+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какой порядок участия в закрытом аукционе предусмотрен для поставщиков по нормам 44-ФЗ?

Содержание

44-ФЗ для начинающих. Все о госзакупках простыми словами

Какой порядок участия в закрытом аукционе предусмотрен для поставщиков по нормам 44-ФЗ?

Государственные закупки — крупный рынок  для поставщиков. В 2021 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.

Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.

Кто может участвовать в госзакупках

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые: 

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию.

Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99.

Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд. 

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности.

Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Преференции участникам

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются: 

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  • организациям инвалидов,
  • поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Виды закупок

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях). 

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победыКак участвовать
АукционНаименьшая ценаПодать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе. 
Конкурс Лучшее сочетание цены и условий исполненияНаправить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.
Запрос котировокНаименьшая ценаОтправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.
Запрос предложенийЛучшее сочетание цены и условий исполненияНаправить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года. 

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК): 

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту.

Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией.

Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке. 

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.

Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок.

Поэтому он подходит начинающим участникам.

Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/44-fz-dlya-novychkov

Закрытый аукцион: порядок проведения и грядущие изменения | Контур.Закупки

Какой порядок участия в закрытом аукционе предусмотрен для поставщиков по нормам 44-ФЗ?

Закрытые процедуры проводятся в виде конкурсов: обычных, с ограниченным числом участников, двухэтапных. Кроме того, существуют и закрытые аукционы.

Основное их отличие от открытых методов определения поставщика в том, что сведения о них не публикуются в открытом доступе.

Чаще всего информация о такой закупке направляется определенному участникам в виде приглашений, а документация выдается по их запросам.

Когда можно проводить закрытый аукцион

Наравне с другими закрытыми способами определения поставщика, аукцион проводится в случаях:

  • заключения контрактов, составляющих гостайну;
  • закупки ряда услуг для Государственного фонда драгоценных металлов и камней, музейных экспонатов и прочих подобных ценностей;
  • закупки услуг по клинингу, а также водительских услуг для судей и приставов;
  • заключения контрактов органами власти, чьей задачей является обеспечение безопасности страны, а также подведомственных им структур.

Этап 1. Согласование с ФАС

Чтобы согласовать проведение закрытого аукциона с ФАС, туда необходимо направить обращение. Какой-либо определенной формы для этого не предусмотрено. К обращению необходимо приложить список документов из пункта 2 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития от 31 марта 2015 г. № 189:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • обоснование того, что сведения относятся к гостайне;
  • описание объекта закупки;
  • перечень участников, которые будут приглашаться к закрытому аукциону.

На согласовании у ФАС есть 10 дней. Отказ может последовать по таким причинам:

  • из-за необоснованности закупки;
  • из-за необоснованности проведения закрытого метода определения поставщика (например, необоснованно, что сведения о потребностях составляют гостайну);
  • из-за неправомерного сокращения заказчикам количества участников.

Отказ ФАС можно обжаловать в досудебном либо в судебном порядке.

Этап 2. Подготовка документации

Основным отличием на этом этапе является то, что документацию нельзя публиковать в ЕИС и средствах массовой информации. За это предусмотрен штраф для должностного лица в размере 15 тыс.

рублей. А если будут размещены в открытом доступе сведения, содержащие гостайну, наступает уголовная ответственность по статье 282 УК РФ.

Виновник может получить лишение свободы на срок от четырех месяцев до семи лет.

В остальном требования к документации закрытого аукциона стандартные.

Этап 3. Направление приглашений

Всем участникам, которые вошли в согласованный ФАС перечень, заказчик должен направить приглашение к закрытому аукциону. Это нужно сделать не позже чем за 10 дней до открытия заявок.

В случае если сама закупка не является секретной, а гостайну составляет ее документация либо контракт, извещение о ней публикуется в ЕИС. Сделать это нужно не менее чем за 30 дней до открытия заявок.

Этап 4. Документация для участников

Участники, заинтересовавшийся предложением заказчика, подают запросы на документацию аукциона. Если обращение к участникам осуществлялось через приглашение, то заказчик должен выдать им документы не позднее 2 рабочих дней после получения запроса.

В тех случаях, когда извещение о закрытом аукционе публиковалось в ЕИС, заказчику отводиться 3 календарных дня. Если какие-то документы содержат государственную тайну, то выдавать их можно только тем участникам, которые имеют соответствующий допуск.

