+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Кому проходить аттестацию не обязательно?

Содержание

Аттестация учителей по новым правилам в 2021 году: НСУР, ЕФОМ

Кому проходить аттестацию не обязательно?

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Российских педагогов серьезно встревожила информация о том, что с 2021 года вводится новая система аттестации, которую обещали привести к одному виду по всей стране. Больше всего людей пугает то, что им придется отчитываться с помощью видеозаписи урока. Мы постарались разобраться, так ли это на самом деле и чем новая система будет отличаться от старой.

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

Как аттестация проходит по старым правилам

По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года .

Аттестация педагогических работников бывает двух видов:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
  • аттестация в целях установления квалификационной категории: первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.

По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.

Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе (пример ).

Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена.

В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.

Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:

  • уже имеют квалификационную категорию;
  • работают на своей должности менее 2 лет;
  • беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
  • более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.

Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).

Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.

Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.

В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).

Отличия в требованиях такие:

  • для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
  • высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.

Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.

Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).

Как будет проходить по новым правилам

В 2021 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2021 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать. По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.
  • решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/attestatsiya-uchitelej-po-novym-pravilam-v-2021-godu-chto-ob-etom-uzhe-izvestno

Аттестация 2021: требования, права и процедура

Кому проходить аттестацию не обязательно?
/К-журнал/Аттестация 2021: требования, права и процедура

Порядок прохождения педагогической аттестации описан в Приказе Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года №276. Мы же подготовили краткую памятку по тем вопросам, которые вы задаете нам чаще всего, и расшифровали “казенный язык”.

Мне в марте нужно подтвердить первую категорию. По каким правилам будет проходить аттестация в 2021 году? 

В марте 2021 года вы будете подтверждать категорию в старом формате. Изменения в правилах аттестации учителей пока касаются только специалистов, которые добровольно участвуют в эксперименте по внедрению нового формата. Он проходит в 19 регионах, полный список регионов опубликован на сайте ЕФОМ. Мы не знаем точно, когда вступят в силу новые правила аттестации учителей.

Пока нет не только приказа, но даже его проекта. Экс-министр образования Ольга Васильевна обещала запустить новый формат в 2021 году, но не уточнила дату. На сайте Министерства просвещения сказано, что 100 процентов учителей к концу 2021 года должны проходить аттестацию по новом правилам. Скорее всего формат внедряет после успешного завершения эксперимента, а он все ещё идёт.

Чего точно не будет в новой аттестации?

Как будет проходить аттестация по новым правилам?

Если всё пойдет по плану, то квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ—  трех блоков:   

  1. Письменная работа по предмету.

    Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока. Пока на этот блок отвели 2 часа.

  2. Анализ образца профессиональной деятельности учителя.

     Сначала предполагалось, что это будет видеозапись урока, которую оценят независимые эксперты. Но от этого пути отказались. К видео планировали добавить план урока и образцы проверочных работ учеников. Возможно, оставят только их.

  3. Решение педагогического кейса.

    Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

Но это не все. ЕФОМ, то есть обозначенные три блока, могут дать максимум 60 баллов из возможных 100.

В новой аттестации будут оцениваться и другие факторы, среди которых индивидуальные достижения (15 баллов) и условия профессиональной деятельности (5 баллов). Должны были быть включены успехи учеников, но от этого критерия пока отказались. 

По закону все педагоги должны проходить обязательную аттестацию, чтобы доказать, что они соответствуют должности. Это нужно делать через два года после начала работы по специальности, а затем повторять через каждые пять лет. Еще раз повторимся, что это обязательно, в отличии от аттестации на категорию, которая добровольна. 

Но есть те, кто не проходит обязательную аттестацию (и им за это ничего не будет):

  • Беременные женщины.
  • Работники в декретном отпуске. Они проходят аттестацию не раньше, чем через два года после возвращения к работе.
  • Педагоги, находящимся на больничном листе свыше четырех месяцев. Учителя на длительном больничном листе проходят аттестацию не раньше, чем через год после возвращения к работе. 

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону, во всяком случае пока не вступили в силу новые правила. Чаще всего педагогам приходится собирать портфолио — награды, благодарности и другие поощрения, собирать характеристики и т.д.

Требования к аттестации педагогов-психологов

Какие нужны документы для обязательной аттестации?

