Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда
Непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения
Действующее законодательство предусматривает серьезную ответственность за непроведение СОУТ (специальная оценка условий труда). Правила ее применения регламентированы статьей 5.27.1 КоАП РФ: они зависят от обстоятельств проблемы и других факторов.
Нарушение специальной оценки условий труда
Некоторые работодатели считают, что главное – провести спецоценку в положенные сроки: на качество выполнения работ и соблюдение правил, установленных законом 426-ФЗ и приказом Минтруда № 33н, контролирующие органы не обратят особого внимания.
Это в корне неверно: чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно ознакомиться с содержанием части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
В этом разделе кодекса прямо сказано, что нарушение СОУТ и непроведение этой процедуры считаются равнозначными проступками, и за них предусмотрено одинаковое наказание.
При всем этом компания не вправе проводить специальную оценку самостоятельно: согласно 426-ФЗ она должна привлечь для этого специализированную организацию, внесенную в реестр Минтруда.Это означает, что работодателю необходимо со всей строгостью подойти к выбору исполнителя работ, чтобы найти ответственную и грамотную компанию с большим опытом, способную выполнить все требования действующего законодательства.
Штраф за отсутствие СОУТ или нарушение правил ее проведения
Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.
Виновник нарушения | Штраф за первичное нарушение | Санкции за вторичное нарушение |
Сотрудник компании, ответственный за организацию СОУТ | 5-10 тысяч руб. | Штраф 30-40 тысяч руб. или дисквалификация продолжительностью 1-3 года |
Индивидуальный предприниматель | 5-10 тысяч руб. | Штраф 30-40 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней |
Юрлицо | 60-80 тысяч руб. | Штраф 100-200 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней |
Нарушения, достаточные для наложения штрафа
Поводом для наложения денежного штрафа за несоблюдение порядка организации СОУТ может стать любое невыполнение требований, установленных законодательством. Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям перед тем, как начинать работу в этом направлении, полезно ознакомиться с основными обязанностями, которые налагаются на работодателя в этом процессе. В их число входят:
- создание комиссии по проведению СОУТ внутри организации с подготовкой соответствующего приказа. Она должна утвердить список рабочих мест для проведения спецоценки и определить, какие из них являются аналогичными;
- передача исполнителю работ полного пакета документов, необходимого для проведения спецоценки. В него могут войти эксплуатационная документация на оборудование, отчет о предыдущей оценке и другие документы;
- составление графика проведения работ и его утверждение внутриорганизационным приказом. Для большей эффективности этот график следует составлять совместно с организацией-исполнителем;
- своевременное утверждение отчета, подготовленного экспертной организацией. Если руководство компании не согласно с информацией, представленной в отчете, не стоит затягивать процедуру утверждения под надуманными предлогами: вместо этого необходимо действовать в порядке, предусмотренном приказом Минтруда № 709н. В нем описаны правила разрешения конфликтных ситуаций, связанных с проведением спецоценки;
- подача декларации о соответствии рабочих мест действующим гигиеническим требованиям в территориальное подразделение ГИТ. Этот документ составляется только для мест, признанных оптимальными или допустимыми;
- доведение до работников сведений о результатах оценки. Это необходимо сделать в письменном виде и получить от каждого работника его подпись, подтверждающую факт ознакомления. Если этого не сделать, высока вероятность получить штраф за неознакомление с СОУТ;
- размещение данных об итогах процедуры на официальном портале компании, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться с этой информацией;
- передача соответствующих сведений в территориальное подразделение ФСС посредством заполнения формы 4-ФСС. Это необходимо для корректного расчета размеров основного и дополнительного страховых тарифов, уплачиваемых организацией;
- внесение информации об итогах спецоценки в трудовые договоры с работниками;
- предоставление предусмотренных законодательством гарантий и льгот работникам, которые трудятся во вредных и опасных условиях.
Кроме этого, работодателю желательно проконтролировать работу исполнителя в части передачи сведений об итогах спецоценки в Федеральную государственную систему учета. Дело в том, что в соответствии с 426-ФЗ в случае, если экспертная организация не выполнила эту обязанность, она автоматически переходит к работодателю.