Этап 5. Разъяснение и изменение документации

Как и при обычном аукционе, потенциальные поставщики могут задавать заказчику вопросы по документации. Отвечать на них нужно не позже чем через 2 календарных дня после получения. Крайний срок приема запросов на разъяснения — 3 дня до конца срока подачи заявок. Вопросы, заданные позже, заказчик может оставлять без ответа.

Давать разъяснение нужно по существу, при этом не меняя сути документации.

Заказчик имеет право изменить положение документации не позже чем за 5 дней до конца приема заявок. При этом объект закупки должен оставаться неизменным.

Этап 6. Направление сведений об участниках в антимонопольный орган

Еще одна обязанность заказчика при проведении закрытого аукциона — сообщать в ФАС данные о потенциальных поставщиках. Нужно направить следующую информацию:

  • список участников, по запросам которых были направлены документы аукциона, если извещение публиковалось в ЕИС;
  • копии приглашений, которые были направлены участникам.

Эти данные нужно отправить в антимонопольный орган не позже чем за 5 дней до открытия заявок.

Этап 7. Прием и рассмотрение заявок

Заявки принимаются до даты, в которую открывается к ним доступ. Это необходимо указать в извещении или в приглашениях, а также в документации к закрытому аукциону. Все заявки, полученные в срок, подлежат регистрации.

Рассмотрение заявок должно длиться не более 10 дней после окончания их приема. При этом поданные участником документы проверяются на соответствие требованиям документации. По окончании рассмотрения составляется протокол, в котором указывается:

  • данные участников;
  • решение о том, кого допустить либо не допустить к торгам;
  • данные о том, кто из членов комиссии принял какой решение.

Если подана всего одна заявка либо ни одной, закрытый аукцион признается несостоявшимся. То же самое следует и в случае, если заявок было подано больше, но к торгам никого не допустили.

Этап 8. Процедура аукциона

Пока закон не регламентирует проведение закрытого аукциона в электронной форме. Соответственно, проводится он очно. В назначенный день и час участники либо их представители являются на проведение торгов (место также указывает заказчик). Торги ведет аукционист — лицо, которое аукционная комиссия выбрала большинством из своего состава.

Вначале происходит регистрация всех участников — им выдаются карточки с номерами. Аукционист объявляет начало аукциона. Если проводятся торги по нескольким лотам, объявляет начало лота, оглашается его номер, объект закупки, начальная цена, шаг (5% НМЦК), а также отсутствующие участники.

После этого аукционист предлагает участникам делать их ценовые ставки. Цена контракта объявляется при снижении на шаг аукциона. Если кто-то из участников согласен на заключение контракта, он поднимает карточку.

В первую очередь аукционист обращается к тому из участников, кто поднял карточку первым. Затем цена вновь снижается на шаг и объявляется. Если аукционист трижды объявляет последнюю цену, и никто из участников не заявляет более низкое предложение, шаг аукциона снижается на 0,5% НМЦК. Таким образом, сначала шаг аукциона снижается до 4,5%, затем до 4% и так далее.

Когда цена шаг цены снижена, и никто из участников не делают предложения после трехкратного объявления аукционистом цены, торги прекращаются. Аукционист называет последнее и предпоследнее предложение о цене, а также сделавших их участников. Победителем аукциона признается тот из участников, кто предложил наименьшую цену.

В течение аукциона ведется протокол, в котором указываются следующие данные:

  • место день и время проведения процедуры;
  • абзац состав участников;
  • размер начальной максимальной цены контракта;
  • два последних ценовых предложения;
  • данные участника № 1 и № 2.

Протокол подписывают все члены комиссии в тот же день. Составляется он в двух экземплярах — по одному для заказчика и победителя торгов.

Передать протокол победителю нужно в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола. Вместе с ним передается проект контракта, в который заказчик предварительно внес данные победителя и его цену.

Кроме того, протокол аукциона необходимо направить не позднее следующего рабочего дня ФАС.

Этап 9. Заключение контракта

Контракт с победителем заключается не ранее, чем через 10 календарных дней после подписания протокол закрытого аукциона.

Сначала документ подписывается исполнителем, после чего в обозначенный в документации срок он должен вернуть его заказчику.

Подписывать контракт заказчику нужно после того, как он получит подтверждение уплаты обеспечения контракта либо банковскую гарантию.

Если участник № 1 не представляет в срок обеспечение или подписанный контракт, у заказчика есть право обратиться с предложением к участнику №2.

