Как и когда составляется акт о проведении выездной налоговой проверки?
Акт выездной налоговой проверки: подборка вопросов
Последняя стадия налоговой проверки — оформление ее результатов в документальном виде.
Выездной фискальный контроль считается завершенным в день, когда по его итогам налоговики составляют справку. Эта справка вручается плательщику налога. Далее на ее основе инспекторы обязаны подготовить акт о нарушениях, если таковые им удалось обнаружить в ходе выездной ревизии.
В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
Фискалы должны подготовить акт выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев, после того как составят справку. Такой срок предусмотрен п. 1 ст. 100 НК. Отсчет указанного периода начинается со следующего дня после той даты, когда налоговики оформили справку по итогам контроля.
Конец 2-месячного срока выпадает на день, датированный тем же числом, когда была подготовлена фискальная справка.
Пример: налоговики закончили проверку 31 мая 2021 г. Следовательно, акт должен быть составлен в срок с 1 июня по 31 июля 2021 г. включительно.Если окончание периода выпадает на месяц, который не имеет соответствующего числа, то он истекает в последний день месяца. В тех случаях, когда конец срока, в течение которого должен быть оформлен акт выездной налоговой проверки, приходится на праздничные или выходные дни, то датой завершения 2 месяцев будет считаться первый, следующими за ними, рабочий день.
Когда оформляется акт выездной налоговой проверки?
Если фискалы провели ревизионные мероприятия на вашем предприятии, то ими в обязательном порядке оформляется акт, независимо от итогов. Этот пункт касается всех видов выездных процедур.
В случае неправильного исчисления или уплаты налогов либо несоблюдения других требований закона с вашей стороны, в акте выездной налоговой проверки перечисляются все незаконные действия, допущенные хозяйствующим субъектом, и указания на аннулирование их негативных последствий и приведение дел в порядок.
В каком порядке должен быть подготовлен и составлен акт проверки?
Свод необходимых требований, в соответствии с которыми проходит оформление акта выездной налоговой проверки, содержится в ст. 100 НК РФ. В окончательном варианте этот документ обязан содержать 3 части: вводную, описательную и заключительную.
В первой (вводной) части перечисляется следующее:
- День подготовки, под которым подразумевается дата подписания документа инспекторами, проводившими проверку.
- Наименование и местонахождение плательщика налога, подвергнутого ревизии;
- Реквизиты фискального решения о производстве проверочных мероприятий.
- Перечень документации, представленной плательщиком налога, на обозрение и изучение специалистам.
- Список налога (налогов) и других платежей в казну, которые проверялись при выезде, и исследуемых периодов.
- Даты, в которые были начаты и закончены ревизионные действия.
- Перечень контрольных мероприятий, проведенных на объекте.
Во второй (описательной) части указывается следующее:
- При отсутствии недостатков в вашей работе делается соответствующая отметка об этом.
- При наличии нарушений инспекторы полностью излагают их в документе и приводят в подтверждение своих выводов веские факты и доказательства.
Если есть какие-то обстоятельства, которые смягчают (отягощают) вашу вину, то о них тоже упоминается в акте.
Третья (заключительная) часть включает в себя:
- Выводы инспекторов о том, что ваши действия нарушают те или иные конкретные статьи НК РФ.
- Предложения и рекомендации по ликвидации недостатков в документации и работе.
- Сведения о налоговиках, непосредственно участвовавших в ревизии.
Акт оформляется в бумажном или электронном виде, без ошибок, подчисток и исправлений. В первом варианте все приложения к акту выездной налоговой проверки подлежат нумерации и прошивке.
Что нужно учесть при получении акта проверки?
После оформления результатов налоговой проверки в виде акта инспекторы обязаны вручить его копию проверяемому лицу (п/п. 9 п. 1 ст. 21 НК). На эту процедуру по закону дается 5 дней, отсчет которых ведется с даты составления документа.
Ознакомление плательщика налога с актом следует организовать под расписку. Личное вручение — это основной способ реализации вышеуказанной нормы НК. Если такое невозможно устроить (субъект всеми силами избегает встречи с инспекторами, дает ложные адреса, контакты и т. д.), то ставится соответствующая отметка в акте об этом.
Другой альтернативный способ ознакомления проверяемого лица с документом — заказная почтовая связь. Если используется этот канал доставки корреспонденции, свидетельством ознакомления налогоплательщика с актом считается соответствующий почтовый квиток.