Аттестация проходит через 30 дней после того, как педагог ознакомился с представлением. В этот момент он уже знает дату аттестации и более-менее знаком с процедурой. 

Как педагогу пройти аттестацию?

Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.

После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет. 

Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника. Просто отказаться от аттестации нельзя. Скорый выход на пенсию не снимает обязанности её проходить.

После процедуры члены комиссии подписывают протокол. Через два дня секретарь оформляет выписку, передает экземпляр работнику и еще один прикрепляет в его личное дело. 

Если учитель не походит аттестацию, то его увольняют?

Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку, а затем пройти аттестацию снова. 

Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?

  • Женщин с детьми до 3 лет
  • Одиноких матерей с детьми до 14 лет
  • Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет
  • Тех, кто воспитывает детей без участия матери

Как учителю получить категорию?

Этот вид аттестации относится к установлению квалификационной категории (первой или высшей) — её может проходить по желанию любой педагог, но есть некоторые ограничения.

Во-первых, для установления высшей квалификационной категории педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию (по этой должности). Во-вторых, заявление о проведении аттестации для установления высшей категории можно подать не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Сама процедура проходит в три этапа: 

  1. Педагог подает заявление в свободной форме, в котором указывает квалификационную категорию, характеризует свою профессиональную деятельность (на этом этапе можно без подтверждающих материалов).

    Заявление рассматривают в течение 30 дней, эта процедура полностью бесплатная.

     Здесь же формируется аттестационной комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты, а также представитель профсоюза. 

  2. На заседании аттестационной комиссии оценивают деятельность педагога, как правило в форме собеседования и тестирования. Здесь нужны все подтверждающие материалы. 

  3. Решение об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории принимается в соответствии с критериями оценки результатов работника. Результаты фиксируют в протоколе, а потом вносят в трудовую книжку работника. 

Если не согласен с результатами аттестации, то что можно сделать?

Во-первых, вы имеете право обоснованно обжаловать любые нарушения, если вы считаете, что они были при соблюдении процедуры. Во-вторых, есть как минимум два способа обжаловать результаты аттестации:

  1. Заявление в комиссию по трудовым спорам, которая создается и работает при вашем работодателе. Члены этой комиссии должны рассмотреть ваше обращение не позже 10 дней с момента подачи заявления.

  2. Заявление в суд. То есть, если вы не согласны и с решением комиссии по трудовым спорам, то его можно оспорить в суде в течение 10 дней. Более того, у педагога есть право сразу идти в суд. Но лучше это делать сразу, как вы узнали о нарушении своих прав. И точно не позже трех месяцев с этого момента.

Нормативно-правовая база

Рассказываем всё о главных новостях образования. Каждую пятницу Как проводить лабораторные по естественнонаучным дисциплинам Права детей до 18 лет, связанные с образованием: памятка для детей, родителей и учителей Бесплатные электронные ресурсы и площадки в помощь учителям во время карантина 2021 Следующая Предыдущая К списку статей

Источник: https://EduRegion.ru/k-zhurnal/attestatsiya-pedagogov-zakon-prava-i-protsedura/

Аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности: необходимость проведения

Кому проходить аттестацию не обязательно?

Перед проведением процедуры работодатель должен правильно объяснить подчиненным смысл проведения аттестации, о том, что это не повод уволить неугодных людей, а это необходимо для выявления слабых мест.

Это необходимо для внесения поправок в работу с кадрами и дальнейшего совершенствования дел и производственных вопросов.

О категориях работников подлежащих аттестации

Проходить аттестацию должны не все.

На законодательном уровне аттестация работников, в целях определения их профессиональной пригодности, не является обязательным процессом, но, тем не менее имеются отдельные нормативы, изложенные в ТК РФ, которые нельзя игнорировать работодателям.

Аттестации подлежат:

  1. Все служащие, выполняющие функции государственных служащих в органах исполнительной и законодательной власти, не составляют исключения и работники органов муниципалитета;
  2. Все руководители предприятий, являющихся унитарными;
  3. Работники авиационных компаний, космонавтики, а также осуществляющие деятельность с применением, хранением и использованием взрывоопасных веществ и материалов, в том числе химического и ядерного оружия.