Бывает, что заявку на закрытый аукцион подает только один поставщик, либо комиссия допускает лишь одну заявку к торгам. В таком случае заключается контракт с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 93.

Общие изменения для закрытых процедур

С середины текущего года закупки переводятся в электронный формат. Это касается не только открытых, но и закрытых процедур. Что нового ждет заказчиков и поставщиков в связи с этим?

С 1 июля 2021 года вступит в силу новая статья 84.1 закона 44-ФЗ. Она будет регламентировать порядок применения закрытых способов определения поставщика в электронном формате. Процедуры будут проходить на электронных торговых площадках. Пока точно не определено, каким именно ЭТП доверят проводить торги.

Таким образом, проведение процедур определения поставщика закрытым способом в электронной форме будет проводиться с учетом сразу нескольких положений 44-ФЗ:

  • регламентирующих электронные закупки;
  • регламентирующих проведение закрытых способов определение поставщика;
  • новой статьи 84.1, которая вступит в силу с 1 июля текущего года.

Кроме того, придется руководствоваться правилами, установленными для аккредитации на ЭТП, а также по-прежнему соблюдать регламент ЕИС.

Изменение в порядке проведения аукциона

Ряд новшеств коснется заказчиков и поставщиков при проведении аукционов в электронной форме:

  1. Будет запрещено выделять лоты.
  2. Минимальный размер шага цены будет установлен на уровне 100 рублей. В итоге торги должны проходить быстрее.
  3. ЭТП возьмут на себя некоторые функции заказчика: проверку участников на предмет наличия в РНП, проверку соответствия цены в их предложениях условиям документации, составление протоколов и формирование ценовых предложений.
  4. Обеспечение заявок будет переводиться не на ЭТП, а в уполномоченные банки.
  5. Поставщики должны в обязательном порядке пройти регистрацию в ЕИС. Иначе доступа к закупкам (любым, не только к аукционам) они не получат.
  6. Участникам торгов придется приобрести квалифицированную электронную подпись. Пока можно использовать неквалифицированную.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakrytyj-aukcion-poryadok-provedeniya-i-gryadushhie-izmeneniya/

Порядок участия в электронных торгах и госзакупках по 44 ФЗ

Какой порядок участия в закрытом аукционе предусмотрен для поставщиков по нормам 44-ФЗ?

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о том, с чего начинается участие в государственных закупках. Когда же тендер выбран, и все подготовительные этапы позади, наступает самая интересная и волнительная часть – Вы становитесь участником торгов.

Участие в госзаказе начинается с подробного изучения и анализа тендерной документации.

При этом для любой компании, собирающейся принять участие в тендере, важно ответить на два основных вопроса:

  1. сможете ли Вы удовлетворить всем требованиям заказчика
  2. и способны ли Вы подать заявку в установленные сроки (с указанием всей необходимой информации и приложением документов)?

Совет: старайтесь трезво оценивать свои возможности, ведь неспособность исполнить условия контракта, в случае Вашего выигрыша, чревата не только потраченным впустую временем, испорченной репутацией, но и внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения. Для поиска торгов можете использовать нашу поисковую систему.

Порядок участия в электронных торгах

Если на оба поставленных вопроса Вы можете ответить положительно, то переходите к следующему этапу участия в государственных закупках, который можно отнести к одному из важнейших. От него зависит, будете ли Вы вообще участвовать в госзаказе. Конечно же, речь идёт о подаче заявки.

Подача заявки

Если мы говорим об аукционе, то здесь заказчик сначала рассматривает её первую часть — на это по закону отводится 1 рабочий день, но в некоторых случаях – 3 дня. После её изучения принимается решение о вашем допуске до торгов.

Заявка подается в электронной форме.

Аукцион проводится на следующий рабочий день после рассмотрения 1-х частей заявок. В случае наличия проектной документации – через 4 часа после окончания подачи заявок.

Обеспечение участия

Обязательным условием участия в государственных закупках является обеспечение заявки.

Совет: если Вы выбрали в качестве обеспечения банковские гарантии, то проверьте, чтобы Ваша гарантия была занесена в реестр банковских гарантий. Получить банковскую гарантию для участия в торгах можно только в банке из списка МинФина.

Рассмотрение заявок

Вторая часть заявки рассматривается не более 3 дней, после чего с победителем через 10 дней с даты публикации протокола подведения итогов (и не позднее, чем через 20) заключается контракт (44-ФЗ, ст.70).