Фискалы обязаны, помимо копии акта, вручить вам и все материалы к нему, которые содержат доказательства обнаруженных недостатков в работе. Это справедливо, поскольку основываясь именно на этих документальных притязаниях вы будете готовить письменные возражения к акту.
Если свою обязанность налоговики не выполнили и налогоплательщик не смог всесторонне ознакомиться с предъявленными в его адрес претензиями, и, соответственно, полноценно подготовиться к отстаиванию своих интересов при рассмотрении дела, то это считается существенным нарушением его прав. Сей факт служит веской причиной для отмены налоговых решений.
Какие недостатки в акте проверки могут привести к отмене итогового решения?
На практике распространенными основаниями отмены решений по результатам выездной налоговой проверки являются следующие факты:
- Указание неправильных ссылок на документы. Часто инспекторы второпях делают элементарные ошибки и акт выездной налоговой проверки составляется с нарушениями, которые приводят к отмене решений. Известны случаи, когда фискалы выявляли, что отдельные счет-фактуры содержат неточности и не предоставляли по ним вычеты. Но в самом акте были ссылки не на неверные документы, а на совершенно другие. В таких ситуациях, несмотря, что нарушение со стороны плательщика налога имело место, но оформление результатов выездной налоговой проверки проведено халатно, суды отменяют решения. При этом последние справедливо делают выводы, что неправильные ссылки делают невозможным установление факта налогового нарушения.
- Отсутствие ссылок на доказательства. Инспекторы, выявив ошибку налогоплательщика, зачастую не указывают на документ, доказывающий факт нарушения. Нередки случаи, когда налоговики указывали в акте наименования предприятий, даты предоставления услуг на безвозмездной основе, и производили доначисление налогов, не упомянув о реквизитах первичной документации (договоров). При таких ошибках суды отменяют решения, говоря о том, что акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен по форме приказа ФНС за № ММВ-7-2/189, где ссылки на доказательную базу являются неотъемлемой частью акта.
- Отсутствие указания на проверяемые налоги и периоды. Некоторые специалисты, при оформлении акта забывают прописывать эти обязательные пункты. Суды в таких ситуациях однозначно идут навстречу налогоплательщикам и отменяют решения на всю начисленную сумму сборов. Дело в том, что количество фискальных проверок законом строго ограничено.
Поэтому все контрольные процедуры в отношении хозяйствующих субъектов необходимо подробно и четко прописывать, чтобы не допустить множественности проверок.
Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?
Если результат налоговой проверки вас не устраивает и есть веские законные основания противостоять натиску фискалов, то законом дается 1 месяц на то, чтобы подготовить письменные возражения к акту (п. 6 ст. 100 НК). Отсчет срока начинается со следующего дня, после получения документа.
Опровергнуть можно как весь документ в целом, так и его отдельные части. До того, как истечет отведенный срок, решение по вашему делу не будет приниматься.
Если вы составили письменные возражения, подкрепив их серьезными доказательствами, ссылками на статьи законов, свидетельствующими в вашу пользу, позаботьтесь об их своевременной доставке в налоговый орган.
Особенно это важно в том случае, если вы не предполагаете личного участия в рассмотрении дела.Помните, что отсутствие на момент принятия решения в фискальном органе возражений налогоплательщика не препятствует рассмотрению дела.
Акт налоговой проверки – пример подготовки возражений
Налогоплательщик, при составлении возражений, обязательно указывает ссылки на конкретные нормы НК, писем Минфина и ФНС. Если местный фискальный орган ранее направлял в ваш адрес разъяснения, то следует упомянуть и их в документе.
Если известны налоговые споры, аналогичные вашему, которые благополучно разрешились в суде, то стоит привести их в качестве примера. Ознакомиться подробнее с конкретными делами можно на сайте арбитражных органов. Излагайте доводы последовательно, обстоятельно, лаконично, отдельно по каждому пункту налоговых претензий.
Типовой формы возражений не существует, поэтому рекомендуется включить в них следующее:
- наименование и местоположение вашего предприятия;
- день подготовки документа;
- суть возражений в развернутом виде;
- выводы фискалов, с которыми вы не согласны;
- список документации, служащей доказательственной базой;
- сведения о подписантах.
Возражения составляются в двух экземплярах, один передается в фискальный орган, на втором ставится входящий штамп канцелярии. Если документы направляются почтовой связью, то ваша задача заключается в своевременной доставке корреспонденции адресату.
Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/akt-vyezdnoj-nalogovoj-proverki-podborka-voprosov/
Особенности выездной налоговой проверки: документы, сроки и цели проверки
Особенности выездной налоговой проверки: документы, сроки и цели проверки
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Кто может стать объектом выездной налоговой проверки
- Как проходит подготовка к выездной налоговой проверке
- Какие документы предоставляются в рамках выездной налоговой проверки
- Каковы сроки проведения выездной налоговой проверки
Начисление и уплата налогов юридическими лицами согласно гл. 14 Налогового кодекса РФ контролируется фискальной службой и осуществляется в виде камеральной либо же выездной проверки.
Такие проверки позволяют отследить, соблюдают ли организации (плательщики налогов и сборов или налоговые агенты) соответствующее законодательство (п. 2 ст. 87 Налогового кодекса РФ).
Поговорим об особенностях выездной налоговой проверки.
Особенности и порядок проведения выездной налоговой проверки: общая информация
Выездная налоговая проверка осуществляется в согласии со ст. 89 Налогового кодекса РФ и проходит на территории компании-налогоплательщика.
Исключение составляет ситуация, когда проверяемая сторона не располагает возможностью выделить помещение для этих целей – при таких обстоятельствах проверка проходит на территории налоговой инстанции.
Тем не менее право доступа к имуществу налогоплательщика у данного надзорного органа сохраняется.
Важная особенность для юридических лиц со сроком работы 3 и менее лет: они налоговой проверке не подлежат, поскольку в этот период налоговые службы не проверяют полноту и корректность предоставляемых сведений.
Проверка назначается согласно местонахождению ответственного участника. Еще одна особенность: невозможно проведение такого мероприятия по запросу самой компании – оно инициируется только налоговой службой, которая проводила постановку данной организации на учет.
Принятое решение о проверке содержит следующую информацию:
- обозначение всех участников консолидированной группы налогоплательщиков (КГН): полные и сокращенные наименования организаций;
- период, подлежащий проверке (1, 3, 6 или 9 месяцев);
- информация о проверяющей стороне: Ф. И. О. и должности сотрудников.
Следующая особенность: осуществлять предстоящую проверку могут все лица, прописанные в решении – однако это справедливо только в том случае, если решение утверждено соответствующими органами власти, которые уполномочены производить налоговый контроль.
При выездной проверке контролирующая сторона обладает следующими правами (согласно статье 89.1 Налогового кодекса РФ):
- приоритет при проверке отдается состоянию дел по налогу на прибыль, поскольку именно он и является предметом инспекции (согласно пунктам 1 и 4 статьи 89.1 Налогового кодекса РФ изучается корректность начисляемых сумм и порядок их определения, а также правильность составленной декларации);
- право осуществления проверки на территории ответственного участника КГН либо прочих ее участников (если все они не располагают необходимым помещением, проверка может проходить на территории контролирующей стороны (пункт 1, статьи 89.1 Налогового кодекса РФ));
- проведение проверки во временных рамках, не превышающих 2 месяца.
Важная особенность: если в отношении участника консолидированной группы уже проводится выездная проверка, то на основании п. 3 статьи 89.1 Налогового кодекса РФ это не является препятствием для других проверок членов группы в отношении прочих налогов (за исключением налога на прибыль). При этом результаты каждой проверки оформляются самостоятельным актом.
Особенности выбора плательщика и процесса подготовки к выездной налоговой проверке
Выездная налоговая проверка проводится поэтапно:
- подготовительный этап – значимый период, поскольку с выбором объектов, уровнем готовности проверяемых лиц, распределением их по участкам во многом связана эффективность предстоящей проверки;
- осуществление проверки;
- подготовка материалов по проведенной проверке;
- применение данных материалов.
Выбор организаций для проверки связан с территориальным прикреплением к тому или иному налоговому органу. Свои особенности имеются у проверки лишь особо крупных налогоплательщиков – ее осуществляют выделенные инстанции, которые занимаются только такими компаниями. Сюда же относятся обособленные подразделения.
При назначении инспекции, которая будет осуществлять выездную проверку, учитывается фактор территориальной миграции юридических лиц и предпринимателей. Эта особенность может влиять на процесс, если изменение данных о местонахождении налогоплательщика осуществляется несвоевременно. В таком случае выездная налоговая проверка будет проходить по прежнему месту.
Представленная выше информация позволяет заключить, что налоговые инстанции не обладают правом назначить выездную проверку тем компаниям, которые не состоят на их учете. Особенность в виде учета имущества и транспорта при этом тоже не может быть основанием для такой проверки.
