Критерии отнесения объекта к 1-4 категории негативного воздействия на окружающую среду
Основные критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к категориям
Отходы | 20.01.2021 | 5145
Распределение объектов, которые отрицательно и негативно воздействуют на окружающую человека природную среду, по нескольким категориям было введено сравнительно недавно. Появление понятия «категория» применительно к данной теме было вызвано значительными и немаловажными изменениями в действующем законодательстве, связанном с нормированием негативного влияния на природную среду.
Законодательное основание
В первую очередь, это относится к двум Федеральным законам: принятым в 2014 году №219-ФЗ, которые внесли существенные поправки в другой законодательный акт, а именно действующий с 2002 года №7-ФЗ, регламентирующий сферу защиты окружающей среды.
{ADV38}
Данными законами предписано провести распределение всех объектов, чье воздействие на природу отрицательно, на четыре категории. Основополагающие критерии, по которым должно происходить отнесение объектов к различным группам, были установлены Постановлением российского Правительства №1029, датированным 28.09.2015 года.
Сроки и другие параметры категорирования объектов НВОС
В соответствии с основными требованиями упомянутого выше ФЗ №219-ФЗ, всем объектам, воздействие которых на природную среду отрицательно, должна быть присвоена определенная категория. Кроме того, они должны быть поставлены на госучет, который планирует осуществлять Минприроды России.
Основные критерии отнесения объектов, отрицательно влияющих на окружающую среду, к определенной категории из четырех возможных приведены в правительственном Постановлении №1029, подписанном 28.09.2015 года.
После его появления становится возможным осуществить на практике еще одно требование ФЗ №219-ФЗ, касающееся сроков проведения категорирования объектов НВОС и последующей их постановке на учет.
Исходя из установленных ФЗ №219-ФЗ временных рамок, категорирование объектов, оказывающих НВОС, должно быть выполнено всеми хозяйствующими субъектами до 1.01.2021 года.Заявка на отнесение объекта, чье воздействие на окружающую среду отрицательно, к определенной категории и дальнейшей постановке его на учет имеет следующий вид:
Результатом предусмотренных законом мероприятий является свидетельство следующей формы:
Основные критерии отнесения объектов с отрицательным воздействием на ОС к категориям
Главным критерием категорирования объектов, оказывающих НВОС, является степень и уровень оказываемого ими отрицательного воздействия. В соответствии с ним все предприятия могут быть разделены на четыре группы:
- 1-я категория. К ней могут быть отнесены объекты, НВОС которых имеет значительный размер, но при этом они, как правило, являются наилучшими с точки зрения доступных в настоящее время технологий (НДТ);
- 2-я категория. Сюда причисляются объекты с умеренным воздействием на окружающую человека среду;
- 3-я категория. Предприятия данной группы оказывают НВОС незначительного масштаба;
- 4-я категория. К ней могут быть отнесены объекты, воздействие которых на окружающую человека среду минимально.
По каждой из указанных групп можно рассмотреть критерии категорирования объектов НВОС более подробно.
Критерии отнесения объектов НВОС к 1-ой категории
Объекты данной группы являются наиболее негативно воздействующими на окружающую среду.
Это может выражаться как наибольшим объемом выбросов или сбросов предприятия, так и содержанием в них максимально вредных химсоединений или отдельных веществ.
Учитывая это обстоятельство, описанию критериев отнесения объектов, которые оказывают НВОС, к первой категории в рассматриваемых законодательных документах уделено самое большое место.
Примерами таких объектов могут являться предприятия энергетики, добычи и последующей переработки полезных ископаемых, связанные с захоронением или обеззараживанием различных отходов и т.д.
В последней редакции Постановления №1029 приведен еще один важный критерий отнесения к 1-ой категории – наличие в выбросах объекта соединений или веществ, которые могут быть причислены к 1 или 2 классу по фактору опасности.
Критерии отнесения объектов НВОС ко 2-ой категории
Объекты 2-й категории, согласно действующим законодательным актам, характеризуются тем, что их негативное влияние на окружающую человека природную среду является умеренным.
Это могут быть предприятия, которые относятся к областям НДТ, не включенные в первую категорию, так и обычные хозяйствующие субъекты.
Примерами объектов данной группы являются предприятия атомной промышленности, различные трубопроводы, склады удобрений, морские и речные порты и т.д.