Применение наказаний
До 31 декабря 2021 года в России действовал переходный период в отношении специальной оценки условий труда. Некоторым организациям разрешалось проводить ее поэтапно, другие пока что могли пользоваться результатами аттестации рабочих мест, проведенной ранее.
Однако с 2021 года все эти послабления были ликвидированы: теперь каждая организация, которой уже исполнилось 12 месяцев, должна иметь корректно оформленные документы, подтверждающие выполнение СОУТ. При этом проводить спецоценку заново необходимо каждые пять лет.
Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 17 426-ФЗ, процедура должна проводиться во внеплановом порядке.
В настоящий момент контролирующие органы уже ужесточили процедуру надзора за выполнением этих требований: предприятия, у которых в ходе плановой или внеплановой проверки обнаруживаются нарушения при СОУТ или даже отсутствие спецоценки, штрафуют по всей строгости закона. А с 2021 года, информирует Роструд, избежать штрафа за непроведение специальной оценки условий труда, станет практически невозможно.
Это связано с тем, что налагать санкции за непроведение спецоценки государственные ведомства будут в автоматическом режиме: сегодня состояние технических инструментов, необходимых для этого, вполне позволяет осуществить эту идею.
Для этого будут использоваться две основных базы данных: государственная система учета результатов спецоценки и реестр юридических лиц и предпринимателей, в котором фиксируется дата регистрации компании.
Если с этого момента прошло уже более 12 месяцев, и в систему учета не поступили сведения о выполнении СОУТ, на компанию налагается штраф, предусмотренный статьей 5.27.1 КоАП РФ.
Учитывая размеры наказания за первичное, а главное, повторное нарушение, эксперты рекомендуют не откладывать в долгий ящик процедуру оценки, если по закону Вам необходимо ее пройти.
Источник: https://oxrana-bez.ru/stati/neprovedenie-speczialnoj-oczenki-uslovij-truda-i-drugie-narusheniya/
За СОУТ уже штрафуют. Как избежать штрафа, если не прошли СОУТ или опоздали
За СОУТ штрафуют в этом году и не верьте всем, кто пишет об отсрочке на год и тому подобном. Но, тем не менее есть способ (законный) как избежать огромных штрафов и прочих неприятностей. Читайте до конца, там самое интересное, или сразу конец, потому что там действительно полезная информация, подкрепленная личным опытом.
Предисловие
СОУТ регулируется 426-ФЗ “О специальной оценке труда”, который вступил в силу аж в 2014 году. Но на самом деле СОУТ не стала какой то новинкой, ведь по сути такая оценка является преемником аттестации рабочих мест, которая существовала до 2014 года. Но была изменена процедура проверки рабочих мест, а также появился ряд новых понятий, которые кстати указаны в 426-ФЗ.
Понятие СОУТ уже заложено в расшифровке аббревиатуры – это специальная оценка условий труда. Цель, как Вы понимаете проверить рабочие места сотрудников на предмет наличия, а в идеале отсутствия вредных факторов.
Само проведение СОУТ
Вообще самим СОУТ провести не получиться, сразу предупреждаем, ведь для проведения необходимо иметь соответствующие лицензии и сертификаты, а потому для прохождения СОУТ необходимо обратиться в специальную фирму, кстати если будет интересно можете связаться с нами, у нас есть партнеры, оказывающие СОУТ за адекватную сумму.
Лайфхак. Если у всех Ваших сотрудников местом работы указан дом – проводить СОУТ по ним не надо. Какие просторы это дает для избегания штрафов – поговорим в самом низу.
Соут у “производственников”
соут для производственных предприятий проходит действительно серьезно – приезжает делегация от компании по охране труда, проверяет каждое рабочее место, каждый станок, каждый предмет труда на предмет возможных нарушений. учитывается абсолютно все.
но тут стоит похвалить законотворцев, ведь для производственных предприятий соут просто необходим, так как на кону стоит здоровье, иногда и жизнь работника, а как еще заставить предприятия пройти соут, если не напугать штрафами (о которых еще поговорим).
соут у “офисников”
с офисными предприятиями гораздо более спорно.
