+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Оформление выписки СРО для участия в госзакупках

Содержание

Как изменилось законодательство о допусках СРО для участников госзакупок с 1 июля 2021 года

Оформление выписки СРО для участия в госзакупках

Что произошло с СРО в сфере строительства? Как готовить заявку на участие в тендерах по проектированию или инженерным изысканиям? Каковы особенности аукционов на строительство, реконструкцию, капремонт с НМЦК более 3 млн. руб.? На что следует обратить особое внимание при изучении закупки и при подготовке вторых частей заявок? Как участвовать в аукционах на строительство, реконструкцию, капремонт с начальной ценой до 3 млн руб. включительно?

С 1 июля 2021 года вступили в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ, установленные законом “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” №372-ФЗ от 03.07.2021 г.. Эти изменения влекут новшества для участников, в том числе по Закону №44-ФЗ.

1. Реформа СРО – коротко о главном:

  1. отменены допуски СРО на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, поэтому заказчики не вправе требовать их наличия от участников закупок, в том числе и от субподрядчиков, ни в составе заявок, ни после заключения контракта.
  2. членами СРО обязали быть участников тендеров на любые проектно-изыскательские работы.

    Предусмотрены исключения из этого правила, но только для муниципальных и государственных учреждений, муниципальных и государственных унитарных предприятий, учрежденных государством юридических лиц, и только по закупкам на проведение инженерных изысканий (ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ) и в области архитектурно-строительного проектирования (ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ).

  3. участники закупок любых работ по строительству, реконструкции, капремонту должны состоять в СРО, кроме:
    • участников закупок, выполняющих СМР по контрактам на сумму до 3 млн руб.;
    • муниципальных и государственных учреждений, муниципальных и государственных унитарных предприятий, учрежденных государством юридических лиц.
  4. субподрядчики не обязаны быть членами СРО (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ);
  5. член СРО, который желает принять участие в госзаказе, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, из которого заказчик может получить возмещение, если подрядчик окажется недобросовестным.

  6. сами СРО получили право защищать интересы своих членов в суде, в случае подачи иска заказчиком о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязательств.

2. Как с 1 июля 2021 года должны проводиться открытые закупки работ по инженерным изысканиям или проектированию

Требования к участникам при закупке любых работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации:

  1. участник закупки должен быть членом СРО в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования), за исключением выше указанных случаев (ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ).
  2. СРО, членом которой является участник, обладает компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств.
  3. уровень ответственности участника по компенсационному фонду должен превышать сумму всех обязательств участника по заключенным договорам.
  4. в составе заявки участник предоставляет теперь действующую выписку из реестра членов СРО (по форме, установленной Приказом №58 Ростехнадзора от 16.02.2021 г..), вместо допусков СРО.

В проекте контракта заказчик может установить условие о том, что он вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (ч. 9 ст. 95 Закона №44, п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).

3.1. На что в извещении, документации, проекте контракта следует обратить внимание участнику закупки:

 При закупке любых работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства в извещении и документации должны быть указаны требования (п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона №44):

  1. участник аукциона должен являться членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
  2. СРО, членом которой является участник, обладает компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств.
  3. уровень ответственности участника по компенсационному фонду должен превышать сумму всех обязательств участника по заключенным договорам.
  4. во второй части заявки, вместо допуска СРО, участник аукциона представляет “свежую” выписку из реестра членов СРО (выданную не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок – п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
  5. Важно, что все перечисленные выше требования не распространяются:
    • на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее (в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ);
    • на ГУПы и МУПы, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, указанных в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

6) В проекте контракта может содержаться условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

3.2. На что обязан обратить внимание заказчик при проверке вторых частей заявок

  1. Если во второй части заявки не окажется выписки из реестра членов СРО, заказчику нужно проверить, обязан ли участник состоять в СРО. Заявка участника должна быть отклонена, только если он должен быть членом СРО.
    Пример.
    НМЦК аукциона 4 млн руб.

    Во время проведения аукциона участником предложена цена 2,9 млн руб. В заявке участника, сделавшего такое предложение, нет выписки из реестра СРО. Отклонять заявку не следует, так как участник не обязан состоять в СРО и, соответственно, не должен представлять выписку.

  2. При проверке выписки из реестра членов СРО, предоставленной участником, заказчик проверяет дату ее выдачи. Выписка должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок.

