+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О налоговом контроле в РФ

Содержание

Формы и виды налогового контроля

О налоговом контроле в РФ

С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками.

Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов.

В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

  • Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.
    • камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения – не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
    • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.
  • Получение объяснений – может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т.п. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.
  • Проверка данных учета и отчетности – проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.
  • Инвентаризация – одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Порядок проведения утвержден приказом Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
  • Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода – проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом (ст. 92 НК РФ).
  • Мониторинг – относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС (ст. 105.26 НК РФ). При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.

Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

  1. Основные методы контроля.
  • Документальные:
    • истребование и выемка документов и учетных регистров,
    • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
    • проверка на соответствие нормам права,
    • арифметическая проверка,
    • проверка обоснованности проведенных операций;
  • Фактические:
    • инвентаризация имущества,
    • экспертиза,
    • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
    • анализ качества сырья и материалов,
    • контрольная закупка и т.д.
  1. Дополнительные методы налогового контроля.
  • Расчетно-аналитические:
    • экономический анализ данных,
    • технические расчеты,
    • логическая оценка,
    • контроль ценообразования и т.п.
  • Информативные:
    • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
    • истребование письменных справок,
    • разъяснение действующих норм законодательства.

Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

Виды налогового контроля в РФ

О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

  • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
  • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
  • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
  • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
  • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
  • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
  • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета. 

Источник: https://spmag.ru/articles/formy-i-vidy-nalogovogo-kontrolya

Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля

О налоговом контроле в РФ

Налоговому контролю посвящена гл. 14 НК РФ.

Понятие и значение налогового контроля

Налоговый контроль является:

  1. составной частью финансового контроля и
  2. одним из видов государственного контроля.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е.

как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, опре­деленное содержание и способы его осуществления.

Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:

    1. в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государ­ственных и муниципальных фискальных интересов;
    2. в узком аспекте — это контроль государ­ства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

Цель налогового контроля:

    • обес­печение законности и эффективности налогообложения.

Объекты налогового контроля:

    1. движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
    2. материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.

Предмет налогового контроля:

    • валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

Субъекты налогового контроля:

    1. налоговые орга­ны;
    2. таможенные органы;
    3. органы внутренних дел;
    4. следственные органы.

Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Основные формы налогового контроля:

    • проверки;
    • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;
    • проверки данных учета и отчетности;
    • осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);
    • другие формы, предусмотренные НК РФ.

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

    • предварительный;
    • теку­щий (оперативный);
    • последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.

д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение пред­варительной проверки финансового состояния налогоплатель­щика со стороны уполномоченного государственного органа.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контро­ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало­гоплательщиков.

Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин­вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво­ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя­занности со стороны фискально обязанных лиц.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nalogoviy-kontrol-ponyatie-znachenie-formi-i-vidi-nalogovogo-kontrolya

Общие положения о налоговом контроле

О налоговом контроле в РФ
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Общие положения о налоговом контроле

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы.

С точки зрения действующих положений НК РФ, налоговый контроль является одной из форм управленческой деятельности, функции, эффективность, содержание, результат и порядок применения которой направлены на постоянный анализ и наблюдение за исполнением существующих норм налогового законодательства России.

Все формы и методы налогового контроля также направлены на постоянный контроль процедуры налогообложения, установленной НК РФ, на своевременное выявление и анализ правонарушения в области действующего законодательства России, а также на постоянное совершенствование и развитие функции существующей системы.

Формы налогового контроля, его предмет, порядок применения и государственные полномочия, функции, признаки, источники – все это касается общественных правоотношений, регулярно образующихся в данной области действующего законодательства России.

Основы налогового контроля и ответственность за нарушение действующих норм устанавливаются положениями НК РФ. Порядок применения данных норм является очень важным и требует к себе максимально внимательного подхода.

Любое нарушение, допущенное со стороны представителя налогового органа во время осуществления определенного мероприятия налогового контроля, может привести к полному аннулированию результатов этой процедуры, будь то камеральная проверка организации налогоплательщика, анализ совершенного правонарушения и т.д.

Принципы налогового контроля, его предмет, содержание, порядок применения, эффективность и функции относятся к общим принципам, урегулированным НК РФ.

К основным можно отнести: защиту интересов налогоплательщиков, постоянный анализ деятельности, контроль поступления денежных средств в казну государства в установленный срок, постоянное повышение эффективности, совершенствовании и развитие системы и т.д.

Развитие и совершенствование, повышение уровня, а также значение налогового контроля никогда не потеряют актуальность.

