+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Особенности прохождения государственной службы в современной России

Рсмд :: дипломатическая служба российской федерации: особенности и основные направления совершенствования правового регулирования: учебное пособие

Особенности прохождения государственной службы в современной России

Издательство: МГИМО-Университет

ISBN: 978-5-9228-1142-2

В пособии через призму сравнительно-правового анализа, который позволяет выявить отличия в подходах к организации дипломатической службы в России и за рубежом, анализируется современное состояние правового регулирования дипломатической службы Российской Федерации и затрагиваются вопросы места дипломатической службы в системе государственной службы, специфики её организации и прохождения, особенностей правового статуса сотрудников дипломатической службы.

Для бакалавров, студентов магистратуры и аспирантов МГИМО, практических и научных работников системы МИД России, всех тех, кто интересуется вопросами государственной и дипломатической службы, административного права, системы государственного управления.

Рецензия

Рецензия.
Дипломатия — сфера для интеллектуалов

В современной научной литературе ощущается явный недостаток исследований о дипломатической службе и в целом о системе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Труды, посвященные осмыслению сущности дипломатической службы и ее места в структурах государственного управления, и вовсе малочисленны.

В последние годы появились работы по различным направлениям российской дипломатии. В большинстве случаев это учебные пособия для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» (например, «Дипломатическая служба» под редакцией А.В.

Торкунова и А.Н. Панова [1]). Положительная сторона подобных изданий – прикладная направленность. В ряде случаев они подготовлены авторами, имеющими большой опыт работы в центральном аппарате МИД и его загранучреждениях.

Такие монографии и учебные пособия содержат не только материалы общего характера (о дипломатической службе, МИД, посольствах и постоянных представительствах при международных организациях), но и аналитические разработки по функциональным сферам деятельности дипломатических представительств, таким как информационно-разъяснительная, экономическая и культурная дипломатия и т.д.

Следует отметить, что для многих работ характерна одна общая черта – недостаточная проработанность правовой основы дипломатической службы.

Авторы опирались на соответствующие положения о Министерстве иностранных дел, посольстве, Чрезвычайном и Полномочном После и прочие нормативные правовые акты.

При этом ряду изданий не хватало правовой культуры – не с точки зрения цитирования нормативных документов, а в плане наполнения правовыми смыслами.

Именно в этом контексте учебное пособие Тиграна Занко «Дипломатическая служба Российской Федерации: особенности и основные направления совершенствования правового регулирования» представляет несомненный интерес. Автор справедливо отмечает, что исследование вопросов правового регулирования организации и прохождения дипломатической службы сегодня приобрело особую значимость.

В работе Т. Занко предметно рассматриваются особенности правового регулирования служебных отношений в сфере дипломатической деятельности.

Автор излагает свое понимание статуса государственной службы на основе изучения правового обеспечения федеральной государственной службы России, а также сравнительного анализа соответствующих практик в ряде иностранных государств.

При этом приводится обширный перечень правовых норм, регулирующих государственно-служебные отношения, определяющих их сущность и принципы, анализируется правовая основа разделения государственной службы на различные виды.

Отмечается, что дипломатическая служба обладает некоторыми сущностными отличиями, позволяющими выделить и законодательно закрепить ее в качестве одного из видов государственной службы. Это концептуальное положение подтверждается предметным обзором особенностей дипломатической службы и ее правового статуса.

Вместе с тем Т.

Занко справедливо отмечает отсутствие в российском законодательстве специального нормативного закрепления принципов дипломатической службы (в ряде иностранных государств они закреплены в соответствующих нормативных документах).

На основе сравнительно-правового исследования автор предлагает свой перечень базовых принципов дипломатической службы Российской Федерации. Данный перечень не вызывает особых возражений, но, возможно, нуждается в уточнении и расширении.

Созвучия и различия внешней политики, дипломатии и дипломатической службы

Академический интерес представляют рассуждения Т. Занко о созвучности и различии таких понятий, как внешняя политика, дипломатия и дипломатическая служба. Однако прикладное значение имеют скорее соображения автора об основных направлениях совершенствования правового регулирования процесса организации и прохождения дипломатической службы.