Пример, если подача заявок закончилась 03 июля 2021 г., а выписка выдана 1 июня 2021 г.

, заявку нужно отклонить (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона №44).

Дополнительно проверяются:

  • не должно быть сведений о том, что участник аукциона исключен из СРО (графа 3);
  • имеет ли право участник аукциона выполнять закупаемые работы (графа 4);
  • соответствует ли указанный в ней уровень ответственности цене, которую предложил участник аукциона (графа 6).

Например, предложение участника с первым уровнем ответственности составило 80 млн руб. Заявку этого участника нужно отклонить, так как предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн руб.

4. Как с 1 июля 2021 года проводятся аукционы на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт с НМЦК до 3 млн. руб. включительно

Чтобы заключать контракты на сумму до 3 млн. руб., ни ИП, ни организации не обязаны состоять в СРО в области строительства, реконструкции, капремонта (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ). Если заказчик в извещении, документации или проекте контракта установил такие требования, можно смело обжаловать их в ФАС.

Теги:

Количество просмотров: 3868

:

Источник: https://fksrf.pro/info/239.html

Сро при закупках по 44-фз

Оформление выписки СРО для участия в госзакупках

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков). 

Субподрядчики, привлекаемые генподрядчиком для выполнения работ по контракту, могут не быть членами СРО вне зависимости от суммы выполняемых ими работ по контракту. ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к таким организациям, предусматривая, что всю ответственность за качество выполненных ими работ перед заказчиком несет генподрядчик. 

Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.

ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:

  • если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
  • если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).

ГрК РФ не устанавливает предельных сумм для контрактов, предметом которых выступают инженерные изыскания и проектные работы. Соответственно требование о членстве СРО к лицам, выполняющим такие работы, предъявляется вне зависимости от суммы заключенного контракта.

На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?

Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.

Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО.

Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.

Выписка из реестра членов в СРО

Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 04.03.

2021 № 86 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.

Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?

Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.

«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»

из решения ФАС России от 1 ноября 2021 г. по делу № ВП-537/17

Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки.

Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек.

Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ. 

Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?

Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:

  • наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Заказчик не имеет возможности проверить соблюдение участником закупки второго условия. Пытаться это сделать также не стоит, т.к. отдельные УФАС подобные действия заказчика трактуют как превышение полномочий. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных процедур закупок, несет сам участник.

Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.

Системное толкование статей 55.8 и 55.

16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене. 

В каком сро должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?

На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2021 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.

Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников.

Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика.

В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.

Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО

В соответствии с пп. “п” п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства. 

Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю

Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.

2021 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст.

53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены.

В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2021 г. по делу N К-1439/17).

Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так. 

  • Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 установлен запрет за закупку иностранных изделий легкой промышленности заказчиками, применяющими положения Закона № 44-ФЗ. Запрет установлен не только на закупку самих изделий, но также на приобретение услуг по их прокату. Запрет применяется как при осуществлении конкурентных закупок, так и при осуществлении закупок у единственного поставщика. Запрет не применяется Есть только 3 случая, когда запрет не…Читать
  • Закон № 44-ФЗ позволяет заказчикам осуществлять закупки с неопределенным объемом. Суть таких закупок состоит в том, что в ходе исполнения контракта заказчик может выбирать из заранее составленного им перечня продукции необходимые ему позиции в пределах имеющегося бюджета. При этом объем закупок по каждой из позиций перечня не определен и может быть любым. Ограничен такой объем только бюджетом заказчика под данную закупку. Для…Читать

Источник: https://44fz.ru/article/sro/

Подготовка документов для участия в торгах

Оформление выписки СРО для участия в госзакупках

Статья актуальна на 1 января 2021

Чтобы поучаствовать в торгах по 44-ФЗ или 223-ФЗ, поставщику нужно подготовить пакет документов: справки, письма и декларации. Набор документов зависит от вида процедуры и требований заказчика. Посмотрим, что вам пригодится прежде всего.

Декларация соответствия

Декларация — это документ, который подтверждает, что:

  • компания не ликвидируется,
  • компания не приостанавливала деятельность,
  • нет недоимок по налогам, сборам, задолженности в бюджет РФ и т.д. (полный список есть в ч.1. ст. 31 44-ФЗ)

Самостоятельно готовить декларацию соответствия по 44-ФЗ нужно только в бумажных процедурах, тогда ее нужно заполнить и отправить в составе заявки.  Заказчик может сам установить форму такой декларации в документации: тогда ее нужно заполнить и отправить в составе заявки.