Проверяющие органы открывают подготовку к выездным проверкам задолго до их проведения. Например, чтобы составить на 2021 год план выездных налоговых проверок, требуется провести внушительный предварительный анализ, который позволит выявить организации, соответствующие основным критериям риска. Этот показатель особо важен, так как становится мотивом для назначения выездных проверок.
До старта самой проверки составляется соответствующий документ (решение о ее проведении), который вручается налогоплательщику.Данный документ служит основанием для проведения предстоящего мероприятия; поэтому подготовка решения выполняется очень тщательно.
В случае каких-либо нарушений или ошибок (например, инспектор не обеспечил своевременное вручение) произойдет нарушение процессуальных норм, что делает проведение выездной проверки незаконным.
Решение готовится той ИФНС, которая будет осуществлять проверку, – определяющей особенностью служит территориальный фактор.
Документ содержит в себе информацию о проверяемых и проверяющих лицах, а также о подлежащих контролю налогах. Подписывается он руководителем соответствующей ИФНС (либо же его заместителем) и вручается налогоплательщику лично.
Если последний не принимает документ, его отправят с помощью почты (обязательно заказным письмом).
Выездная налоговая проверка – как налоговая принимает решение и что делать бизнесу?
«Виды налоговых проверок: что должны знать владельцы бизнеса» Подробнее
Особенности предоставления документов при выездной налоговой проверке
Регламент по запросу документов приводится в ст. 93 Налогового кодекса РФ.
Пункт 1 данной статьи гласит, что требование контролирующей стороны о предоставлении документов вручается руководителю организации или физическому лицу (допускается передача уполномоченному представителю в обоих случаях) лично под расписку либо же в электронном формате по соответствующим информационным каналам. В остальных случаях данный документ отправляется заказным письмом и на 6-й день с момента отправки считается полученным.
Особенность процесса в том, что налогоплательщик обязан предоставить затребованную документацию в течение 10 дней с момента получения. Документы направляются лично или через представителя, заказным письмом или в электронном формате.
Если в положенный срок проверяемая сторона не может предоставить всё затребованное в перечне, нужно уведомить об этом налоговый орган в письменном виде, указав причины и сообщив сроки передачи бумаг.
Другая важная особенность: сделать это нужно в течение дня, следующего за днем получения запроса.Обычно проходит контроль следующих документов:
- КУДиР (книга учета доходов и расходов);
- документы, отражающие движения по счетам;
- налоговые декларации;
- оборотно-сальдовые ведомости;
- годовая бухгалтерская отчетность;
- прочие документы согласно запросу ИФНС.
В соответствии со ст. 126 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 93 Налогового кодекса РФ) отказ в предоставлении налогоплательщиком документов, затребованных для выездной проверки, или же их отсутствие в обозначенный законом срок является правонарушением и влечет за собой ответственность:
- непредставление самим плательщиком налогов или сборов, налоговым агентом документации и (или) прочих сведений, отвечающих Налоговому кодексу РФ и другим законодательным актам о налогах и сборах, в положенный срок наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый не предоставленный вовремя документ;
- непредоставление проверяющему органу после соответствующего запроса сведений о компании-налогоплательщике (то есть отказ в передаче имеющихся документов, где содержатся данные о нём, а также прочие виды уклонения от исполнения такого требования), равно как и предоставление документации, содержащей заведомо недостоверные сведения (если это не относится к нарушению законодательства о налогах и сборах в соответствии со ст. 135.1 Налогового кодекса РФ), приводит к штрафу в размере 10 000 руб.
При отказе юридического лица от передачи затребованных бумаг проверяющая сторона располагает правом осуществить выемку документов.
Происходит это по мотивированному постановлению соответствующего должностного лица со стороны той ИФНС, которая инициировала выездную налоговую проверку. Данный документ должен быть подготовлен в соответствии с Приказом ФНС России от 31.05.
2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Во время выемки документов (денег и/или предметов) присутствуют понятые и сами лица, у которых производится изъятие, по результатам составляется протокол. В протоколе или же в специальных описях, которые к нему прикладываются, изъятое перечисляется; перечень сопровождается описанием.
Сроки проведения выездной налоговой проверки
Срок проведения выездной налоговой проверки получает альтернативное исчисление, если проверяющая сторона располагает особыми преференциями; в остальных же случаях действует предусмотренный законодательством срок в 2 месяца.
Под преференциями понимается право на приостановку или продление выездной проверки.