В пособии приводится конкретный план, в котором изложены права дипломатических работников в России и в некоторых других странах, государственные гарантии компенсации рисков. Одновременно перечисляются обязанности дипломатических работников, их ответственность, ограничения, связанные с прохождением службы.

Правовое регулирование кадровой службы при этом выделяется в отдельное направление.

Кадры решают все

Автор предлагает правовую оценку принципов отбора на дипломатическую службу (в России и в других странах), назначения на должность, присвоения дипломатических рангов, регламентации деятельности сотрудников дипломатической службы, служебного распорядка, аттестации и т.д.

В качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава дипломатической службы рассматривается правовое регулирование ротации дипломатических работников. Это сложный, а во многих случаях и болезненный вопрос. Дипломатический работник обязан исполнить решение представителя нанимателя о направлении на работу в загранучреждение МИД России в порядке ротации.

Подчеркнем, он обязан исполнить это решение, даже если оно по тем или иным причинам его не устраивает. Вместе с тем в этом вопросе имеются правовые нестыковки, связанные, в частности, с перечнем уважительных причин для отказа от направления на работу в загранучреждение.

Данный аспект затрагивает вопросы соответствия ведомственных актов Министерства иностранных дел положениям федерального законодательства.

МГИМО – главная «кузница кадров»

Отдельная тема – система повышения профессионального уровня кадров дипломатической службы. Здесь многое зависит не только от постановки этой работы в кадровой службе МИД, но и от подготовки специалистов в МГИМО (У) МИД России, Дипломатической академии МИД России и в ряде других высших учебных заведений.

В этом плане качественное взаимодействие налажено между МИД России и МГИМО (У). В соответствии с рекомендациями руководства МИД в МГИМО (У) начали функционировать так называемый дипломатический модуль и магистерская программа «Дипломатия и дипломатическая служба». В книге Т.

Занко содержатся рекомендации и предложения по совершенствованию правового регулирования процесса организации и прохождения дипломатической службы.

Дипломатическую службу желательно выделить в самостоятельный вид государственной службы

Особый интерес вызывает мнение автора о возможности выделения дипломатической службы в самостоятельный вид государственной службы.

Для всех российских дипломатов речь идет не только и не столько о совершенствовании правового регулирования, сколько о восстановлении справедливости.

Выделение дипломатической службы в самостоятельный вид государственной службы позволило бы решить многие вопросы материального и, прежде всего, пенсионного обеспечения дипломатических работников и в целом всех сотрудников системы Министерства иностранных дел.

Постановка этого вопроса правомерна также потому, что в отличие от других видов государственной службы (налоговой, таможенной и т.д.) дипломатическая служба сопряжена со многими ограничениями и рисками, которые затрагивают не только самих дипломатических сотрудников, но и их семьи.

Ограничения и риски дипломатической службы

Специфика дипломатической службы состоит также в том, что на дипломатических сотрудников в период пребывания в заграничной командировке распространяются нормы международного права.

Дипломатические сотрудники и тем более работники административно-технического состава (канцелярия, бухгалтерия, водители и др.) обязаны соблюдать законы государства пребывания, режимные ограничения, в том числе касающиеся перемещения по территории страны.

Очевидны и другие ограничения, связанные, в частности, с тем, что, уезжая в заграничную командировку, сотрудник дипломатической службы лишается возможности напрямую общаться со своими родственниками, оказывать необходимую помощь пожилым родителям, прерывает контакты со своим кругом друзей и близких знакомых, лишается привычного климата и культурной жизни.

Кроме того, дипломатические сотрудники вынуждены выезжать в страны со сложной общественно-политической ситуацией и даже в государства, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта, не говоря уже о местах с тяжелым климатом или сложной санитарно-эпидемической обстановкой.

В этом же ключе можно рассматривать и другие выводы и рекомендации автора.

Они могут быть использованы в законотворческой деятельности по регулированию полномочий МИД во внешнеполитической сфере и в разработке соответствующих нормативных правовых актов, касающихся административно-управленческой деятельности и повседневной жизни дипломатических сотрудников.

Дипломат – полномочный представитель государства

С удовлетворением можно отметить, что Т. Занко понимает все сложности дипломатической профессии.