Если у заказчика нет шаблона, используйте наш. Обратите внимание, что с 1 июля 2021 появился новый 11 пункт в ч. 1 ст.

31: «отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации», но в бумажных процедурах не требуется ему соответствовать.

Если закупка проходит в электронной форме, то декларация соотвествия для нее создается с помощью средств ЭТП, на которой проходит закупка. Площадка сама предоставляет такую декларацию, которая соответствует всем действующим требованиям, а поставщик подписывает ее своей электронной подписью. 

В 223-ФЗ нет перечня обязательных документов, их наличие и  формат определяет заказчик. Ориентируйтесь на документацию и положение о закупке.

При подготовке декларации участник может не прикладывать подтверждающие документы. Если их приложить, это будет дополнительным плюсом, но заказчик не имеет права отклонить заявку, в которой нет подтверждающих документов. Если такое произошло, жалуйтесь в ФАС.

Участник должен соответствовать тому, что декларирует. Если обнаружатся несоответствия, а контракт уже заключили, то заказчик должен будет расторгнуть его.

Принадлежность к СМП или СОНО

Часть закупок по 44-ФЗ проводится только среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированых некоммерческих организаций (СОНО), а по 223-ФЗ — среди малого и среднего бизнеса (МСП). Участник такой закупки должен подать декларацию о том, что он относится к этой категории бизнеса. Критерии субъектов малого предпринимательства для организаций и ИП:

Средняя численность работников за предшествующий год

  • Средние предприятия: 101-250 человек.
  • Малые предприятия: до 100 человек.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС

  • Не выше 800 млн руб. для малого предприятия.
  • 120 млн руб. для микропредприятия.

Доля сторонних организаций в уставном капитале

Это требование действует только для юридических лиц, максимальная доля сторонних организаций — 49%.

Подтверждать сведения, указанные в декларации необязательно, но по желанию участник может приложить:

  • форму № 2 бухгалтерского баланса,
  • сведения о среднесписочной численности работников.

Подробнее о требованиях к малому и среднему бизнесу можно прочитать в этом федеральном законе. 

Чтобы заявить о своей принадлежности к социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНО), нужно в свободной форме написать об этом в декларации. В нашем пакете документов есть шаблон такого бланка.

Заказчик по 223-ФЗ использует утвержденную форму декларации о принадлежности к МСП  и включает ее в свое положение о закупке.  Кроме такой декларации он не вправе ничего требовать от поставщиков.

Справка об отсутствии задолженности по налогам

Участвовать в закупке можно даже с задолженностью, но сумма не должна быть больше 25% от балансовой стоимости активов за последний отчетный период.

44-ФЗ не требует подтверждения, участник прикладывает только декларацию соответствия. По 223-ФЗ заказчик может потребовать подтвердить, что задолженности нет.

Для этого можно сделать свежую справку об отсутствии задолженности по налогам (справка ИФНС, срок ее действия обычно устанавливает контрагент), которую поставщик предоставляет в составе своей заявки.

Налоговая выдает справку по запросу в бумажном или электронном виде.

Иногда такое требование выдвигается, чтобы не дать ненужным поставщикам поучаствовать в закупке. Налоговая готовит справку 10 дней, а срок подачи заявки — обычно 5-7 дней. Поставщик просто не успеет ее получить.

Опыт в закупках по постановлению правительства № 99

Обязательно подтверждать опыт нужно не во всех закупках, а только в сложных, ответственных или дорогих закупках. Причем предоставить документы, которые подтверждают опыт, нужно заранее — на ЭТП, где планируете участвовать в закупке. Мы писали, как заранее подтвердить квалификацию на ЭТП.

Опыт работ при участии в конкурсах

В некоторых закупках опыт может стать одним из критериев, по которым заказчик оценивает участников. 44-ФЗ не содержит перечня документов, которые участник прилагает к заявке на конкурс, чтобы подтвердить опыт работы.

Этот перечень заказчик вправе установить самостоятельно: например, ограничить поставщика только контрактами по 44-ФЗ. Даже если в критериях оценки есть квалификация, участник не обязан предоставлять подтверждающие документы, а заказчик не имеет права отклонять заявку, если их нет.

Просто по этому критерию участник получить ноль баллов. 