Особенность заключается в том, что в таком случае первый срок назначается продолжительностью 4 или 6 месяцев, второй срок проверки – 6 или 9 месяцев, что зависит от конкретных обстоятельств.
Налоговые органы, как правило, применяют расширенные права по срокам в тех случаях, когда нужно внести ясность по части спорных вопросов либо же закрепить законодательными актами возникшее подозрение на нарушение. Проверка филиалов налогоплательщика проходит в течение одного месяца, при этом она может быть приостановлена, но не продлена.
День, когда подконтрольной организации вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, считается днем начала процедуры.
Окончанием является дата, когда по итогам прошедшего мероприятия подписывается и вручается акт.
Промежуток между этими днями и составляет фактический срок конкретной выездной проверки; максимальное его значение (с учетом приостановки и продления) может быть 1 год 3 месяца.Контролирующему органу надлежит провести все запланированные процедуры проверки строго в рамках этого срока. Впоследствии любые доказательства нарушений, если они были выявлены по истечении максимального периода, к делу быть приобщены не могут.
В последний день готовится справка о проведении выездной налоговой проверки. Дата справки закрепляет окончание данного мероприятия.
Практический пример. Налоговый инспектор А. И. Петров осуществлял выездную проверку в ООО «Лидер». 15 июня 2021 года была составлена справка о проведенной процедуре. Это означает, что 15 июня 2021 года выездная проверка завершилась.
Получить расчет
экономии
Источник: https://kbdp.ru/news/osobennosti-vyezdnoy-nalogovoy-proverki/
Оформление результатов налоговой проверки
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Оформление результатов налоговой проверки
Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями.
Поскольку налоговые органы вправе в отношении плательщиков проводить проверки, согласно действующему законодательству, о вынесенном решении и о результатах этой проверки плательщики должны быть извещены. Однако в рамках налогового законодательства это не всегда так. Требования к составлению акта налоговой проверки прописаны Приказом ФНС.
Камеральной проверкой называется проверка в отношении достоверности предоставления плательщиком данных, которая проводится независимо от плательщика.
То есть налоговые органы проверяют документы, при необходимости запрашивают дополнительные сведения, но не составляют акта о проведенной проверке, если у плательщика не выявлено нарушений.
Данная мера не предусмотрена законом – камеральная проверка заканчивается автоматически без оповещения плательщика.
В случаях, если выявлены нарушения, налоговый орган в течение 10 дней (имеется в виду рабочих, а не календарных) составляет акт налоговой проверки, где прописывает все нарушения, требования по устранению и сроки. После составления акта налоговый орган обязан вручить документ плательщику, в отношении которого была проведена проверка, в течение 5 рабочих дней.
Акт налоговой проверки составляется в рамках действующего законодательства, включает в себя три части: вводную, описательную, итоговую.
В каждой из частей должны быть прописаны не только требования по устранению найденных нарушений, но и ссылки на законодательные акты, регулирующие налоговые вопросы. Если акт налоговой проверки составлен с нарушением норм, то плательщик вправе его оспорить сначала в налоговый орган, а при необходимости и в судебные органы.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки не требуется в том случае, если у налоговых органов нет замечаний к плательщику. В том случае, когда у организации, ИП, физического лица имеются нарушения в вопросах соблюдения налогового законодательства, акт составляется и передается в установленный законодательством срок.
Результаты выездной проверки
Под выездной проверкой подразумевается непосредственная проверка налоговыми органами или на территории плательщика, в отношении которого проводится проверка, или, если плательщик не может предоставить помещение для проверки, на территории налогового органа.
При этом выездная проверка носит более тщательный характер, нежели камеральная, поскольку налоговые органы досконально изучают всю документацию плательщика, связанную с расходами и доходами. Акт налоговой проверки составляется строго в течение двух месяцев после составления справки о проверке.
При этом если проверялась целая консолидированная группа, то срок увеличивается еще на один месяц.
https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4
Акт налоговой проверки составляется по всем правилам, имеет вводную, описательную и итоговую часть, где прописываются все аспекты проведенной проверки.
На законодательном уровне установлен факт того, что независимо от наличия нарушений, акт о выездной налоговой проверки составляется и вручается плательщику.
Даже если никаких нарушений не было, документ составляется налоговым органом, подписывается его руководителем, а также плательщиком, в отношении которого проводилась проверка.