Заключение контракта

И конечно же, последний этап — подписание контракта. Если Ваша компания выиграла торги, необходимо будет подтвердить свою способность выполнить обязательства при помощи внесения обеспечения исполнения контракта.

Для подписания контракта и предоставления обеспечения закон устанавливает срок в 5 дней.

Компании, которые не могут в них уложиться, зачастую прибегают к хитрости – высылают заказчику протокол разногласий.

Это даёт поставщику возможность немного потянуть время: в течение 3-х дней должен быть получен ответ, и ещё столько же времени исполнителю даётся на его ознакомление и подписание. Таким образом, поставщику предоставляется максимум 6 дополнительных рабочих дней, чтобы внести обеспечение.

Антидемпинговые меры

В случаях, когда в ходе тендера произошло снижение стоимости исполнения контракта более, чем на 25%, поставщик должен предоставить в 1,5 раза большее обеспечение.

Возможно, заказчик также запросит дополнительные документы, подтверждающие Вашу добросовестность (44-ФЗ, ст.37).

Если же Вы не стали победителем государственных закупок, но есть доказательства сговора во время проведения тендера, Вы можете в течение 5 календарных дней после публикации итогового протокола подведения итогов обратиться в ФАС (44-ФЗ, ст.105). Данная служба способна признать результаты торгов недействительными.

Такой порядок участия предусмотрен практически для всех видов торгов, не только государственных по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и коммерческих.

Таким образом, у компаний, компетентных в сфере законодательства, есть дополнительное преимущество — они не только могут предложить заказчику хорошие условия исполнения контракта, но и умеют пользоваться своими знаниями для достижения победы в государственных закупках.

Если Вы сами далеки от юриспруденции, то всегда можете обратиться к профессионалам, в этом случае у Вас появится гораздо больше шансов выиграть желаемый тендер. 

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Где найти тендер

Подготовка заявки на участие в тендере

Правила участия в тендере

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/poryadok-uchastiya-v-torgah-na-pravo-ispolneniya-gosudarstvennogo-zakaza-i-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Какой порядок участия в закрытом аукционе предусмотрен для поставщиков по нормам 44-ФЗ?

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам).

Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков.

Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2021 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2021/10/15107

Закрытый аукцион по 44-ФЗ – что нужно знать

Какой порядок участия в закрытом аукционе предусмотрен для поставщиков по нормам 44-ФЗ?

Закрытый формат аукциона наиболее часто используется Заказчиками для приобретения товаров, услуг или работ, имеющих какое-либо отношение к государственной тайне. В этой статье речь пойдет о том, что собой представляет закрытый аукцион по 44-ФЗ, и в чем его особенности.

Что это такое: Определение и особенности

Закрытый аукцион – это способ определения поставщика, исполнителя или подрядчика, при котором победителем аукциона становится участник, предложивший наиболее выгодные условия контракта.

Процедура проведения закрытых аукционов регламентирована статьями 86-91 Закона 44-ФЗ.

Используется такой формат для осуществления закупок:

  • товаров, имеющих отношение к государственной тайне;
  • услуг, связанных с транспортировкой, охраной и страхованием различных ценностей, имеющих какое-либо культурное значение;
  • услуг по уборке помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судебных приставов и судей.

Документация о закрытом аукционе не подлежит размещению в ЕИС и иных средствах массовой информации. Кроме того, при проведении закрытого аукциона использование электронных документов, а также проведение аудио- и видеозаписи запрещено.

Важно: Доступ к аукционной документации и участию в закрытом аукционе предоставляется только участникам, имеющим доступ к государственной тайне и соответствующим требованиям Заказчика.

Чем закрытый аукцион по 44-ФЗ отличается от открытого в электронной форме?

Порядок проведения аукционов в закрытом формате принципиально отличается от порядка проведения электронных аукционов тем, что электронная форма не может быть использована для проведения закрытого способа закупки. Все дело в том, что согласно законодательству применение электронной документации в закрытых аукционах не допускается.

Кто присутствует на процедуре проведения закрытого аукциона?

На процедуре проведения аукциона в закрытой форме помимо Заказчика присутствуют:

  • члены аукционной комиссии;
  • участники закрытого аукциона или их официальные представители.

