля, обжалование актов или действий (бездействий) должностных лиц также можно отнести к налоговым правоотношениям. К налоговым спорам относятся следующие ситуации:

  • споры, связанные с оспариванием актов, регулирующих налоговые правоотношения как нормативного, так и ненормативного характера;
  • взыскание налоговым и таможенным органом обязательных платежей и санкций.

Исходя из содержания статьи 9 Налогового кодекса РФ субъектами налоговых правоотношений являются:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Указанные субъекты налоговых правоотношений являются инициаторами и соответственно участниками налоговых споров.

При этом исходя из особенностей содержания налоговых правоотношений, как они определены в статье 2 Налогового кодекса РФ, налоговые споры могут возникать только между частными субъектами данных правоотношений в лице налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, с одной стороны, и публичными субъектами налоговых правоотношений в лице налоговых органов и таможенных органов, с другой стороны. Кроме того, по делам об оспаривании нормативных правовых актов о налогах и сборах в качестве публичной стороны налогового спора могут выступать лица, которые в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами (п. 1 ст. 4, п. п. 3, 4 ст. 12 НК РФ), и, как следствие, являться ответной стороной по делам об оспаривании принятых ими нормативных правовых актов.

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА»Евгения Булатова89134323913

apgmag.com@gmail.com

Налоговые споры — виды и их классификация

Из всех существующих категорий судебных дел налоговые споры относятся, пожалуй, к числу самых сложных. Чтобы разрешить налоговый спор, важно отчетливо квалифицировать определенный спор. От этого будет зависеть правильность использования той или иной нормы права.

На законодательном уровне налоговые споры и их классификация определены достаточно четко, при этом основными актами, на которые стоит обратить внимание, являются Налоговый кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также Кодекс административного судопроизводства.

Налоговые споры можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой государственный орган рассматривает спор. К первой группе можно отнести основные способы обжалования актов и действий (бездействий) налоговых органов в судебном порядке:

  • предъявление исков о признании недействительными актов налогового органа, а также действий (бездействия) должностных лиц налогового органа;
  • предъявление иска о признании инкассового поручения не подлежащим исполнению;
  • предъявление иска о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
  • предъявление иска о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.

Ко второй группе относятся основания для обращения налоговых органов в суды, для взыскания налога:

  • с налогоплательщиков — физических лиц — в соответствии со ст. 48 и ст. 104 Налогового кодекса РФ;
  • с организаций или индивидуальных предпринимателей — в соответствии с п.2 ст. 45 Налогового кодекса РФ (которым открыт лицевой счет; в целях взыскания недоимки, числящейся более 3-х месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
  • с налогоплательщиков, у которых возникла обязанность по уплате налога на основании изменения налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

В судебной практике налоговых правоотношений часто возникают следующие налоговые споры:

  • о характере и уровне административного, инвестиционного, торгового или иного взаимодействия субъектов налоговых отношений;
  • об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам при расчете типичных расходов;
  • об обязательном представлении налоговой декларации;
  • связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов;
  • о сроках давности взыскания налоговых санкций;
  • в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей;
  • в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком;
  • вытекающие из коллизий налогового законодательства и законодательства о пенсионном страховании.

Виды налоговых споров определяются теми видами налоговых правоотношений, которые составляют предмет налогового права. По данному критерию налоговые споры подразделяются на споры, возникающие:

  • при исполнении обязанности по уплате налогов;
  • в связи с реализацией налогоплательщиками права на зачет (возврат) излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени;
  • при осуществлении мероприятий по учету налогоплательщиков;
  • в связи с осуществлением налоговыми органами камеральной и выездной налоговой проверки;
  • при привлечении к налоговой ответственности, а также споры по возмещению вреда, причиненного неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении мероприятий налогового контроля и т.д.

Из анализа судебной практики выделяют три основные категории налоговых споров, это:

  • споры по вопросам права – это споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным толкованием или применением отдельных норм налогового, гражданского и иного законодательства;
  • споры по вопросам факта – это споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика;
  • процедурные споры – это споры, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях.

Следует отметить, что на практике дела по налоговым спорам обычно имеют комплексный характер, то есть содержат разногласия, как по вопросам права, так и по вопросам факта, и по процедурным вопросам.

Источник: http://apgmag.com/nalogovye-spory/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.