В Справочной также есть статья о дополнительных документах в заявке и отдельно о Решении об одобрении крупной сделки. 

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/84-documents

Допуск СРО: как получить допуск СРО и что для этого нужно?

Оформление выписки СРО для участия в госзакупках

Законодательство в сфере госзакупок обязует всех участников соответствовать требованиям, указанным в п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ, при поставке товара, выполнении работы, оказании услуги. Если упростить сложные формулировки, то участник (поставщик, исполнитель) должен иметь соответствующие лицензии, сертификаты, допуск СРО на некоторые разновидности работ. О допуске СРО мы и поговорим в статье.

Государство сняло с себя ответственность за ненадлежащую работу некоторых организаций и передало полномочия саморегулируемым организациям (СРО). Именно они осуществляют надзор внутри своего объединения, что привело к повышению качества поставок и работ.

Целью СРО является объединение организаций по одной отрасли, контроль и регулирование их работы.

СРО формируют общие стандарты качества и правила профессиональной деятельности, а также проверяют сотрудников и заявителей компаний на соответствие требованиям законодательства.

СРО выполняют посредническую функцию между членами объединения и государством, либо участниками рынка, занимаясь урегулированием конфликтных ситуаций.

Для более эффективного контроля над участниками объединения был создан компенсационный фонд, внесение взносов в который является обязательным условием. Фонд помогает покрывать материальный ущерб, нанесенный его участниками третьим лицам.

В 2009 г. на смену лицензирования деятельности строительных компаний пришло создание СРО. Вступление в него стало обязательным для многих предприятий в области строительных работ, инженерных изысканий и подготовки проектной документации. В обиход вошло понятие «допуск СРО», дающий разрешение на названные виды работ. Данная законодательная модель со временем привела к реновации процесса.

Новым этапом для механизма саморегулирования стал № 372-ФЗ от 3 июля 2021 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Нормативный документ отменил юридическую силу допусков СРО в области строительства и инженерно-архитектурных изысканий, а вступление в СРО для большей части предприятий стало добровольным.

Обязательное вступление требовалось для:

  • участников закупок, заключающих договор на строительный подряд (при сумме контракта выше 3 млн. руб.);
  • застройщиков, самостоятельно осуществляющих строительство;
  • технических заказчиков.

Вступление в СРО имеет ряд преимуществ:

  1. Саморегулируемые организации с июля 2021 г. получили право представлять интересы своих членов в суде.
  2. Объединение помогает своим участникам обмениваться опытом и повышать уровень квалификации.
  3. Упростилась процедура отслеживания аукционов и тендеров, анализа конкуренции.
  4. Членство в СРО является важным критерием для некоторых заказчиков при выборе поставщика.

В настоящее время в Российской Федерации существует около 500 саморегулируемых объединений в сфере изысканий, проектирования и строительства. Для сравнения несколько лет назад их было примерно 1200. Падение спроса обусловлено появлением № 359-ФЗ от 24 ноября 2014 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ»:

  1. Закон ужесточил формирование компенсационных фондов.
  2. Ростехнадзор получил право лишать саморегулируемые организации статуса в досудебном порядке.

Деятельность строительных СРО ведется согласно следующим нормативным документам:

  1. Градостроительный кодекс РФ (в т.ч. с учетом изменений от 3 июля 2021 года № 372-ФЗ).
  2. № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях».
  3. № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» и ряд других законопроектов.

Важный момент! Вступить в СРО юридическое лицо может только по месту регистрации.

Функции и задачи саморегулируемых организаций

Чтобы узнать, какие функции выполняют, и какие права и обязанности имеют СРО необходимо обратиться к 315-ФЗ. В ст.6 закона приведены основные функции самостоятельных объединений:

  1. разработка условий членства и определение дисциплинарного воздействия;
  2. контроль участников объединения на основании их отчетов;
  3. проведение обучения и аттестации сотрудников;
  4. обеспечение принципа прозрачности в работе своих участников, публикация информации об их деятельности;
  5. принятие и рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации;
  6. ведение реестра участников объединения согласно законодательству.

В ст.9 315-ФЗ говорится о праве СРО проверять деятельность своих участников путем проведения плановых и внеплановых проверок на соответствие внутренним требованиям и стандартам.

Проверки могут быть удаленными и с выездом специалистов на место; плановыми (могут проводиться от 1 до 3 раз за 3 года) и внеплановыми (проводится при поступлении жалоб на компанию).