Критерии отнесения объектов НВОС к 3-ей категории
Воздействие объектов 3-й категории считается незначительным. К данной группе относятся и предприятия, работающие в перечисленных выше областях, но по имеющимся мощностям и производственным объемам не дотягивающие до включения в 1-ю или 2-ю категорию.
Критерии отнесения объектов НВОС к 4-ой категории
Степень негативного влияния на окружающую среду объектов 4 категории минимальна. Вполне логично, что примерами таких предприятий могут быть офисные учреждения, медицинские и образовательные организации, а также работающие в социальной сфере объекты.
Данная группа предприятий наиболее многочисленна.
Последняя редакция Постановления №1029 содержит немаловажное уточнение – наличие собственного маломощного газового котла не является критерием для отнесения объекта, оказывающего НВОС, к более серьезной категории.
{ADV39}
Источник: https://xn--80ajpfhbgomfh1b.xn--p1ai/blog/othody/osnovnye-kriterii-otneseniya-obektov-okazyvayushih-nvos-k-kategoriyam/
Категория объекта оказывающего негативное воздействие. Нюансы!
Каждое предприятие, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду (ОНВОС), должно встать на государственный учет как объект негативного воздействия на окружающую среду. Но, предварительно, на предприятии должна быть определена категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Для начала обратимся к статье 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, где сказано:
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, – объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты IV категории.
Для определения категории объекта негативного воздействия на окружающую среду вам надо открыть Постановление Правительства РФ от 28.09.2021 №1029 “Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II. III и IV категорий”.
В первой и второй главах указанного Постановления представлены критерии отнесения объектов НВОС к 1 и 2 категории на основании осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности предприятия.
Категория объекта оказывающего негативное воздействие – как ее определить?
[adsp-pro-1]По критериям какого вида деятельности вы должны встать на учет как объект негативного воздействия?
В выписке ЕГРЮЛ, представленной на сайте: https://egrul.nalog.ru/ вы смотрите основной вид деятельности вашего предприятия. По указанному виду вы и должны поставить площадку на учет как ОНВОС.
Если у предприятия несколько площадок, то постановка на учет осуществляется по основному виду деятельности конкретной площадки.
Если вы ваше предприятие (площадку) отнесли к ОНВОС по нескольким критериям, то объекту присваивается категория наибольшего негативного воздействия на окружающую среду.
Объект негативного воздействия 1 или 2 категории
Далее вы должны найти вид деятельности вашего предприятия в указанных критериях отнесения объектов, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II. III и IV категорий.
Если находите, то в зависимости от производительности (мощности) вы будете являться объектом негативного воздействия на окружающую среду 1 или 2 категории. Обратите внимание, что отнесение производится в основном по проектной мощности или производительности.
Еще один нюанс: ищите точную формулировку, совпадающую с вашем видом хозяйственной деятельности.
Например: производство бумаги и картона – не означает производство тары из бумаги и картона,
И наоборот: производство мясо и мясопродуктов (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки) – это не только мясные комбинаты, но и супер и гипермаркеты, где осуществляется производство мясных полуфабрикатов.
В ходе надзорных мероприятий недостоверная информация, предоставленная в заявке о постановке на учет как объекта НВОС будет выявлена, в результате чего ваше предприятие будет привлечено к административной ответственности по ст.8. КоАП РФ.
Объект негативного воздействия 3 категории
Если вы не относите свое предприятие к объектам 1, 2 категории ОНВОС, то переходим сразу к 4 разделу Критериев, которые относятся к ОНВОС 4 категории:
Наличие одновременно следующих критериев:а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом “б” пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.
Если вы себя не отнесли к ОНВОС 4 категории по вышеуказанным критериям, то Ваш объект относится к 3 категории.
Основная масса наших предприятий – это объекты НВОС 3, 4 категории.
Еще раз, более неформальным языком:
Ваш объект негативного воздействия на окружающую среду относится к 3-ей категории, если:
- ваше предприятие (площадка) имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и суммарный выброс в атмосферу от этих источников составляет более 10,0 т/год;
- ваше предприятие (площадка) имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в составе выбросов имеются вещества 1, 2 класса опасности.
- осуществляется сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения и другие сооружения при использовании вод не для бытовых нужд.
- осуществляется сброс сточных вод в водные объекты, недра, на землю.