Применение норм действующего налогового законодательства России и анализ их эффективности – процесс непрекращающийся и, безусловно, необходимый.

Его результат является очень важным – он обеспечивает правомерность государственного процесса налогообложения, укрепляет это понятие и определение, обеспечивает постоянное повышение государственного уровня, открывает новые источники и цели, объекты, приемы, способы, этапы и полномочия.

Статус органов налогового контроля России, их назначение и определение всегда будут занимать огромное место в существующей правовой системе, так как является ее неотъемлемой частью.

Правила проведения налогового контроля

Нормы налогового законодательства России и общие положения НК РФ устанавливают определенный порядок и критерии, которые должны быть соблюдены во время проведения любого мероприятия налогового контроля, будь то камеральная проверка, либо иные формы налогового контроля.

В тех случаях, когда формы и методы налогового контроля, либо определенные действия налогового контроля, будут содержать в себе правонарушения, результат данного контроля будет аннулирован, а на виновное лицо будет наложена ответственность за данное нарушение, которое показал результат проверки, проведенной в установленный срок.

Общие положения и порядок НК РФ устанавливают, что все формы проведения налогового контроля представляют собой особые способы получения той или иной информации о налогообложении, а также ее анализ и другие приемы.

Обеспечение налогового контроля чаще всего выражается в организации и проведении такой процедуры как налоговая проверка – камеральная и иные.

Во время ее непосредственного осуществления, проверяются документы организации, проводится анализ ее деятельности с точки зрения положения НК РФ, проверяются установленные сроки, порядок, выявляются определенные правонарушения, а также осуществляются иные мероприятия налогового контроля.

Камеральная и иные проверки налогообложения организации должны проводиться в установленный срок.

Предмет и результат данных проверок представляют собой письменное заключение, в котором содержатся все необходимые сведения – отсутствующие, либо неправильно оформленные документы, анализ которых был произведен, возможное нарушение и ответственность за него, критерии эффективности организации, субъекты проверки, данные о том, какие именно мероприятия налогового контроля были проведены, а также иные общие положения, сущность которых относится к составу данной процедуры.

Камеральная и иная проверка налогообложения имеют свой предмет, сущность, элементы, субъекты, цели, источники, порядок применения и критерии, установленные НК РФ, например, срок давности.

В соответствии с правилами налогового законодательства России, осуществление данной процедуры может произойти в течение 3-х календарных лет деятельности налогоплательщика.

Уполномоченным лицом в установленный срок могут быть истребованы дополнительные документы для осуществления проверки деятельности организации, наличия, либо отсутствия правонарушения.

В том случае, если нарушение государственного налогового порядка было выявлено, уполномоченным лицом устанавливается срок, требующийся для его устранения, а также необходимые документы, которые нужно будет представить в указанные сроки.

Ответственность за то, что в установленные сроки не были представлены требующиеся документы и элементы, будет более серьезной, чем та, которую предусматривали первоначальные этапы.

Камеральная проверка является государственной юридической процедурой, это значит, что ответственность может быть применена и к сотрудникам налогового учреждения. Данная ответственность и ее обеспечение может применяться только в том случае, если нарушение действительно является доказанным фактом и если был проведен соответствующий анализ, результат которого показал данное нарушение.

Регулирование налогового контроля, ответственность и ее обеспечение является компетенцией судебных органов.

Различные особенности налогового контроля, а также некоторые нюансы исполнения непосредственных функций налоговых инспекторов, их структура, предмет, понятие, этапы, элементы и ответственность также могут стать объектами судебных разбирательств, если такая актуальность и ее признаки имеются.

Особенности осуществления налогового контроля

Формы налогового контроля представляют собой определенные способы проверки организации и процедуры ее налогообложения, предусмотренные НК РФ. Предмет и задачи налогового контроля, а также его критерии, функции, порядок и общие положения всегда направлены на сбор информации о налогообложении той или иной организации и на ее последующий анализ.

Камеральная проверка, входящая в виды налогового контроля, осуществляется по месту нахождения налогоплательщика. В ходе исполнения ее функции, для выявления того или иного правонарушения в установленный срок, проверяются документы, представленные налогоплательщиком, а также те документы, которые имеются у налогового органа.

Если после того, как будет получен результат, в нем будут иметься какие-либо правонарушения, выявленные в ходе проверки, налогоплательщику устанавливается определенный срок для того, чтобы данное нарушение государственного законодательства было устранено.