При нарушении стандартов и правил организацию-участника ждет дисциплинарная ответственность.

Обязательно ли вступать в СРО?

Вступление в СРО может быть как обязательным, так и добровольным. Не только компании, ведущие свою деятельность в области строительства, проектирования и инженерных изысканий могут объединяться в союз. Чтобы не сложилось однобокого представления, ниже мы привели направления организаций по другим видам работ.

Виды деятельности, при которых вступление в самостоятельное объединение является обязательным:

  • Аудиторская деятельность;
  • Архитектурно–строительное проектирование;
  • Кредитная кооперация;
  • Теплоснабжение;
  • Инженерные изыскания;
  • Работа арбитражных управляющих (деятельность заключается в проведении банкротства юридических и физических лиц);
  • Оценочная деятельность;
  • Организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • Деятельность в области энергетического обследования;
  • Работа ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
  • Строительство.

Виды деятельности, в которых участие в СРО является добровольным:

  • Профессиональное оказание услуг на рынке ценных бумаг;
  • Работа негосударственных пенсионных фондов;
  • Осуществление рекламного бизнеса;
  • Функционирование патентных поверенных;
  • Функционирование жилищных накопительных кооперативов;
  • Функционирование микрофинансовых организаций;
  • Посредническая деятельность по урегулированию споров.

Допуск СРО

Компании, ведущие свою деятельность в области строительства, проектирования и инженерных изысканий обязаны стать членами саморегулируемого объединения и получить сертификат о допуске к работам.

Допуск СРО – это разрешение, дающее право на проведение соответствующих видов работ или оказание услуг. Он необходим при участии в госзакупках по 44-ФЗ и коммерческих закупках, при работе на объектах капитального строительства и особо опасных объектах. Разрешение действует бессрочно и по всей России.

Перечень работ, требующих вступления в СРО, наиболее полно изложен вприказе Министерства регионального развития № 624 от 30 декабря 2009 г.

Без разрешительного свидетельства компания не может выполнять работы, требующие его наличия. При первичном нарушении учреждению придется заплатить штраф в размере до 50 тыс. руб., а при повторном – на руководителя может быть заведено уголовное дело, а суд может ликвидировать ИП/ООО.

Случаи прекращения действия допуска:

  • добровольный выход компании из объединения;
  • членство в другом объединении по аналогичным видам деятельности;
  • в ходе проверки компания не устранила найденные нарушения;
  • в случае применения к компании дисциплинарной ответственности;
  • по решению суда.

Финансовые источники

Саморегулируемые организации существуют за счет собственных денежных средств:

  1. Основным источником формирования бюджета вступительные, членские и целевые взносы участников объединения.
  2. К дополнительным источникам финансирования относятся добровольные пожертвования, доходы от консультационных услуг, от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью участников.
  3. Кроме перечисленных источников, СРО могут нарастить бюджет любым другим законным способом, например, положить денежные средства на банковский депозит.

Рассмотрим подробнее, какие взносы должны оплатить члены СРО при вступлении:

  • Вступительный взнос – назначается саморегулируемой организацией, в среднем он составляет 5 тыс. руб. и более.
  • Членский взнос – является ежемесячным платежом и составляет 3 – 15 тыс. руб.
  • Отчисления в компенсационный фонд – самая большая часть расходов компании, вступающей в СРО. Деньги находятся на банковском счету саморегулируемой организации и используются в случае возникновения убытков в ходе деятельности ее членов. Нарушения условий контракта покрываются из этого фонда. Сумма взносов зависит от размера контракта или финансовых обязательств и колеблется от 300 тыс. руб. до 30 млн. руб.

Таблица ниже приведена в соответствии со ст.55.16 ГрК: 

Проектировщики и изыскатели 
Уровень ответственности Сумма контракта (руб.) Взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (руб.) Взнос в фонд обеспечения договорных обязательств (руб.) 
До 25 млн. 50 тыс. 150 тыс. 
До 50 млн. 150 тыс. 350 тыс. 
До 300 млн. 500 тыс. 2,5 млн. 
Более 300 млн. 1 млн. 3,5 млн. 
Строители 
До 60 млн. 100 тыс. 200 тыс. 
До 500 млн. 500 тыс. 2,5 млн. 
До 3 млрд. 1,5 млн. 4,5 млн. 
До 10 млрд. 2 млн. 7 млн. 
Более 10 млрд. 5 млн. 25 млн. 
100 тыс. Простой уровень ответственности (если планируется только снос объекта капитального строительства, не связанный со стройкой) 

Как получить членство в СРО?