Особенности и порядок проведения

Последовательность действий Заказчика при проведении закрытого аукциона выглядит следующим образом:

  • согласование процедуры проведения аукциона с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • предварительная подготовка к проведению аукциона (организация предстоящий закупки, формирование комиссии, определение ее порядка работы, создание и утверждение положений о комиссии);
  • подготовка комплекта документов (утверждение аукционной документации);
  • направление приглашений или публикация извещений;
  • предоставление документов о закрытом аукционе (по требованию любого участника аукциона Заказчик обязан предоставить необходимую документацию в письменной форме);
  • направление данных в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (сведения о перечне лиц, получивших документацию об аукционе);
  • прием и регистрация поступивших заявок;
  • вскрытие конвертов и рассмотрение поступивших заявок;
  • направление уведомлений о принятых решениях участникам закупки и копии протокола в ФАС;
  • проведение закрытого аукциона посредством снижения начальной цены, указанной в документации (победителем признается участник, предложивший самую низкую стоимость контракта);
  • направление копии итогового протокола в ФАС;
  • подписание контракта с победившим участником.

Действия участника закрытой закупки в таком случае будут заключаться в:

  • поиске информации о проводимом аукционе;
  • направлении запроса Заказчику о предоставлении аукционных документов;
  • подготовке заявки на участие в закрытом аукционе;
  • подаче заявки;
  • непосредственном участии в аукционе;
  • направлении Заказчику запроса о даче разъяснений итогов аукциона;
  • заключении контракта (в случае победы в конкурсе).

Сроки проведения закрытого аукциона

Законодательством РФ для проведения закрытого аукциона определенны следующие временные рамки:

ЭтапСрокиСсылка на 44-ФЗ
Публикация извещения об аукционе Не менее 30 дней до официальной даты вскрытия конвертов Часть 4 статья 86
Подача запроса на получение аукционной документации С момента публикации извещения в ЕИС Часть 4 статья 86
Направление аукционной документации участнику В течение трех дней с момента получения запроса Часть 4 статья 86
Направление приглашения потенциальным участникам аукциона Не позже чем за 10 дней до официальной даты вскрытия конвертов Часть 5 статья 86
Направление перечня лиц, получивших аукционную документацию, в ФАС РФ Не позже чем за 5 дней до официальной даты вскрытия конвертов Часть 7 статья 86
Обеспечение возможности ознакомления с документацией всем участникам аукциона В течение двух дней со дня получения соответствующего запроса Часть 3 статья 87
Направление запроса о даче разъяснений в отношении аукционной документации Не позже чем за 3 дня до последнего дня приема заявок Часть 4 статья 87
Направление разъяснений положений аукционной документации В течение двух дней со дня получения соответствующего запроса Часть 5 статья 87
Внесение изменений в аукционную документацию Не позже чем за 5 дней до последнего дня срока подачи заявок Часть 7 статья 87
Направление изменений документации всем участникам аукциона В течение двух дней со дня принятия решения Часть 7 статья 87
Прекращение приема заявок В официальный день вскрытия конвертов Часть 6 статья 88
Выдача расписки в получении заявки По запросу участника Часть 7 статья 88
Возврат заявок, полученных после окончания срока приема заявок В день их получения Часть 8 статья 88
Отзыв поданной заявки В любое время до момента начала рассмотрения заявок Часть 9 статья 88
Рассмотрение заявок на участие Не более 10 дней с последнего дня приема заявок Часть 2 статья 89
Направление копии протокола о рассмотрении заявок в федеральный уполномоченный орган До конца рабочего дня, следующего за днем утверждения протокола Часть 5 статья 89
Направление уведомлений о принятых решениях участникам аукциона До конца рабочего дня, следующего за днем утверждения протокола Часть 6 статья 89
Возврат денежного обеспечения заявки участнику, не допущенному к дальнейшему участию В течение 5 рабочих дней с момента подписания протокола Часть 7 статья 89
Передача протокола и контракта победителю аукциона В течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола Часть 8 статья 90
Направление копии итогового протокола в федеральный уполномоченный орган До конца рабочего дня, следующего за датой утверждения протокола Часть 9 статья 90
Направление запроса о разъяснении итогов конкурса После утверждения протокола Часть 10 статья 90
Предоставление разъяснений итогов аукциона В течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса Часть 10 статья 90
Возврат денежного обеспечения участникам, не одержавшим победу В течение 5 рабочих дней со дня утверждения протокола Часть 11 статья 90
Заключение контракта Не раньше чем через 10 дней со дня утверждения протокола Часть 2 статья 91
Возврат денежного обеспечения заявки победителю аукциона В течение 5 рабочих дней со дня подписания контракта Часть 6 статья 91