Примечательно, что, если плательщик отказывается подписать акт о выездной налоговой проверки, документ все равно имеет силу. Налоговый орган обязан внести соответствующую метку в нем, где прописывается отказ плательщика в подписи.Если плательщик всеми возможными способами уклоняется от получения акта, то налоговый орган вносит соответствующую запись, а затем отправляет документы с приложениями почтовым сообщением. При этом формат отправления имеет формат заказного письма, поскольку так есть возможность отследить, получил ли плательщик документы, и какого числа это произошло.
Отправление осуществляется исключительно на адрес плательщика. Например, на адрес организации или ее обособленного подразделения, но не на адрес представителя или руководителя организации.
Законом установлено, что днем получения документов считается шестой день с момента отправки. Поэтому все сроки исчисления по обжалованию акта или выражения претензий по нему начинают исчислять именно с шестого дня после отправления документа (имеется в виду шестой рабочий день). Для остальных случаев срок передачи акта составляет 5 рабочих дней.
При условии, что плательщиком, в отношении которого проводилась проверка, является ИП, физическое лицо или российская организация.
Если плательщик – это консолидированная группа плательщиков, то составленный акт выездной налоговой проверки передается в течение 10 рабочих дней ответственному участнику или его представителю.
Если плательщик – иностранная организация, то акт отправляется почтой, а днем вручения считается 20 рабочий день. Формат отправления – заказное письмо на адрес организации, а также на адрес обособленного подразделения, через которое осуществляется деятельность на территории РФ.
Порядок составления акта выездной налоговой проверки регламентируется как статьей 100 Налогового кодекса, так и Приказом ФНС.
Что указывается в акте
В вводной части акта указываются такие данные, как:
- дата составления (следует понимать, как дату подписания акта, а не прямого составления);
- наименование плательщика (в случае с организациями – название организации, ИП – наименование ИП, физического лица – ФИО);
- документы, которые были проверены в ходе проверки;
- перечень налогов и сборов, которые предписаны плательщику;
- данные о мероприятиях, которые были проведены в рамках проверки;
- период, в который проводилась проверка;
- период начала и окончания проверки.
При необходимости в вводной части дополнительно указываются реквизиты плательщика или налогового органа, проводившего проверку, а также любые другие реквизиты, необходимые для проверки.
В описательной части акта прописываются все аспекты нарушений, которые были найдены в ходе проверки, а также ссылки на нормативно-правовые документы, по которым проводилась проверка, были обнаружены несоответствия.
Кроме того, именно в описательной части указываются возможные отягчающие обстоятельства для плательщика или же, наоборот, смягчающие. Если в ходе выездной проверки нарушений не было обнаружено, то это указывается в описательной части.В заключительной части акта налоговым органом прописывается то, кем именно была проведена проверка (следует понимать, как ФИО конкретных должностных лиц), способы и сроки устранения нарушений, ссылки на нормативно-правовые документы, предусматривающие ответственность за нарушения, возможность возражения акту, список приложенных документов.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки подразумевает составления документа, как в бумажном формате, так и в электронном. При этом если акт направляется плательщику путем телекоммуникационных средств, то это не отменяет его составления на бумажном носителе, который так же направляется плательщику одним из законных способов.
К акту дополнительно могут быть приложены документы, которые подтверждают факт нарушения.
Законодательством установлена невозможность приобщения к акту, по которому проводилась проверка, документов, предоставленных лично плательщиком.
Если документы, которые прилагаются к акту, содержат заведомо неправильную информацию, то такие документы не могут быть рассмотрены в качестве доказательства совершения правонарушения в налоговой сфере. Все документы, которые касаются скрытой информации или персональных данных, могут быть представлены исключительно в форме выписок, заверяемых налоговыми органами.
Возражения
Плательщик, несогласный с составленным актом о проверке, имеет право оспорить этот акт. Законодательством предусмотрен срок в размере одного месяца на оспаривание. Плательщик имеет право выразить возражение как непосредственно налоговому органу, который проводил проверку, с предоставлением документов-доказательств, так и в судебные органы.
Налоговый орган обязан рассмотреть письменное возражение, изучить представленные документы, проверить их подлинность, а затем вынести новое решение в отношении плательщика, которое подтверждается письменным документом.
Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/oformlenie-rezultatov-nalogovoj-proverki.html
Выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, проводимым ФНС. В ходе любого мероприятия налогового контроля проводится проверка соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах. Предмет контроля – исчисление и уплата налогов и сборов. При этом, выездная проверка является особым порядком проверки организации.