Не секрет, что она требует глубоких знаний в различных областях, широкой эрудиции и высокого культурного уровня, владения иностранными языками, навыками коммуникативного общения, деловых переговоров и публичных выступлений перед иностранной аудиторией. Все эти навыки особенно необходимы сегодня в условиях политической, экономической и информационной войн.

К достоинствам учебного пособия следует отнести также научный анализ иностранного опыта регулирования дипломатической службы, данных изучения зарубежных правовых институтов и механизмов правового регулирования государственно-служебных отношений в сфере внешнеполитической и административно-управленческой деятельности, в том числе кадрового обеспечения дипломатической службы. Практическое значение имеет сравнительный анализ правового регулирования дипломатической службы в разных странах.

На взгляд ветерана дипломатической службы, в этом сугубо юридическом исследовании не хватает анализа правового регулирования ряда ключевых направлений работы МИД и его загранучреждений. Представляется возможным осветить юридическим языком, например, правовые основы информационно-аналитической деятельности посольств.

В этой сфере возникает много вопросов, связанных, в частности, с законными и незаконными способами получения информации. На этот счет есть соответствующие положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Вместе с тем можно было бы поразмышлять на эту тему с точки зрения внутреннего законодательства Российской Федерации, в том числе ведомственных нормативных документов.

Особый интерес вызывает проработка правового толкования таких проблем.

Аналогичный подход желательно применить и к другим направлениям дипломатической деятельности.

В настоящее время наблюдается крайне агрессивный настрой в так называемой информационно-разъяснительной работе, что иллюстрируется переходом классических приемов пропаганды и контрпропаганды в стадию открытой информационной войны.

Необходимо провести параллель между национальными или блоковыми интересами и прямыми нарушениями международного права. Аналогичная ситуация наблюдается в экономической дипломатии.

Теперь уже не экономика движет политикой, как считалось ранее, а политика командует экономикой, иногда даже в ущерб национальным интересам, в том числе тех стран, которые в погоне за суверенитетом вновь оказались в капкане блоковой дисциплины. В связи с этим встает вопрос об актуальности западных постулатов о свободе рынка, конкуренции, состязательности и прочей псевдодемократической риторики.

Подобные вопросы возникают и в культурной дипломатии. Где грань между продвижением своих «ценностей» и образа страны и вмешательством во внутренние дела других государств? Как международное право и национальные законодательства должны регулировать деятельность неправительственных организаций и фондов, занимающихся политической деятельностью за счет иностранного финансирования?

Вышеупомянутые вопросы представляют собой обширное поле для работы юристов. Разумеется, данная проблематика имеет определенную специфику, и именно поэтому остро необходимо ее правовое регулирование. Учебное пособие Т.

Занко еще раз подтверждает условность границ между юридическими подходами и реальной политической жизнью.

Эта книга, основанная на скрупулезном анализе правового регулирования дипломатической службы, не может не привлечь внимания дипломатов, политологов, историков, специалистов в областях международного и национального законодательства.

1. Дипломатическая служба: Учебное пособие / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014.

Источник: https://russiancouncil.ru/library/library_rsmd/diplomaticheskaya-sluzhba-rossiyskoy-federatsii-osobennosti-i-osnovnye-napravleniya-sovershenstvovaniya-pravovogo-regulirovaniya-uchebnoe-posobie/

Особенности прохождения государственной гражданской службы в условиях современной России 2, Административное право – Курсовая работа

Особенности прохождения государственной службы в современной России

1. Государственная гражданская служба как публично-правовой институт системы государственного управления и как профессиональная деятельность в системе общественной организации труда

1.1.Государственная гражданская служба: сочетание публично-правовых и частноправовых начал

1.2.Государственная гражданская служба в системе общественной организации труда

Глава 2. Современное состояние законодательства о государственной гражданской службе

2.1. Особенности прохождения и прекращения государственной гражданской службы

2.1. Правовое положение, оплата труда и гарантии государственных

гражданских служащих

Глава

3. Актуальные проблемы совершенствования законодательства о государственной гражданской службе

3.1. Перспективы развития законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации

3.2. Проблемы законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации

Заключение

Библиография

Выдержка из текста

Предметом исследования являются нормы права, которые регулируют различные аспекты государственной гражданской службы, а также теоретические основы развития правового и организационного обеспечения государственной гражданской службы Российской Федерации.