Вышеперечисленные должности подлежат обязательной процедуре аттестации, так как их сфера деятельности особо ответственная, чтобы вероятность последствий в результате их деятельности не привела к непредсказуемым последствиям. Иные предприятия, в том числе производства и отрасли могут и не проводить аттестацию.

Работниками отделов кадров предприятий определяется перечень сотрудников, подлежащих аттестации. Не подлежат данному определению профессиональной пригодности следующие категории работающего персонала:

  1. Если со дня назначения на должность не прошло еще 12 месяцев, так как сама аттестация подразумевает наличие опыта у сотрудника, а таковой приходит постепенно при выполнении функциональных обязанностей;
  2. Для женщин в период ожидания малыша. Работница все равно уйдет в декретный отпуск и аттестация на это никак повлиять не может, но есть еще и человеческие основания, к примеру, каков смысл испытывать стресс беременной женщине;
  3. Если ребенку еще не исполнилось 3 года и женщина находится в декретном отпуске, то сотрудницу на должны проверять на соответствие занимаемой должности. Аттестация правомочна, если со дня выхода из декрета прошло 12 месяцев.

Можно также аттестовывать сотрудников, выполняющих трудовые обязательства по срочным договорам, к примеру, длительностью 12 месяцев и более, работающих по совместительству.

Но решение такое принимает работодатель, а предложение может выдать инспектор кадрового отдела.

Для чего нужна аттестация сотрудников

Аттестация выявляет неподготовленных сотрудников.

Мероприятия по аттестации проводятся с целью подтверждения знаний и навыков работников по выполняемой ими функции. Это заключение дает специальная комиссия, созданная на предприятии.

Не исключено, что в процессе проведения проверки квалификации выявится и ряд несоответствий знаний работника по вверенному ему участку деятельности.

В дополнение к основным критериям оценки можно отнести следующие факторы:

  • слаженность при работе с коллективом;
  • способность самостоятельно решать сложные задачи;
  • отношение к руководящему составу;
  • перспективы продвижения по карьерной лестнице.

Аттестация оказывает положительное влияние на работника, и дает ему возможность увидеть свои ошибки и узнать, в каком направлении необходимо развиваться, что способствует улучшению производительности.

Но, бывают и случаи в практике, когда роль аттестации имеет иную цель по отношению к работнику.

Например, при выявлении недостаточного багажа знаний, неумении себя правильно вести в коллективе и по отношению к руководству или некачественном выполнении должностных обязанностей работник будет являться первым претендентом на увольнение в случае сокращения штатов, или просто будет кандидатом на увольнение.

Процесс проведения аттестации

Формируется список и издается приказ.

Процесс проведения аттестации условно делиться на три составляющие:

  • подготовка. Сюда можно отнести формирование списков аттестующихся лиц. Регулирование порядка проведения отображается в приказном или ином распорядительном документе. Составляется график проведения работы, а также порядок работы комиссии.

Подготавливаются необходимые распоряжения и документы, например, характеристики сотрудников, распоряжения и приказы на аттестацию, подготовка вопросов;

  • проведение самой аттестации. Работающий подходит для аттестования в установленное графиком время. Комиссией изучается вся документация, касающаяся этого сотрудника, задаются необходимые вопросы.

После этого работника просят удалиться, и комиссией принимается решение о соответствии либо несоответствии занимаемой должности;

  • оформляется результат проведения аттестации и подписывается каждым членом комиссии. По результатам, возможно, будет вынесено вознаграждение, наказание, или ряд требований рекомендательного характера по совершенствованию деятельности сотрудника.

По результатам проведения работ по аттестации также издается организационный приказ.

Сроки проведения

Проводится раз в пять лет.

Согласно законодательству, аттестация сотрудников должна проводиться с определенной периодичностью от 3-5 лет.

В каждой организации или на предприятии разрабатываются свои нормативные акты, и с какой периодичностью проводятся аттестации оговаривается именно в их содержании, то есть не чаще чем каждые 3 года и не реже чем каждые 5 лет.

Итак, нормативный документ принят, далее при разработке документа о решении проведения аттестации следует установить сроки проведения самой процедуры от первого этапа до завершающего, обычно это срок не более полугода.

В положении об аттестации должны быть отражены следующие моменты:

  1. Ссылки на нормативные документы;
  2. Сроки проведения аттестации;
  3. Продолжительность аттестационных мероприятий;
  4. Состав членов аттестационных комиссий;
  5. И иные нюансы.