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по налоговым проверкам в Екатеринбурге поможет Вам: профессионально, на выгодной основе, а также в кротчайший срок. Запишитесь на прием к налоговому юристу АБ «Кацайлиди и партнеры» уже сегодня!!!
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Основанием для проведения мероприятий налогового контроля в отношении какой-либо организации в порядке выездной налоговой проверки является решение руководителя ИФНС.
Данное решение должно быть оформлено в соответствующем порядке – по форме Приложения № 5 к приказу ФНС России от 07.11.2021№ ММВ-7-2/628@.
Решение должно бьть подписано руководителем налоговой по месту нахождения организации или месту жительства ИП.
Решение является надлежащим основанием для проведения проверки если содержит:
- Полное и сокращенное наименование организации, в отношении которой будет проводится проверка
- Информацию о предмете проверки, к примеру – правильность исчисления и уплаты налога на имущество организации. Предметом проверки может быть не один налог. Если в решение о проведении налоговой проверки указан причина – реорганизация организации, предмет проверки может быть любым.
- Проверяемые периоды. В соответствии с п. 4 ст. 89 Налогового Кодекса РФ, налоговая не может проверять отчетность за период свыше трех лет. Срок «налоговой давности» исчисляется с 1 января года вынесения решения о проведении проверки.
- Информацию о должностных лицах ИНФНС, которые будут проводить проверку
- Основанием для проведения выездной проверки не может являться добровольное декларирование физлицами активов и счетов
Решение о проведении проверки не является надлежащим основанием для ее проведения, если:
выездная проверка по указанным налогам в данном периоде уже проводилась
выездная проверка уже проводилась в текущем календарном году
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
ПОЛЕЗНО: читайте также про защиту себя при налоговой проверке по ссылке
Порядок выездной налоговой проверки
Порядок выездной налоговой проверки определяется соответствующими нормами Налогового Кодекса, однако существуют и общие положения о налоговом контроле, которые должны соблюдаться инспекторами при проведении любой процедуры:
- Налоговые орган и его должностные лица не могут для проведения налогового контроля собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике полученной в нарушении положений законодательства о конфиденциальности профессиональной тайны (к примеру, адвоката, аудитора и т. д.)
- Налоговый орган в целях проверки может получить информацию от аудиторской организации только на основании решения органа исполнительной власти.
- Доказывание обстоятельств умышленного занижения налоговой базы или подписания документов первичного бухгалтерского учета неуправомоченным на то лицом доказывается при проведении мероприятий проверки.
Выездная налоговая проверка является особым порядком проведения мероприятий налогового контроля.
Место проведения проверки – на территории налогоплательщика. Однако возможны исключения. Если у проверяемого нет возможности выделить помещение для проведения проверки, то она может проводиться в налоговой.
Во время проверки должностные лица налогового органа изучают, анализирует, оценивает и сопоставляет документы бухучета, налогового учета.В рамках выездном проверки могут быть назначено проведение дополнительных мер налогового контроля. Возможно проведение процедур:
- Инвентаризация – проводится для проверки достоверности данных учета.
- Осмотр – осматриваются помещения, связанные с объектом налогообложения.
- Истребование документов или информации.
- Выемка – в целях сбора доказательств нарушения закона о налогах и сборах.
- Экспертиза – привлечение эксперта для формирования определенных выводов, если деятельность проверяемого ЮЛ специфична или в иных случаях.
- Допрос – проведение опроса свидетелей с целью выявления фактов, имеющих значение для проверки.
- Вызов в качестве свидетеля – вызов для дачи показания дл выявления имеющих значение для проверки доказательств.
- Получение экспертного заключения — включение экспертом в заключение выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены.
- Привлечение переводчика
Срок проверки – 2 месяца – может быть продлен до 4 месяцев и до полугода. Основания и порядок продления срока установлен Приказом ФНС 07.11.2021№ ММВ-7-2/628@. При этом, срок проверки исчисляется с даты решения налоговой о ее проведении до последнего дня.
Проведение проверки, а именно процесса исследования документов приостанавливается на срок не более 6 месяцев (общий срок по всем приостановления) на основании руководителя налоговой инспекции по причинам:
- Необходимости истребования документов
- Проведения экспертиз
- Перевода документов
Возобновление проверки после приостановления возможно только на основании решения. Выездная налоговая проверка, если она проводится за тот же период по тем-же налогам, является повторной.
Налогоплательщик в ходе проверки предоставляет все документы, связанные с предметом проверки. Выемка документов проводится инспекторами для предотвращений их сокрытия.