Ответ на это вопрос дается в ст. 55.6 ГрК РФ: ИП или юридическое лицо должны предоставить в объединение следующие документы:

  • заявление на вступление с указанием планируемых видов деятельности;
  • документы, подтверждающие регистрацию ООО/ИП (копии);
  • копии учредительных документов (для юрлица);
  • приказы о назначении гендиректора и главного бухгалтера;
  • ОГРН и ИНН;
  • выписка из ЕГРЮЛ и из информационного уведомления Госкомстата;
  • подтверждение квалификации (диплом о высшем образовании и стаж не менее 5 лет у ИП или руководителя ООО);
  • трудовые соглашения минимум с 2-мя специалистами по отраслям, внесенным в соответствующий реестр.

Важный момент! Нельзя вступить в саморегулируемую организацию, являясь членом другого СРО по аналогичным видам работ. Однако при необходимости можно быть участником другого объединения по другим видам деятельности.

Каждая СРО имеет право запросить дополнительный перечень документов на вступление, например, страховой полис или сертификат ISO. Сбор документов занимает примерно месяц. СРО обязано в течение 30 дней вынести решение о предоставлении членства соискателю. Отказать самостоятельное объединение может в случаях:

  • Предоставления не полного перечня необходимых документов;
  • Членства в другом СРО по аналогичным видам работ.

Ускорить процесс вступления в объединение можно, обратившись к специализированным организациям – партнерам саморегулируемых организаций. Опытные сотрудники помогут собрать все документы в кратчайший срок — вплоть до одного дня.

Допуск СРО выдается только участникам объединения. Поэтому прежде чем его получить, необходимо вступить в союз.

Для чего необходимо участие в саморегулируемой организации?

Есть ряд причин, которые подтверждают необходимость этого действия:

  • для подтверждения профессионализма своей компании в строительной сфере;
  • для поддержки и обмена опытом с коллегами по цеху (обмен информацией, маркетинг, юридическая помощь и др.);
  • для собственной репутации, благонадежности и добросовестности, т.к. заказчики будут более охотно сотрудничать с такими организациями;
  • для участия в крупных тендерах.

Проверка подлинности саморегулируемой организации

Проверка подлинности допуска СРО, выданному ИП либо ООО ни для кого не составит трудностей. Достаточно следовать следующему алгоритму действий:

Этап № 1 — определить, существует ли данная саморегулируемая организация и есть ли у нее право выдавать разрешения.

В соответствующем реестре саморегулируемых организаций нужно найти объединение, выдавшее допуск. Для этого есть несколько простых сервисов:

Информационный портал «Все о саморегулировании» — http://www.all-sro.ru/register 

Центр саморегулирования — https://sro.center/sro/

Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в определенных сферах деятельности ведут различные федеральные органы исполнительной власти. Поэтому найти соответствующие реестры СРО можно и на официальных сайтах федеральных органов (Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 2776-р) — http://sro.gosnadzor.ru/.

Этап № 2 – найти в интернете официальный сайт интересующей саморегулируемой организации. После чего его необходимо скопировать, ввести в поисковую строку и нажать кнопку «Найти»:

Этап № 3 – найти информацию об ИП/ООО в реестре членов СРО.

На сайте саморегулируемой организации по номеру выданного разрешения или по номеру ИНН можно найти сведения об ИП/ООО, получившим допуск. Эта информация является открытой и общедоступной (315-ФЗ).

Если на официальном сайте саморегулируемой организации отсутствует информация об искомом участнике объединения, то нужно задуматься о благонадежности этого объединения и ее участнике.

Кроме вышеперечисленных способов, можно письменно обратиться в СРО с просьбой о подтверждении наличия данного участника в его рядах. Как правило, ответ на такие запросы приходит в течение 2-х рабочих дней.

Итак, вступить в СРО мало, важно понимать механизмы и принципы его работы, знать порядок уплаты взносов, какая ждет ответственность за нарушение обязательств по контрактам и т.д.