В соответствии с письмом от 31.10.2021 г. № АС-09-00-36/22354:
В случае если хозяйствующий субъект относится к категории абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, либо осуществляет деятельность, указанную в приложении 4 к Правилам-644, и обязан, таким образом, иметь локальные очистные сооружения, использование вод таким субъектом не является использованием вод для бытовых нужд.
Объект негативного воздействия 4 категории
Если вы не отнесли свое предприятие по Критериям ни к объектам 1, 2 и 3 категорий – значит вам повезло, ваш объект негативного воздействия на окружающую среду относится к 4 категории.
Критериидля ОНВОС 4 категории:
Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом “б” пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.Объекты 4 категории ушли из плановых проверок.
Не объект негативного воздействия на окружающую среду
Ваше предприятие (площадка) не являются объектом негативного воздействия на ОС в случае если:
- ваше предприятие (площадка) не имеет стационарных источников выбросов ЗВ В АВ,
- нет сбросов сточных вод в системы водоотведения при использовании воды не для бытовых нужд (т.е. у вас имеется только сброс бытовых сточных вод),
- не осуществляет виды деятельности, указанные в разделах 1, 2 Критериев.
Бонус для таких предприятий:
Соответственно, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует.
пункт 6 письма от 31.10.2021 г. № АС-09-00-36/22354:
[adsp-pro-1]Деятельность с отходами, как негативное воздействие на ОС
Основная масса предприятий занимается только одним видом деятельности по обращению с отходами – это накопление. Более крупные предприятия занимаются также транспортированием отходов, которое также является деятельность по обращению с отходами.
Указанные виды деятельности не относятся к видам негативного воздействия на ОС.
Если ваше предприятие (площадка) осуществляет виды деятельности по сбору, обработке и утилизации отходов, то оно является объектом негативного воздействия 1 или 2 категории.
Надеюсь я вам помогла и категория объекта, оказывающего негативное воздействие на ОС вами определена верно.
Источник: https://EcoProverka.ru/kategoriya-obekta-okazyvayuschego-negativnoe-vozdeystvie/
Объекты 4 категории, оказывающих негативное воздействие
Согласно природоохранному законодательству (ФЗ № 7) все юридические лица и ИП должны подать заявление на госрегистрацию объектов, относящиеся к таким, что оказывают неблагоприятное влияние на экологию и природу. Для этого лицам следует обратиться с данным документом в органы Росприроднадзора по территориально принадлежности (статья 69, 69.2 ФЗ № 7).
Различают несколько категорий таких источников НВ в зависимости от концентрации опасных выбросов, и все они подлежат госучету. Например, на объекты 4 категории, оказывающих негативное воздействие в минимальном объеме, также подается соответствующее заявление.
По каким показателям оценивается опасность выбросов, и, как происходит постановка на учет, рассмотрим в нашей редакции.
Негативное воздействие согласно законодательным положениям РФ оказывается на атмосферу, подземные и поверхностные воды, а также к ним относится выброс отходов.
Понятие объект негативного воздействия – это обособленный ресурс либо совокупность ресурсов в границах одной территориальной единицы, оказывающих неблагоприятное влияние на экологию и природу, а также – это объект расположения отходов.
Отметим, что учреждения, где образуются отходные материалы, не способствующие засорению окружающей природы, не обязаны подавать заявку на госрегистрацию в экологический надзор. Например, к таким компаниям относятся:
- магазины;
- учреждения, предоставляющие бытовые услуги населению;
- офисы.
С появлением в учреждении ресурса-источника засорения экологии и природы ими производится постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие (котельные, очистное оборудование либо сооружения).
С учетом масштабов производственного процесса организация может относиться к одной из групп, определяющихся по категории объектов (их существует 4), что в дальнейшем влияет на объем обязательств компании в отношении действий, направленных на сохранение экологии и окружающей природы.
Категории объектов НВ утверждены ФЗ № 219, данный законодательный акт дополняет нормативы ФЗ № 7. Существует 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на природу и экологию, распределенных с учетом масштаба влияния:
- Категория I. Объекты, обладающие высоким уровнем НВ.
- Категория II. Объекты, обладающие относительным уровнем НВ.
- Категория III. Объекты, имеющие незначительную степень НВ.
- Категория IV. Объекты, производящие минимальный уровень НВ.
Если имущество не относится ни к одной из категорий, оно не подлежит гос. учету. Также нужно указать, что проблема негативного воздействия касается не отдельных организаций или ИП, а именно объектов, обладающих свойствами неблагоприятно влиять на окружающую природу.