Документация

Согласно действующему Федеральному закону №44-ФЗ в аукционной документации определения поставщика закрытым способом должны содержаться сведения о:

  • названии и описании объекта закупки, а также об условиях контракта, включая обоснование начальной цены;
  • требованиях к составу и содержанию заявок;
  • дате и времени окончания срока подачи заявок;
  • размере и порядке предоставления денежного обеспечения заявок, включая требования к банковской гарантии;
  • форме контракта, размере обеспечения и требованиях к обеспечению контракта;
  • возможности изменений условия контракта;
  • валюте, используемой для формирования стоимости контракта и проведения расчетов;
  • порядке применения курса валюты;
  • дате, времени и месте вскрытия конвертов, а также дате рассмотрения заявок;
  • размере «шага аукциона»;
  • месте, дате и времени проведении аукциона;
  • преимуществах, предоставляемых Заказчиком;
  • возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

Важно: К аукционной документации в обязательном порядке прикладывается проект контракта.

Заявка на участие

Для участия в закрытом аукционе потенциальному участнику следует подать соответствующую заявку в установленный срок и по форме, определенной аукционной документацией. Согласно действующему законодательству, участник вправе отправлять в отношении каждого объекта планируемой закупки только одну заявку.

Заявка должна подаваться в письменном виде и только в запечатанном конверте. При этом все листы заявки при этом должны быть пронумерованы и прошиты.

Заявка и том заявки должны быть скреплены печатью участника и подписью уполномоченного лица. Кроме того, в документах должна содержаться опись прилагаемых документов.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Закона №44-ФЗ, в заявке на участие должны присутствовать:

  • информация и документы об участнике:
    • наименование, место расположения, почтовый адрес (для юридического лица)/ ФИО, паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
    • справка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП не старше полугода;
    • документ, удостоверяющий полномочия руководителя или иного лица, подписавшего заявку;
    • копии учредительной документации (для юридического лица);
    • решение о совершении или одобрении крупной сделки или его копия.
  • предложения участника аукциона в отношении объекта планируемой закупки;
  • документация, подтверждающая соответствие участника установленным требованиям;
  • документация, подтверждающая наличие денежного обеспечения заявки;
  • документация, подтверждающая право участника на получение преимуществ.

Внимание: Требовать от участников предоставления документации, отсутствующей в данном перечне, Заказчик не вправе.

Извещение

Согласно Федеральному законодательству в рамках 44-ФЗ Заказчик не всегда обязан размещать извещение о проведении закрытого определения поставщика в ЕИС, так как в отдельных случаях допускается отправка приглашения потенциальным участникам.

Извещение должно быть опубликовано только в том случае, если предстоящая закупка имеет отношение к государственной тайне, а секретные сведения отображаются в аукционной документации или проекте контракта.

Соответственно, приглашение потенциальным участникам отсылается, если речь идет о:

  • закупке товаров, услуг или работ для обеспечения федеральных нужд;
  • закупке услуг по транспортировке, страхованию и охране «музейных ценностей»;
  • закупке услуг водителей или услуг по уборке помещений для обеспечения нужд судебных приставов и судей.

Когда закрытый аукцион может быть признан несостоявшимся?

Согласно 44-ФЗ закрытый аукцион может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:

  • на участие в настоящем аукционе была подана лишь одна заявка (часть 10, статья 88);
  • на участие в настоящем аукционе не было подано ни одной заявки (часть 10, статья 88);
  • аукционная комиссия отклонила заявки всех участников аукциона (часть 8 статья 89);
  • аукционная комиссия приняла заявку только одного участника закупки (часть 8 статья 89);
  • участник закупки, сделавший предпоследнее предложение, отказался от заключения контракта (часть 3 статья 91).

В случае признания определение поставщика, исполнителя или подрядчика несостоявшимся, Заказчик может внести соответствующие изменения в аукционную документацию и провести повторный конкурс или же по согласованию с ФАС произвести заключение контракта с единственным поставщиком/исполнителем/подрядчиком.

Таким образом, закрытый формат аукциона идеальный способ определить будущего поставщика, подрядчика или исполнителя для осуществления закупок, имеющих отношение к государственной тайне, который позволяет открывать всю необходимую информацию только ограниченному кругу лиц.

Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/zakrytyj-aukcion-po-44-fz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.