В тех случаях, когда органы налогового контроля выявили, что ранее установленное нарушение действующего законодательства России не было устранено в срок, к налогоплательщику могут быть применены иные меры ответственности, порядок применения и критерии которых, а также функции, содержание, предмет и эффективность устанавливаются НК РФ.

Камеральная проверка, входящая в мероприятия налогового контроля, касается также и налоговых льгот, наличие которых подтверждают соответствующие государственные документы.

Для каждого мероприятия налогового контроля установлен допустимый срок проведения той или иной проверки, в течение которого могут быть проверены документы организации, проведен их анализ, изучены функции, общие положения, содержание, критерии, эффективность и т.д.

В тех случаях, когда камеральная проверка была проведена неправомерно, ее результат не является верным. Он может быть опровергнут заинтересованными лицами, которые являются участниками данных правоотношений.

Вместе с этим, как результат нарушения, может быть применена и определенная ответственность, которая является неотъемлемой частью проявленных нарушений и входит в особенности налогового контроля. Ответственность выбирается, опираясь на результат проведенной проверки, который является неоспоримым основанием.

Запреты при осуществлении налогового контроля

Камеральная проверка и иные мероприятия налогового контроля должны полностью соответствовать действующим положениям налогового законодательства России, иначе, в случае правонарушения, к уполномоченным лицам могут быть применены определенные меры ответственности за неправомерно проведенный налоговый контроль.

Например, снятие функции по проверке, как результат раннего правонарушения и иная ответственность, предмет, понятие, структура, субъекты и этапы которой будут зависеть от каждого конкретного случая.

Налоговый контроль и его структура, в ходе его осуществления и исполнения главной функции, должен строго отвечать действующим требованиям законодательства России. Нарушение будут представлять из себя следующие действия:

  • явное превышение полномочий в ходе осуществления какого-либо мероприятия налогового контроля. При этом само повышение государственного полномочия должно быть подтверждено соответствующими доказательствами, включая необходимые документы, а также иные элементы и источники, которые характеризуют налоговый контроль;
  • совершение определенных действий налоговыми органами, цель, определение, понятие и сущность которых заключаются в личных интересах, при этом не учитываются установленные правовые основы налогового контроля, а также существующие принципы налогового контроля;
  • применение определенного полномочия, как средство контроля налоговых органов, для его использования в личных интересах, с целью получения материальной выгоды, а не развития системы налогового контроля и т.д.;

Превышение того или иного полномочия является объектом правонарушения, за которым обязательно должно следовать применение определенных мер ответственности, предмет, содержание, источники и эффективность которой направлены на устранение правонарушения в установленный срок.

Налоговый контроль будет эффективным только в том случае, если его осуществление будет строго соответствовать всем существующим нормам. В противном случае, значение налогового контроля потеряет свою изначальную ценность.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/obshhie-polozheniya-o-nalogovom-kontrole.html

О налоговом контроле в рф

О налоговом контроле в РФ

Одна из самых объемных глав первой части Налогового кодекса РФ посвящена налоговому контролю. И это неспроста.

Не только юридические, но и физические лица в Российской Федерации являются плательщиками налогов, а значит, так или иначе, взаимодействуют с органами, осуществляющими налоговый контроль.

А потому крайне важно понимать свои права и обязанности, и то, какими полномочиями обладают органы, осуществляющие контроль уплаты налогов.

Под налоговым контролем понимают деятельность уполномоченных органов, призванную обеспечить соблюдение всех требований кодекса в части корректности начисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Такая деятельность может осуществляться в форме выездных проверок, получения объяснений, контроля заполнения отчетности и в иных формах.

Органы, осуществляющие контроль и их функции

Налоговый контроль осуществляют уполномоченные лица – сотрудники налоговых инспекций. В помощь налоговым органам пунктом 3 статьи 82 кодекса предусмотрен обмен информацией между налоговыми, таможенными, следственными органами и внебюджетными фондами.

Статья 85.1 обязывает также федеральное казначейство уведомлять налоговую инспекцию об открытии организацией лицевого счета. А статьей 86 предусмотрена обязанность банков сообщать инспекции об открытии или любых изменениях реквизитов счетов, вкладов.

Кроме того, статья 85 подразумевает информирование налоговых органов о сведениях, связанных с учетом юридических и физических лиц, органами юстиции, адвокатскими палатами, органами, осуществляющими миграционный учет и иными учреждениями.

С целью контроля над полнотой уплаты земельного, транспортного налогов и налога на имущество в налоговый орган информацию передают ведомства, осуществляющие кадастровый учет, регистрацию прав на недвижимость и регистрацию транспорта.