Экологический сбор в 2021 году
Постановка на учет
Еще раз заметим, что подача заявки в соответствующие органы предполагает регистрацию не самой компании, а именно отдельных имущественных объектов или группу таких объектов, что неблагоприятно влияют на природу. Согласно статье 69.
2 ФЗ № 7, обязанность становится на госучет и регистрировать объекты НВ путем обращения в уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ с заявлением возлагается на пользователей этих объектов.
Таким органом в частности является Росприроднадзор, на который возлагается ответственность вести федеральный реестр объектов. В этот документ включаются все имущество, подлежащие гос. надзору по экологии.
Обязательство пользователей ресурсов НВ подавать заявку на регистрацию возникает при появлении в учреждении такого объекта. Срок представления заявления регламентирован п. 2 ФЗ № 7, он составляет полгода с момента эксплуатации объекта НВ.
Форма соответствующего заявления, правила его принятия и рассмотрения утверждены Приказом Минприроды РФ № 554 от 23 декабря 2015 года. Руководствуясь законодательными нормами, уполномоченный государственный орган отдельных субъектов РФ обязан принять документ от природопользователей, и в течение 10 рабочих суток рассмотреть его, а после подготовить свидетельство о регистрации.
Основная задача законодателей при формировании и утверждении нормативов о госрегистрации объектов НВ и отнесения их к соответствующей категории – это минимизировать расчет суммы платы по объекту негативного воздействия (НВОС). Так, например, организации, использующие только имущество, относящиеся к категории IV, полностью освобождаются от уплаты НВОС (статья 16.1 ФЗ № 7).
Критерии отнесения объектов НВ к категории IV
Как мы уже рассмотрели, все объекты НВ распределяются по отдельным категориям с учетом степени негативного влияния. Так, в категорию IV включаются такие, что обладают минимальным уровнем опасного воздействия, что дает возможность природопользователям не производить уплату НВОС. Для того, чтобы разобраться попадает ли имущество под данную категорию, нужно знать критерии оценки:
- На объекте имеются фиксированные источники НВ, у которых объем засоряющих компонентов, выбрасываемых в атмосферу, не превышает 10 тонн в 12 месяцев, при этом в их содержании не присутствуют загрязняющие вещества I и II класса активности.
- Объекты не способны выбрасывать вместе со стоками опасные вещества в централизованные водоотведения, а также в иные каналы и механизмы отведения и очистки стоков. Исключением является выбросы вредных компонентов, образующихся в результате использования воды в бытовых целях.
Определить класс опасности позволят специально разработанные нормативы качества атмосферы. Это «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ (ГН 2.1.6.1338-03)», они утверждены Постановлением Главного госврача санитарно-эпидемиологической станции России № 114.
Регистрация объектов и включение их к соответствующей категории подтверждается оформлением свидетельства, типовая форма которого приводится в Письме Росприроднадзора № 176-03-00-36/17836 от 1 сентября 2021 года.
В заключении можно сказать, что новые законодательные положения в ФЗ № 7 внесенные в 2021 году, позволяют природопользователям, использующих объекты НВ IV категории, не причиняющих существенного вреда экологии, избавиться от уплаты НВОС и заполнения соответствующей декларации.
Источник: https://okbuh.ru/otchetnost/obektyi-4-kategorii-okazyivayushhih-negativnoe-vozdeystvie
Присвоение категории опасности для окружающей среды
Постановка на учет и присвоение категории объекту позволяет предприятию минимизировать платежи за НВОС. Предприятия, имеющие только объекты IV категории освобождаются от платежей на НВОС (статья 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Сама по себе обязанность вытекает из статьи 69.
2 Федерального закона № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”:
– объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Категории объектов введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219, который дополнил Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” новой статьей 4.2.
Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 этой статьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в зависимости от степени воздействия делятся на четыре категории:
- I категория – объекты, оказывающие значительное НВОС;
- II категория – объекты, оказывающие умеренное НВОС;
- III категория – объекты, оказывающие незначительное НВОС;
- IV категория – объекты, оказывающие минимальное НВОС.
Следует сразу заметить, что речь идет не о предприятиях и организациях, не о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, а именно и только об объектах.
Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду
Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” дает нам такое определение:
объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Фраза “и (или) другой объект” фактически означает любой объект. Зачем законодателям понадобилась такая “мутная” формулировка? И зачем надо было тогда указывать “объект капитального строительства”?