по опыту работы могу уверенно заявить, что ни одна “офисная” компания к который мы ездили (когда партнеры проводили соут) не могла понять одного: “а зачем нам этот соут?” и вопрос довольно справедливый, допустим у меня один сотрудник в компании, он работает с 9 до 18, за компьютером – вообщем стандартный офисный рабочий. зачем его проверять – это уже большой вопрос, но допустим я очень законопослушный гражданин и на своем предприятии решил провести соут в соответствие с законом и тут возникнут две проблемы:
- компании оказывающие соут либо отказываются проводить проверку с компанией, где существует один сотрудник, либо назовут стоимость как будто за 5-х работников, так как это у них минимальный тариф.
- а если вы соут не пройдете в итоге то попадете на штрафы.
кстати в офисах соут проходит, как правило, очень просто. секрет в том, что обычно он в принципе не проводится, а многие охранники труда просто удаленно подготавливают нужные документы после чего передают их клиенту. в случаях когда компании, оказывающие соут, реально приезжают к клиенту в офис, работа все равно гораздо менее тяжелая и кропотливая, чем у производственников.
кстати о штрафах
Штрафы предусмотрены для тех, кто не прошел СОУТ до 2021 года и они весьма внушительны:
- Для компаний штраф составит 70 000 – 100 000 руб., а при повторном нарушении 100 000 – 200 000 руб. А также возможна приостановка деятельности компании на срок до 3-х месяцев.
- Для должностных лиц при первом нарушении штраф составит 20 000 – 30 000 руб., а при повторном нарушении вплоть до 50 000. А аткже возможна дисквалификация директора на срок до 3-х лет!
- Для ИП все не так жестко, сначала приходит предупреждение, затем в случае дальнейшего игнорирования СОУТ накладывается штраф, составляющий 5 000 – 10 000 руб. Ну и при повторном нарушении штраф будет составлять 30 000 – 40 000 руб. А также возможно приостановление деятельности ИП на срок до 3-х месяцев.
Отдельно упомянем лишение организации права на получение скидок по взносам ФСС, а также не прохождение СОУТ может стать причиной начисления надбавок (вплоть до 40% установленного страхового тарифа).
Как не попасть на штраф, если Вы уже прошли СОУТ?
Да, поразительно, но факт, уже после прохождения СОУТ Вы можете попасть на штраф, чтобы этого не произошло, не забудьте:
- Ознакомить с отчетом СОУТ всех своих сотрудников, под подпись. На это у Вас есть 30 календарных дней.
- Уведомить аттестующую организацию, в трехдневный срок после утверждения отчета СОУТ. Для этого недостаточно просто написать, надо также прикрепить титульный лист отчета с Вашей подписью и печатью организации.
- Подать декларацию в трудовую инспекцию, на это у Вас есть 30 дней. Внимание, декларацию Вам может подготовить компания, которая проводила СОУТ, но подать декларацию в ГИТ – это уже обязанность Вашей компании и Ваша лично.
- Ну и не забудьте разместить на своем Интернет-портале (если такой имеется) краткую сводку: о сводных результатах и о рекомендуемых мероприятиях по улучшению ситуации.
Как не попасть на штраф, если Вы опоздали с СОУТ или не прошли его?
Сразу оговоримся, если Вы не прошли СОУТ – пройдите его, все просто. Но, как быть, ведь по сути Вы уже опоздали с предъявлением декларации в ГИТ и Вам гарантированно прилетит штраф. А вот тут Вам и пригодятся наши советы.
Представим, что СОУТ Вы уже прошли, подали декларацию в ГИТ и получили сюрприз в виде штрафа. Дальнейший Ваш порядок действий:
- Переводим всех сотрудников на дом задним числом. Если Вы внимательно читали статью, то уже знаете, что по надомникам СОУТ проводить не надо.
- Юрист подает в ГИТ жалобу и все необходимые документы (подтверждающие, что Ваши сотрудники устроены на дом) на несправедливое предъявление Вам штрафа.
- Ну и наконец, юрист подает исковое заявление в суд, после рассмотрения которого штраф с Вас будет снят.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d31d27421f9ff00ad23b820/5d8e107635c8d800b16b8323
Штраф за непроведение специальной оценки условий труда
Согласно законодательству, работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Соблюдаются эти нормы не всегда: на одних предприятиях из-за безответственности работодателя, на других – в силу специфики производства.