Грамотно составленный документ будет настольной книгой для инспекторов отдела кадров и поможет в решении многих вопросов работодателям.

Цели и виды проведения аттестации

Несколько причин для внеочередной аттестации.

К видам аттестации относятся:

  1. Плановая, которая проводится в сроки, установленные локальным актом на предприятии;
  2. Внеплановая или досрочная, проводимая по истечении времени.

Досрочная комиссия по аттестации сотрудника может быть вызвана следующим рядом причин:

  • если сотрудник подлежит выдвижению на вышестоящую вакансию;
  • неисполнение должностных обязанностей, вследствие некомпетентности работающего.

Последняя причина внеочередной аттестации может быть следующая:

  1. Пожелание самого работника заняться другими должностными обязанностями, превосходящим по статусу занимаемой должности;
  2. По инициативе непосредственного руководителя, имеющего мнение о том, что данный сотрудник с работой не справляется или просто не подлежал аттестованию в силу того, что не проработал на должности менее года;
  3. Если оценка комиссии по аттестации была присвоена «условно».

Цель аттестации узнать:

  • какие достижения труда были у работника;
  • соответствует ли сотрудник занимаемой должности;
  • какие недостатки обнаружены при подготовке к аттестации;
  • план развития работника по отношению к занимаемой должности;
  • имеется ли желание работника трудиться далее;
  • какие перспективы карьеры для дальнейшего роста сотрудника.

При составлении Положения о порядке проведения аттестации работника на соответствие занимаемой должности необходимо учитывать мнение первичной профсоюзной организации.

Процесс информирования работников об аттестации

Предоставляется перечень вопросов.

Чтобы проинформировать работника о грядущей аттестации на соответствие занимаемой должности необходимо:

  1. Разработать перечень вопросов, которые входят в его сферу деятельности;
  2. Подготовить распорядительный документ, в котором указывается состав комиссии, период подготовки и завершения аттестации, а также утверждается подготовленный перечень вопросов;
  3. С распорядительным документом знакомят самого работника под роспись, простановка даты обязательна;
  4. Работник начинает подготовку в рабочее время, не направленное на выполнение срочных задач. Если у него имеются вопросы, то их можно задавать непосредственному руководителю или лицу, занимающемуся данным видом деятельности.

В обязанностях сотрудника предусматривается аттестация на соответствие занимаемой должности в рамках той организации, в которой он на данный момент времени трудится.

Как оформить итоги по аттестации

При несогласии с итогами работник может обратиться в суд.

В Положении о проведении аттестации работников следует учесть и перечень документов, которые появляются по результатам аттестации.

Решение комиссии свидетельствует о том, сколько сотрудников аттестовалось, а какое количество необходимо переаттестовывать или вообще отстранять от выполнения функциональных обязанностей. Обязательно следует установить сроки последующей аттестации.

Могут в процессе проведения мероприятия и по результату его решения возникнуть споры, и сотрудник имеет право обратиться в суд, если ему что-то не понравилось.

Только Положение, утвержденное распорядительным документом, написанное с использованием правовых нормативных актов, поможет избежать ряда подобных конфликтных ситуаций или в судебном порядке принятое решение будет в пользу работодателя.

На основании итогов заседания аттестационной комиссии издается отдельный документ, на основании которого можно считать аттестацию сотрудников на соответствие занимаемой должности состоявшейся.

Результатами проведенных заседаний могут быть:

  • перевод на вышестоящую должность с повышением жалования;
  • присвоение категории руководящему составу;
  • повышение надбавок, должностных окладов, уровня премиального вознаграждения;
  • отмена надбавок или изменение их процента;
  • снижение уровня квалификации сотрудника;
  • поощрение работника с указанием размера;
  • перевод на иную работу;
  • увольнение с предприятия.

Оформление выполняется в установленном на предприятии порядке, с учетом действующих нормативных документов и не в противоречии с законодательной базой.

Установление сроков выполнения на основании итогов аттестации

При выявлении несоответствия должности, работника могут уволить.

В нормативном локальном акте должны быть указаны сроки, согласно которых должно выполниться принятое комиссией решение.