Также в инспекцию от соответствующих ведомств поступает информация о пользователях природных ресурсов, если такое пользование также является объектом налогообложения.

В настоящее время вся информация между ведомствами передается в электронном виде.

Формы налогового контроля

Существует несколько форм налогового контроля. В зависимости от категории налогоплательщика, обстоятельств и фактов хозяйственной деятельности в отношении юридических или физических лиц могут проводиться разные мероприятия.

Постановка на учет

Именно для целей налогового контроля юридические и физические лица обязаны вставать на налоговый учет. Об этом говорится в статье 83 Налогового кодекса. В этой же статье разъяснен и порядок осуществления этой процедуры. Предпринимательская деятельность без постановки на учет карается административным штрафом.

Каждому лицу, вставшему на учет, присваивается индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет и присвоении ИНН выдается в течение 5 дней после подачи заявления.

Налоговый мониторинг

В 2015 году появилась новая форма контроля для организаций в виде налогового мониторинга. Эта мера носит добровольный характер, т.е. налогоплательщики могут сами обратиться в налоговый орган с просьбой провести мониторинг. Для этого предприятие должно соответствовать следующим требованиям:

  • сумма налогов за предыдущий год превышает 300 миллионов рублей (за исключением налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу);
  • доходы за предшествующий год превысили 3 миллиарда рублей;
  • стоимость активов по состоянию на 31 декабря предшествующего года свыше 3 миллиардов рублей.

Отличие мониторинга от иных видов проверок заключается в том, что инспекция в режиме реального времени контролирует данные учета, а результатом обнаруженной ошибки будет не налоговая санкция, а мотивированное объяснение налогового органа и своевременное устранение недочетов налогоплательщиком. Мониторинг проводится в течение календарного года.

Налоговая проверка

Для контроля правильности исчисления и уплаты налогов юридическим лицом инспекции могут проверять как отдельные отчеты, так и деятельность за период продолжительностью до трёх лет.

Камеральная проверка

Почти каждый отчёт, который попадает в налоговую инспекцию, подлежит камеральной проверке. Её целью является контроль правильности заполнения формы и исчисления налога. Продолжительность этого мероприятия – 3 месяца с даты предоставления отчета налогоплательщиком, если только он не является иностранной организацией (для них срок проверки составит 6 месяцев).

При обнаружении ошибок или возникновении вопросов налоговая инспекция вправе обратиться к налогоплательщику за пояснениями. На то, чтобы дать ответ налоговому органу, у проверяемого лица есть 5 рабочих дней. Пояснения придётся дать и в случае, когда подаётся уточняющая декларация, сумма налога в которой будет меньше, чем в первичном отчете.

В случае если несмотря на пояснения налогоплательщика представитель инспекции сочтёт, что имеет место факт налогового правонарушения, он обязан составить акт.

Налоговый орган не вправе требовать дополнительные документы, если обязанность прикладывать их к отчету отсутствует в налоговом кодексе. Исключением являются:

  • декларация по НДС, в которой заявляется право на возмещение налога;
  • случаи, когда подаётся уточняющая декларация спустя 2 года после сдачи первичного отчета, и в этой декларации уменьшается налог к уплате или увеличивается налоговый убыток;
  • декларация по акцизам, в которой заявляется возмещение в связи с возвратом товаров;
  • расчёт по страховым взносам, в котором отражено применение пониженных ставок.

Прекращение камеральной проверки подразумевает, что в отношении проверяемого отчёта закончены какие-либо действия. Тем не менее, согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.03.

2021 571-О, если при проведении выездной проверки будут выявлены факты, указывающие на нарушения, которые не были обнаружены в ходе камеральной проверки, инспекция вправе эти факты учесть и применить санкции в отношении организации.

Выездная проверка

Такая проверка проводится на территории налогоплательщика и исключительно по решению руководителя налоговой инспекции или его заместителя. Обязательная информация, которая должна содержаться в документе:

  • наименование (или ФИО) налогоплательщика (полное и сокращённое);
  • налоги, которые являются предметом проверки;
  • срок, за который должны быть проверены документы и факты хозяйственной деятельности (этот период не может быть больше 3 лет, предшествовавших году, в котором было принято решение о проведении проверки);
  • сотрудники инспекции, которые фактически будут проверку проводить.