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/dopusk-sro-kak-poluchit.html

Документы для участия в тендере по 44-ФЗ: перечень бумаг, который готовит поставщик и заказчик, порядок их подачи

Оформление выписки СРО для участия в госзакупках

Для участия в торгах в рамках 44-ФЗ поставщику требуется подготовить пакет документации, а заказчику создать определенный пакет документов (который также именуется закупочной документацией).

Документы для тендера, которые готовит поставщик или исполнитель

Документы для тендера в рамках государственного контракта, которые готовит поставщик, во многом зависят от требований заказчика и вида закупочной процедуры. От последнего фактора также зависят сроки, которые отводятся поставщику для сбора и передачи необходимых сведений.

Рассмотрим типовые виды документации, которые нужно подготовить поставщику или исполнителю в рамках участия в госконтракте (порядок подготовки документации прописан в ст. 51 44-ФЗ):

  1. Декларация соответствия – этот документ необходим для подтверждения того, что компания не находится в стадии ликвидации, ее деятельность не была приостановлена по решению суда или судебных приставов, а также то, что у компании отсутствуют недоимки по налогам и сборам или иные задолженности перед бюджетом (с учетом положений ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Готовить декларацию соответствия в виде отдельного документа участнику требуется только в бумажных закупочных процедурах. Тогда она входит в состав заявки. Заказчик может установить форму, по которой необходимо подавать декларацию, а также отправить ее в составе заявки. В случае проведения госзакупки в электронной форме подобная декларация соответствия создается посредством электронной площадки, на которой такая закупка проходит. Площадка предоставляет поставщику форму декларации соответствия, а поставщику остается подписать ее электронной подписью. Поставщик по своему желанию может приложить к декларации подтверждающие документы, в частности, справку из ФНС об отсутствии задолженности. Справка об отсутствии налоговой задолженности выдается в ИФН в бумажном или электронном виде. Законодательство разрешает участвовать в госзакупках и при наличии такой задолженности перед бюджетом, но она не должна превышать 25% от балансовой стоимости активов за последний год. Заказчик не имеет права отклонить заявку, которая была подана без подтверждающих документов. Но если заказчик обнаружит недостоверные сведения в декларации, то он вправе отстранить участника от закупки и включить информацию о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
  2. Декларация, подтверждающая принадлежность к СМП (субъектам малого предпринимательства) или НКО (некоммерческим организациям социального профиля). При отнесении компании к субъектам малого бизнеса необходимо учитывать следующие критерии: численность работников у компаний малого бизнеса не может быть более 100 человек, у средних предприятий – до 250 челок за прошлый год. Выручка у малых предприятий не может превышать 800 млн р. за год, микропредприятий – 120 млн р. Указанное требование распространяется на юрлиц, максимальная доля которых составляет 49%. Подтверждение изложенных в декларации данных осуществляется по желанию участника, а не может стать обязательным требованием. В качестве подтверждения можно приложить форму №2 бухбаланса и сведения о среднесписочной численности. Принадлежность к НКО также прописывается в декларации в свободной форме.
  3. Документы, которые подтверждают принадлежность учреждения к уголовно-исправительной системе или организации инвалидов. Принадлежность к данной категории может предоставлять определенные преференции для участия в тендере.
  4. Сведения об ИНН. ИНН требуется при участии в бумажных или электронных закупках по 44-ФЗ. Поставщику необходимо предоставить такой документ для участия в открытом конкурсе (либо двухэтапном конкурсе с ограниченным участием), электронном аукционе, а также запросе котировок. При отсутствии ИНН участнику требуется дополнительно указать на этот факт в заявке.
  5. Сведения, которые подтверждают квалификацию участника. В 44-ФЗ не предусмотрен перечень документов, который прилагается к заявке для подтверждения опыта работы компании. Это могут быть копии контрактов, акты выполненных работ и пр. Заказчик может прописать его самостоятельно. Но поставщику нужно понимать, что, даже если в конкурсе в критериях оценки учитывается квалификация участника, то такие документы требовать от него не могут. Для подтверждения соответствия участника требованиям от него может потребоваться свидетельство СРО, аттестаты, лицензии и пр. по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
  6. Выписка из ЕГРЮЛ для юридических лиц и из ЕГРИП для предпринимателей. Выписка действует ограниченное время: не более 6 месяцев после получения заявления на прохождение аккредитации.
  7. Учредительные документы (копия устава) для юрлиц и паспорт для предпринимателя.
  8. Документы, которые подтверждают соответствие объекта закупки установленным требованиям. Помимо подтверждения соответствия участника установленным требованиям, ему также требуется подтвердить, что поставляемый объект закупки отвечает потребностям заказчика. В отношении объекта закупки составляется коммерческое предложение с указанием на предполагаемую цену и объект поставки и пр. Заявка на участие поставщика может включать рисунок, фото, эскиз и прочие изображения товара либо его пробник. Для подтверждения соответствия товара, с точки зрения запретов и ограничений ст. 14 44-ФЗ, могут учитываться сертификаты СТ-1, акты экспертизы Торгово-промышленной палаты и пр.
  9. Документы, которые подтверждают факт внесения обеспечения участником. Обеспечение по заявке может иметь как денежное выражение, так и форму банковской гарантии. В первом случае может потребоваться платежное поручение от банка, которое подтверждает факт перечисления денег, во втором – заверенная банком гарантия.
  10. Документы, которые подтверждают полномочия руководителя или иного лица на действия от имени компании: в закупке от лица компании может выступать как сам руководитель, так и сторонних контрактный управляющий (доверенность на представление интересов или документ о назначении лица на должность руководителя).
  11. Решение об одобрении крупных сделок с указанием ее максимальной суммы.
  12. Заявка на участие в закупке. Она содержит общие сведения о закупке: наименование организации, юридический и фактический адреса нахождения, ИНН компании и каждого из ее учредителей, копии учредительной документации. Когда участник закупочной процедуры имеет статус физлица или ИП, то он прописывает ФИО, адрес официальной регистрации (именно он для ИП является юрадресом), паспорт лица и место проживания, контактный телефон.