На основании законодательной базы у руководителя имеется право в срок, не превышающий 2 месяца уволить работника, не соответствующего занимаемой должности, с даты проведения аттестации. Если на этом же предприятии нет возможности перевести сотрудника на другую должность, то с ним расторгается трудовой договор.

Источник: https://naimtruda.com/otnoshen/discipl/attestatsiya-sotrudnikov-na-sootvetstvie-zanimaemoj-dolzhnosti.html

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Кому проходить аттестацию не обязательно?

Под традиционной системой аттестации работников действующим законодательством понимается процедура, содержание и порядок которой работодатель разрабатывает самостоятельно.

В ТК РФ отсутствует статья под наименованием «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности».

Однако Трудовой кодекс, согласно статье 81, определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

К примеру, аттестация работников культуры определяется Порядком, утвержденным заместителем министра культуры РФ, от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Данным нормативным актом, в частности, предусмотрено, что аттестации не подлежат сотрудники, которым по роду их деятельности не требуются специальные навыки или знания, например неквалифицированные рабочие.

Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом мнения профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо.

Подробнее: Оценка и аттестация персонала: учимся их различать

Положение об аттестации работников

Поскольку в 2021 году аттестация работников регламентируется работодателем, в качестве основы для разработки внутреннего нормативного акта рекомендуем брать Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное Постановлением Госкомитета СССР от 05.10.1973 № 267.

Действующее законодательство ничем не ограничивает категории сотрудников, в отношении которых можно провести аттестацию, а также периодичность и сам порядок проведения аттестации. Работодатель вправе устанавливать по своему усмотрению любой порядок проведения данной процедуры в отношении любых категорий сотрудников.

Рекомендуем подойти к разработке документа, который будет носить название «Положение о проведении аттестации работников», с вниманием. В целях исключения возможной негативной судебной практики, а также чтобы аттестация работников на соответствие занимаемой должности была максимально понятна и сотрудникам, и самому работодателю, целесообразно включить в него следующие разделы:

  1. Общая информация.
  2. Раздел о подготовительных мероприятиях.
  3. Раздел о проведении аттестации.
  4. Заключительные положения.
  5. Приложения.

Указанные разделы приведены в качестве примера и не претендуют на универсальность. Мы хотим дать работодателю пошаговый алгоритм, чтобы аттестация работников на его предприятии не давала сбоев и была максимально объективной.

Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации

Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.

Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.

Например, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234, целями аттестации руководителей предприятий являются:

  • объективная оценка деятельности руководителей и определение ее соответствия занимаемой должности;
  • оказание содействия в повышении эффективности работы предприятий;
  • стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.

Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников

Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:

  • беременных;
  • проработавших в должности менее года;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
  • пенсионеров по старости;
  • несовершеннолетних;
  • сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.

Остальной персонал можно аттестовывать.

Например, когда проводится аттестация прокурорских работников, то в число аттестуемых не включают:

  • беременных;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком (они могут быть аттестованы через шесть месяцев после выхода из отпуска);
  • работников, достигших предельного возраста нахождения на службе (если они не допустили в работе существенных упущений);
  • офицеров в запасе органов военной прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.

Все остальные из числа работников органов прокуратуры подлежат аттестации в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 20.06.2012 № 242.

Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации

Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.

Источник: https://clubtk.ru/attestatsiya-sotrudnikov

Кому проходить аттестацию не обязательно?

Кому проходить аттестацию не обязательно?

Во многих организациях аттестация работников носит формальный характер.

Это связано с тем, что в Трудовом кодексе РФ не содержится обязательных сроков и указаний для ее проведения.

Однако аттестация персонала способна в разы повысить эффективность организации за счет увольнения работников, не справляющихся со своими обязанностями, и найма служащих, больше соответствующих должности.

Понятие об аттестации

На сегодняшний день в ТК РФ не предусмотрено четкого определения понятия аттестации.

Для понимания сути вопроса следует обратиться к словарю, в котором сказано, что под аттестацией следует иметь ввиду оценку профессиональных навыков и компетенции сотрудника для определения его соответствия занимаемой должности.

Проведение аттестации помогает организации:

  • оптимизировать численность персонала;
  • создать дополнительные мотивационные условия для профессионального роста сотрудников;
  • сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных работников;
  • уволить или перевести на другую должность сотрудников, работающих не на своем месте.