Основные правила выездной проверки:

  • может проводиться как в отношении одного, так и нескольких налогов;
  • один налог за один период может проверяться только один раз в рамках выездной проверки;
  • в течение одного года выездная проверка может проводиться не больше двух раз (за исключением особых решений органов исполнительной власти);
  • срок проверки – 2 месяца, но он может быть продлён до 4 или в отдельных случаях до 6 месяцев;
  • выездная проверка не может проводиться за период налогового мониторинга, если процедура мониторинга была выполнена без нарушений;
  • проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев (в крайних случаях до 9 месяцев) для истребования дополнительных документов, проведения экспертиз и т.п.

По итогам проверки составляется справка, а в течение двух месяцев должен быть оформлен акт, который подписывается представителями инспекции и налогоплательщика. В случае несогласия с актом, в течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить в налоговый орган свои возражения в письменном виде.

Дополнительные меры

В случаях, когда налоговому органу для анализа недостает информации, или есть обоснованное подозрение в недобросовестности налогоплательщика, могут применяться дополнительные меры.

Осмотр

В рамках как выездной, так и камеральной (но только в отношении НДС) проверок налоговый орган вправе провести осмотр территории налогоплательщика. Эта мера применяется для получения более полной картины и выяснения обстоятельств, имеющих отношение к проверке.

Во время осмотра может проводиться фото и видеофиксация, а также сниматься копии с документов. Присутствие понятых при этой процедуре обязательно. По окончании составляется протокол.

В случае если осмотр проводится в рамках камеральной проверки, то обязательно должно быть мотивированное постановление, подписанное руководителем инспекции или его заместителем.

Выемка документов и предметов

Если есть подозрение в том, что документы в ходе выездной проверки могут быть уничтожены или подделаны, налоговый орган на основании мотивированного постановления может изъять документы и связанные с проверкой предметы.

Так же как и с осмотром, данная процедура проводится в присутствии понятых, а по итогам составляется протокол.

ВАЖНО: Ночью выемка не допускается. До начала процедуры изъятия представителю налогоплательщика должны дать возможность ознакомиться с постановлением и добровольно выдать документы. В случае отказа сделать это добровольно, представитель налоговой инспекции самостоятельно вскрывает помещения и производит процедуру изъятия.

Экспертиза

В некоторых случаях, когда требуются особые знания в области науки, искусстве или иных областях в рамках налоговой проверки может быть назначена экспертиза. В этом случае должно быть оформлено постановление.

Налогоплательщик может указать круг лиц, среди которых проверяющий может выбрать эксперта. Эксперт же может отказаться выдавать заключение, если его знаний недостаточно или ему была предоставлена не вся информация.

ВАЖНО: При неудовлетворенности результатами экспертизы может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Права налогоплательщика при осуществлении мероприятий налогового контроля

Мероприятия налогового контроля воспринимаются налогоплательщиками достаточно болезненно. Для того чтобы в ходе таких мероприятий чувствовать себя уверенно, необходимо знать о своих правах.

Участие переводчика

В случае необходимости к проверке может быть привлечен переводчик. Это должно быть незаинтересованное лицо, с которым оформляется договор. Причем переводчик может быть приглашен и к глухому или немому физическому лицу.

Право вносить замечание в акт о результатах проверки

Проверяемое лицо может отказаться подписывать акт. В этом случае в акте делается запись об отказе.

А в течение месяца со дня получения акта с результатами проверки юридическое или физическое лицо вправе предоставить письменные возражения по полученному документу.

При этом в этом письме могут быть также указаны и отклонения в оформлении акта, недостаточность сведений в акте (согласно НК РФ), а также нарушения в ходе процедуры проверки.

К письменным возражениям могут быть приложены документы, поясняющие позицию налогоплательщика.

Нужно иметь в виду, что в случае получения акта по почте, месяц будет исчисляться начиная с шестого дня после отправки письма налоговым органом.

Право предъявить к возмещению убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов

Если по вине налогового органа проверяемое лицо понесло убытки, эти убытки должны быть возмещены в полном объеме. Это касается в том числе и недополученного дохода. Важно фиксировать все нарушения процедуры проверки для того, чтобы иметь возможность доказать, что убытки наступили именно по вине представителей налогового органа.

Налоговые санкции как возможное следствие налогового контроля

По итогам мероприятий налогового контроля могут быть предъявлены:

Должностные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

ВАЖНО: Налоговый орган обязан предложить налогоплательщику оплатить все причитающиеся налоговые санкции самостоятельно. В случае отказа или нарушении сроков погашения задолженности, налоговый орган обращается в суд.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/o-nalogovom-kontrole-v-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.