Документы, которые готовит заказчик

Заказчик должен подготовить следующий перечень документов по закупке (он составляется с учетом положений ст. 50, 64, 87 44-ФЗ):

  1. Извещение о ее проведении, которое было составлено с учетом требований ст. 42 44-ФЗ.
  2. Извещение о вносимых правках в закупочную документацию (если в ходе проведения госзакупки заказчику потребуется изменять отдельные ее положения).
  3. Проект контракта (заказчику следует учесть, что для определенных видов закупок разработаны типовые формы контракта, обязательные для применения).
  4. Техническое задание по закупке, которое готовится с учетом правил описания объекта госзакупки по ст. 33 44-ФЗ.
  5. Официальное обоснование начальной цены контракта, или НМЦК по ст. 22 44-ФЗ.
  6. Проектно-сметная документация, разработанная при подготовке строительно-подрядных работ.
  7. Протоколы о соответствии поступивших заявок установленным требованиям, итоговые протоколы или иные (например, протокол об отказе от заключения госконтракта).

Указанные документы заказчик загружает в Единую информационную систему (ЕИС) с помощью функционала личного кабинета. Для публикации сведений заказчику следует придерживаться строго установленных временных рамок.

Поставщики могут обращаться к заказчику за разъяснениями по закупочной документации, а тот обязан в установленные сроки предоставить дополнительные сведения.

Порядок подачи

Заявка на участие в аукционе может быть подана как в электронном, так и письменном виде. При ее передаче в стандартном бумажном формате заявку необходимо предварительно запечатать в конверт, чтобы информация через него не была читаемой.

Форма для подачи заявки законодательно не прописана. Рекомендованный для заполнения образец может быть представлен в закупочной документации.

Для участия в аукционе участник может подать документы только в электронной форме. Документы нужно предварительно перевести в электронный формат (отсканировать) и подписать с помощью ЭЦП. Также компания-участник должна предварительно пройти аккредитацию на площадке, на которой будет проводиться закупка.

Заявка на электронный аукцион составляется в двух частях: первая часть подается анонимно и включает коммерческое предложение поставщика. Если первая часть заявки допускается заказчиком до участия в закупке, то во второй части участник предоставляет все необходимые документы, персональные и контактные данные.

Таким образом, при поведении закупки заказчик публикует в ЕИС документы, которые подтверждают его потребность в товарах и услугах, а поставщик предоставляет документы, которые подтверждают его способность исполнить госзаказ.

44-ФЗ строго регламентирует перечень документов, который может запрашивать заказчик у участников закупки. Заказчик не может запрашивать дополнительные сведения у участников, это может рассматриваться в качестве правонарушения.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/dokumenty-8.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.