Инспекторы, проводя проверку, могут осуществлять инвентаризацию о осмотр помещений и территорий. Результаты налоговой проверки оформляются в справке в последний день.
ВАЖНО: необходимо подготовиться к налоговой проверке, чтобы все прошло с наименьшими рисками для Вашего бизнеса, читайте подробнее по ссылке
Письменные возражения на акт выездной налоговой проверки
В течение двух месяцев со дня составления справки по итогам выездном проверки, налоговым органом составляется акт налоговой проверки.
Возражение на акт выездной проверки может быть представлено в налоговый орган любой организацией в случаях:
- Несогласия с выводами, фактами, предложениями, изложенными в акте на основании п. 6 ст. 100 НК РФ.
- Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
- Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в дополнении к акту.
Возражения на акт проверки подаются в срок не более 1 месяца со дня получения акта в проверяющую налоговую. К возражениям могут быть приложены документальные подтверждения информации, на которую ссылается организация.
Возражения на дополнение к акту подаются в течение 15 дней в проверяющую налоговую.
НК РФ устанавливает, что возражения должны подаваться в письменной форме, с указанием на оспариваемый акт налоговой. В акте должны содержаться опровержения налоговых претензий с обязательной мотивировкой.
АКЦИЯ: мы составим Вам возражение за 24 часа или вернем деньги, подробнее смотрите ВИДЕО
Возражение подается разными способами:
- на бумажном носителе почтой;
- в электронной форме через госуслуги или иного оператора документооборота;
- лично или через представителя налоговой инспекции
Возражения рассматриваются в ходе процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки. Прежде, чем приступить к рассмотрению по существу материалов проверки, руководитель инспекции:
Объявляет, кто рассматривает дело и какие материалы рассматриваются
Устанавливает факт явки. В случае неявки устанавливается извещение лица о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Если лицо уведомлено, отсутствует, его присутствие является обязательным, рассмотрение откладывается.
Если уведомлено, отсутствует, но его присутствие не является обязательным, то рассмотрение проходит в его отсутствие. Если лицо не извещено, рассмотрение откладывается.
- Проверяет полномочия лиц
- Выносит решение об отложении, если это необходимо
Досудебное оспаривание выездной налоговой проверки
Налоговое законодательство устанавливает обязательный досудебный порядок для оспаривания решения налоговой любого уровня.
Оспаривание организацией акта по результатам проверки проходит в порядке обжалование ненормативных актов налоговой в соответствии с АПК РФ.
В ходе обжалование акта налоговой по итогам проверки, который в силу не вступил, организацией может быть подана апелляционная жалоба.
Она адресуется в течение 2 месяцев с даты получения акта в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, вынесшую решение.В жалобе в обязательном порядке указываются реквизиты оспариваемого решения и причины, по которым решение не является законным. Вышестоящим налоговым.
Жалоба на вступивший в силу ненормативный акт налоговой не имеет специального названия, подается в течение года. Рассматривается без участия лица, которое обжалует акт.
Порядок рассмотрения апелляционной жалобы и жалобы не имеет отличий. В ходе рассмотрения можно заявить дополнительные доводы.
Жалобы рассматриваются в течение 15 дней. По итогам рассмотрения вышестоящим налоговым органом выносят следующие решения:
- Оставить без удовлетворения
- Отменить ненормативный акт налоговой
- Отменить решение налоговой полностью или в части
- Отменить и принять новое
Обжалование выездной налоговой проверки в суде
Дело рассматривается арбитражным судом по месту нахождения налоговой инспекции на основании искового заявления организации об оспаривании ненормативного правового акта. Порядок рассмотрения соответствует порядку рассмотрения дел искового производства.
АПК предъявляется требования иска об оспаривании ненормативного акта:
- Наименование инспекции и акта
- Реквизиты акта, который оспаривается
- Законные основания
- Доказательства
Не забудьте: необходимо приложить текст оспариваемого акта.
Дело рассматривается в трехмесячный срок с даты принятия искового. В процессе вызываются истец, ответчик и иные лица.
По итогам рассмотрения дела судом выносится решения о:
- решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
- об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Обжалование решения налоговых органов, выносимых по результатам выездной проверки, являются необходимым шагом организации. Наш адвокат по налоговым спорам участвует в налоговой проверке организации, оспаривает решение налоговой в любой доступной форме, в т. ч. в судебном порядке.
© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”
Источник: https://katsaylidi.ru/blog/vyezdnaya-nalogovaya-proverka/