Правовое регулирование

При рассмотрении понятия аттестации стоит опираться на определение квалификации сотрудников, которое содержится в ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ.

Согласно данному положению, квалификация работников — это уровень их знаний, навыков и профессионального опыта, помогающего им выполнять свои трудовые обязанности.

Характеристика понятия квалификации, согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, определяется профессиональными стандартами.

Сегодня существует немалое количество подобных стандартов, действующих совместно со справочниками квалификации (ЕТКС и ЕКС).

Обязательное использование данных справочников пока нигде не указано.

Исходя из ст. 81 ТК РФ, порядок проведения аттестации регулируется нормативно-правовыми документами и внутренними положениями предприятия.

Последние принимаются в соответствии с установленными на предприятии правилами.

При этом должно учитываться мнение органа, представляющего интересы работников данной организации.

На государственных предприятиях аттестация проводится согласно порядку, описанному в нормативно-правовых актах. Коммерческие предприятия вольны самостоятельно устанавливать методику оценки знаний сотрудников.

Однако тут есть два небольших ограничения. В соответствии с пп. 2-3 ст. 82 ТК РФ, при проведении аттестации возможны несколько сценариев:

  1. В случае если по итогам проведения оценки стало возможным увольнение сотрудника, в состав апелляционной комиссии должен быть включен представитель профсоюза.
  2. Если увольнение коснулось члена профсоюза, тогда должно быть учтено обоснованное мнение профсоюза, препятствующее увольнению.

Главным принципом при проведении аттестации является ее добровольность.

В некоторых сферах работник имеет право добровольно пройти аттестацию на основании поданного им заявления.

Чаще всего подобное встречается среди педагогов. В этом случае оценка проводится для повышения квалификации и назначения первой или высшей категории.

Необходимость проведения и основная роль

Проведение аттестации заключается в оценке уровня навыков и подготовки сотрудников и определении их соответствия занимаемым должностям.

Ее главное назначение заключается не в контроле, а в обнаружении резервов, которые можно использовать для повышения отдачи от сотрудников.

Главное требование, предъявляемое к аттестации, — это объективность при оценке. Она обычно противопоставляется такому понятию, как субъективность, от которой необходимо избавляться любыми способами.

Вне зависимости от того, существуют ли нормативный акт о порядке проведения аттестации, в каждой организации должен быть предусмотрен собственный документ, регламентирующий данную процедуру.

В Положение об аттестации рекомендуется внести следующие пункты:

  • понятие аттестации, ее основные цели и задачи;
  • категории работников, подлежащих и не подлежащих аттестации;
  • сроки проведения аттестации;
  • полномочия комиссии и ее состав;
  • графики проведения испытания;
  • список сотрудников, отвечающих за подготовку материалов для проведения оценки;
  • критерии оценки;
  • порядок проведения;
  • возможные последствия для работника.

Подобный документ требуется для объективности проведения оценки.

Категории неаттестуемых работников

Согласно ч. 7 ст. 336 ТК РФ, аттестация не проводится в отношении сотрудников, трудоустроенных на основании срочного трудового договора.

Помимо этого, оценка профессиональных навыков не может проводиться для следующих категорий работников:

  • лиц, занимающих свою должность меньше двух лет;
  • беременных женщин;
  • женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам;
  • сотрудников научной сферы, пребывающих в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

В последнем случае аттестация возможна не раньше, чем через два года после выхода из отпуска.

Данный перечень сотрудников, не подлежащих аттестации, может быть расширен в соответствии с локальным Положением об аттестации.

На этом основании в него могут быть включены сотрудники:

  • трудящиеся на основании внутреннего совместительства;
  • оформленные по трудовому соглашению на срок до одного или двух лет;
  • только что прошедшие профессиональную переподготовку;
  • назначенные на должность на конкурсной основе.

В последних двух случаях аттестация не проводится в течение года после повышения квалификации или после назначения на должность.

Спорные вопросы

Больше всего сложностей проведение аттестации вызывает в организациях, где нет профсоюза и категорий работников, для которых строго описан процесс проведения оценки.

Процедура должна происходить на основании локальных актов, однако не все работодатели разбираются в том, что должно быть отражено в них.

По этой причине оценка в таких организациях можно носить слишком субъективный характер.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/komu-prohodit-attestaciyu-ne-obyazatel-no/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.