А самое главное, это то, что в этом определении не расшифровывается сама суть фразы “оказывающий негативное воздействие на окружающую среду”. А ведь в этом вся суть. Если объект оказывает НВОС, то ему присваевается категория, а если не оказывает, то и категория не присваевается.
Я не усматриваю за этим каких-либо глубоких замыслов законодателей, и списываю это на поспешность принятия законов.
Что же такое НВОС? В том же законе есть и такая формулировка:
“негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды”.
И опять ничего конкретного. Тем не мнее, согласно презумции опасности для окружающей среду любой хозяйственой деятельности можно предположить, что НВОС оказывает любой объект, используемый (участвующий) в хозяйственой деятельности.
Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие
Категория объекта устанавливается на основании “Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий”, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.
Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).
Любопытно, что “Критерии” составлены так, что объекты, не имеющие “стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год” попадают под III категорию. Т.е. табачный ларек или детский сад формально следует отнести к III категории объектов НВОС!
Этот казус Министерство природных ресурсов России попыталось сгладить своими “рекомендациями” в Письме от 29 сентября 2021 г.
№ АА-03-04-32/20054:
“Таким образом, при соответствии подпункту “б” пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС“.
“Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется.
Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена.”
Это пахнет откровенным непрофессионализмом чиновников. Ну как теперь быть? Детский сад – это IV категория или никакая? А самое главное, какая разница?
Однако факт остаётся фактом. Российское законотворчество далеко от совершенства. Ведомство вынуждено латать фактически свои собственные огрехи и “притягивать за уши” различные формулировки. Ведь не секрет, что проекты подобных постановлений готовятся как раз в недрах МПР России и выходит, что министерство разъясняет потом то, что не смогло само точно сформулировать. И смех и грех.
Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, в форме ведения государственных реестров. Реестры ведутся согласно “Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду”, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2021 № 572.
Источник: https://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=326
Требования к предприятиям, как к объектам I –IV категории
С 1 января 2021 года вступают в силу положения касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.
Объекты в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Отнесение Объекта к соответствующей категории осуществляется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029, при его постановке на государственный учет.
Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об Объекте (пункт 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Неизменными и необходимыми для любой категории предприятий остались следующие документы: паспорта на отходы, журнал движения отходов , форма 2 ТП Отходы, форма 2 ТП воздух (при наличии обязанности о представлении), а также представление сведений в кадастр отходов.
Далее рассмотрим, в зависимости от категории негативного воздействия.
Для объектов I категории негативного воздействия предусмотрено:
1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
3. Комплексное экологическое разрешение;
4.
Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
8. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
9. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
10. Оформление паспортов на отходы.
11. Предоставление сведений в кадастр отходов.
Для объектов II категории негативного воздействия предусмотрены следующие требования:
1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
3. Для объектов II категории Вы не обязаны получать КЭР, но должны подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды»).
При этом Вы имеете право получить КЭР при наличии отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п. 12 ст. 31.1, п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.
2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). ;
4.
Расчет нормативов допустимых выбросов, допустимых сбросов, который будет являться приложением к Декларации о воздействии на окружающую среду, а в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, необходимо будет получить разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы ( при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды).5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
7. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
8. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
9. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
10. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
11. Оформление паспортов на отходы.
12. Предоставление сведений в кадастр отходов отходов.
Для объектов III категории негативного воздействия предусмотрено:
1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
3. Расчет нормативов допустимых выбросов /сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах;
При невозможности соблюдения нормативов воздействия на окружающую среду дополнительно необходим план по снижению объема или массы временно разрешенных выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;
4.
Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
8. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
9. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
10. Оформление паспортов на отходы.
11. Предоставление сведений в кадастр отходов.
Для объектов IV категории негативного воздействия предусмотрен список требований:
1. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии обязанности о ее представлении);
2. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы).
3. Оформление паспортов на отходы.
4.
Ведение журнала движения отходов.
5. Предоставление сведений в кадастр отходов.
Как отчитываться в 2021 г. организациям, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, т.к. они не являются объектами НВОС? Получается, они не относятся ни к одной категории и должны иметь только журналы, кадастры, сдавать 2-ТП отходы и вносить плату НВОС?
СМСП и не СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства – СМСП). Нормирование в области обращения с отходами будет осуществляться на основании разделения объектов по категориям по степени негативного воздействия с 01.01.2021 г.