Правовые основы прохождения государственной гражданской службы в Санкт-Петербурге

Теоретической и методологической основой работы стали труды отечественных ученых по проблемам государственной гражданской службы, а также положения Конституции РФ и федеральных законов.

Исследование данных проблем проводилось с применением диалектического метода познания (абстракция, анализ, методы группировки и сравнения), организационного (субъектно-объектный, историко-логический, структурно-функциональный анализ) и системного подходов (приемы статистико-экономического анализа).

Эмпирической базой исследования послужили нормативные акты РФ и её субъектов по вопросам государственной гражданской службы, информационные ресурсы Internet.

В настоящее время в РФ сложились конституционные основы государственной службы (далее- гослужбы) как механизма государственного управления страной, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления. Однако госслужба в РФ нуждается в дальнейшей модернизации и реформировании.

Государственный аппарат и его высшие эшелоны в частности, разъедает коррупция. Государственный аппарат является важнейшим проводником реформ экономической и политической системы, осуществляемых сегодня в РФ.

Он традиционно оказывает серьезное влияние на функционирование всех ветвей государственной власти, на все сферы общественной жизни.

В современный сложный период общественной трансформации в России успех политического курса во многом зависит от привлечения реформаторами сотрудников госаппарата на свою сторону, от взаимодействия с государственной бюрократией, обладающей значительным ресурсом воздействия на механизмы принятия решений государственной власти, поскольку госаппарат, используя легитимные регуляторы, свои профессиональные знания и навыки, непосредственно формирует практические основы организационно-правовых проблем, связанных с регламентацией государственной гражданской службы в Российской Федерации представляется важнейшей научной проблемой и имеет практическое значение для эффективного социально-экономического развития России. является исследование особенностей организации прохождения государственной службы.

Правовые основы порядка прохождения государственной гражданской службы Санкт- Петербурга

Структура работы состоит из содержания, введения, первой, второй, третьей главы, заключения и списка использованных источников. В первой главе работы рассматривается понятие государственной гражданской службы, а также её особенности в Белгородской области.

На современном этапе развития в Российской Федерации большое значение имеет преодоление недостатков в организации и функционировании системы органов государственной власти.

1) изучить особенности прохождения государственной гражданской службы в субъекте федерации; Предметом работы являются общественные отношения, которые складываются в процессе развития и функционирования государственной гражданской службы в Белгородской области.

Методологическую основу составили системный и функциональный подходы при исследовании основных понятий. В работе были использованы конкретно-исторический, сравнительный, социологический, метод системного анализа, метод формально-юридического анализа, комплексный и другие методы научного познания.

Объектом работы выступает комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере организации государственной гражданской службы России, осуществления профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Предметом работы являются научные доктрины, нормативные правовые акты, правоприменительная практика по вопросам российской государственной гражданской службы.

– выявить особенности прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации;

В со‬временно‬й Ро‬сси‬и‬ про‬блема‬ мо‬дерни‬за‬ци‬и‬ го‬суда‬рственно‬го‬ упра‬влени‬я ста‬но‬ви‬тся о‬дно‬й и‬з при‬о‬ри‬тетных‬. Именно‬ по‬это‬му рефо‬рму го‬суда‬рственно‬й службы следует ра‬ссма‬три‬ва‬ть ва‬жнейши‬м ресурсо‬м мо‬дерни‬за‬ци‬и‬ си‬стемы го‬суда‬рственно‬го‬ упра‬влени‬я.

Методология и методы проведенного исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным анием

1. декабря 1993 (с изм. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. — 2009. –

2. января.

2.Федеральный закон от

2. июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ (в ред. ФЗ № 358-ФЗ от 13.12.2010) // Российская газета. — 2004. –

3. июля.

3.Федеральный закон от

2. мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ (в ред. ФЗ № 419-ФЗ от 28.12.2010) // Российская газета. — 2003. –

3. мая

Источник: https://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/osobennosti-prohozhdeniya-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhby-v-usloviyah-sovremennoj-rossii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.