, таким образом, вне зависимости от категории эксплуатируемых объектов за 2021 год необходимо подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; за 2021 год представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов предусмотрено только для организаций, осуществляющих деятельность на объектах III категории.
Для организаций, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, предусмотрено представление отчета по форме 2-ТП «Отходы» – его сдают все организации вне зависимости от категории негативного воздействия.Также при наличии соответствующей обязанности организации должны осуществлять паспортизацию отходов, а также вносить плату за НВОС и представлять декларацию о плате за НВОС за следующие его виды:
1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
2. сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
3. хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2021 и 2021 годы не исчисляется и не взимается (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
Источник: https://www.pursei.ru/uslugi/kategorii_objektov_nvos/trebovaniya_po_kategoriyam/
Категории объектов, оказывающих негативное воздействие
Действующее законодательство обязывает юридических и физических лиц ставить на государственный учет объекты, которые наносят вред окружающей среде. Что относится к данным объектам?Какие категории объектов, оказывающих негативное воздействие, утверждены законодательством? Как поставить их на учет? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.
Что относится к объектам негативного воздействия?
Определение данного термина приведено в законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
В соответствии с ним, объект негативного воздействия – это объект капитального строительства (или иной объект), а также группа объектов, расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков и имеющих единое назначение.
Под негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) подразумевается осуществление деятельности, в результате которой происходят негативные изменения в окружающей среде.
Категории объектов
Деление на категории объектов, оказывающих негативное воздействие, позволяет ужесточить контроль за опасными производствами и ослабить контроль за предприятиями, которые оказывают минимальное НВОС.
За отнесение хозяйствующего субъекта к той или иной категории отвечает Росприроднадзор.
Окончательное решение принимается после тщательного анализа сведений об исследуемой организации и сопоставления их с критериями, утвержденными Правительственным постановлением от 28.09.2015 № 1029.
В ст. 4.2 закона № 7-ФЗ перечислены следующие категории объектов:
- I категория (сильное воздействие). Сюда относятся химические и металлургические предприятия, мясокомбинаты, объекты обезвреживания и захоронения отходов и пр.
- II категория (умеренное воздействие). К данной категории относятся атомные электростанции, заводы по производству силикатного кирпича, фермы по разведению крупного рогатого скота, птицы и пр.
- III категория (незначительное воздействие). В эту категорию входят субъекты, не относящиеся к I и II категории, а также те, которые попадают в вышеперечисленные категории, но их производственные мощности меньше критериев, определенных для двух предыдущих категорий.
- IV категория (минимальное воздействие). Объекты 4 категории оказывают негативное воздействие в незначительных масштабах. К ним относятся офисы, образовательные и социальные учреждения, торговые объекты и пр. Как правило, данные организации освобождаются от платы за НВОС, но окончательное решение принимает Росприроднадзор.
При отнесении хозяйствующего субъекта к конкретной категории принимаются во внимание критерии, установленные Правительством РФ в постановлении № 1029. К основным критериям относятся:
- масштабы деятельности;
- уровень загрязнения;
- опасность отходов, выбрасываемых объектом;
- сфера, загрязняемая в ходе осуществления деятельности.
Категория опасности присваивается при постановке объекта на учет. В дальнейшем она может быть изменена.
Плата за НВОС
Организации и ИП обязаны вносить плату за причинение вреда окружающей среде. Это указано в ст. 16.1 закона № 7-ФЗ. Исключение составляют предприниматели и фирмы, которые осуществляют деятельность только на объектах, относящихся к IV категории. Присвоение данной категории должно быть подтверждено соответствующим свидетельством.
Размер платы рассчитывается ответственными лицами самостоятельно. Для исчисления платы необходимо умножить платежную базу по каждому загрязняющему веществу на соответствующую ставку указанной платы с учетом коэффициентов. Затем эти показатели суммируются. Платежной базой для расчета размера платы является масса или объем выбросов вредных веществ.
Владельцы загрязняющих производств обязаны ежегодно подавать в территориальное управление Росприроднадзора годовую декларацию, в которой они произвели расчет суммы платы по объекту негативного воздействия. Декларацию необходимо сдать до 10 марта следующего за отчетным года.
Ставки платы по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 № 913. Размеры ставок указаны из расчета на 1 тонну конкретного загрязняющего вещества.
Источник: https://spmag.ru/articles/kategorii-obektov-okazyvayushchih-negativnoe-vozdeystvie