Несколько лет назад система проверок безопасности рабочих мест, создаваемых работодателями подверглась серьезным изменениям. Теперь специальную оценку условий труда, или сокращенно СОУТ, обязаны поводить все без исключения фирмы и ИП, имеющие сотрудников. Игнорирующие СОУТ работодатели должны быть готовы к значительным суммам штрафа за непроведение специальной оценки условий труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест
В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2015 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.
Проводить оценку не нужно для вакантных рабочих мест, а также для надомных и дистанционных сотрудников. Первое связано с тем, что оцениваться должны условия труда конкретного работника, штатные производственные процессы, которые не ведутся, если данное рабочее место вакантно. По второму моменту важно, чтобы дистанционный режим работы был прописан в трудовом соглашении с сотрудником.
Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов.
В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности.
В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Как часто нужно проводить СОУТ
Специальную оценку условий труда следует проводить не реже, чем 1 раз в пять лет. Это касается прежде всего действующих рабочих мест.
Помимо этого, есть ряд ситуаций, когда проверка должна быть проведена внепланово.
Это, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (это просто аннулирует действующий документ о соответствии рабочего места) и, наконец, поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза.
При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев.
В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за не аттестацию рабочих мест. Это относится в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.
Стоимость проведения экспертизы
Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость (около 700 рублей) устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму до 3000 рублей за каждое рабочее место.
Некоторая экономия возможна при наличии равнозначных рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест (но не менее двух).
Работодателю, который сочтет расходы на специальную оценку условий труда чрезмерной, стоит учесть в числе расходов грядущие штрафы за специальную оценку условий труда.
Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест
Объем ответственности для нарушителей определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1). Так, индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.
Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда для организации-работодателя существенно выше и достигает 60 000 – 80 000 рублей (п. 2 ст 5.27_1 КоАП РФ).
В сравнении с прежними показателями суммы санкций значительно возросли: штраф за аттестацию рабочих мест в 2015 году составлял 1-5 тысяч рублей для ИП и 30-50 для организаций.При систематических нарушениях штраф за непроведение СОУТ для юридических лиц вырастают до 200 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц – до 40 тысяч. Альтернативой может стать приостановка деятельности предприятия до 90 суток и дисквалификация должностных лиц на срок до 3х лет.
Если же в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В таком случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.
Источник: https://spmag.ru/articles/shtraf-za-neprovedenie-specialnoy-ocenki-usloviy-truda
Штрафы за СОУТ после 1 января 2021 года
В конце декабря 2021г., подошел к концу срок специальной оценки условий труда. На основании закона РФ N 426-ФЗ от 28.12.2013 г., проверка обязательна для каждого работодателя. На исполнение правительство выделило 4 года. Будут ли штрафы за СОУТ после 1 января 2021 года для тех, кто не уложился вовремя? О том, что такое СОУТ поговорим в статье.
Что проверяем
СОУТ — это исследование рабочих зон на предмет наличия факторов, опасных для жизни и здоровья работника или отсутствие таковых факторов. Процедура также призвана улучшить качество и своевременность начисления утвержденных выплат сотрудникам, работающим в условиях с повышенным риском.
Согласно статистике, до введения проверки в трудовую госинспекцию поступало огромное количество жалоб граждан, связанных с нарушением трудовых условий. Тогда в конце 2013 года, правительством был принят закон о введении обязательной проверки рабочих зон.
Структура СОУТ предназначена для защиты прав сотрудников, работающих на местах повышенной опасности, посредством выявления недобросовестных работодателей на территории РФ, незаконно экономящих на выплатах.
В соответствии с ч. 3 закона N 426-ФЗ, оценке подлежат рабочие зоны всех сотрудников, кроме:
- удаленных;
- надомных (фрилансеры);
- вступивших отношения с работодателем не являющимся ИП (няни, или репетиторы и др.).
Проверка совершается раз в пятилетку. Для этого создается специальная комиссия с участием лица, отвечающего за ОТ на предприятии, одного из членов профсоюза в лице работника и экспертов привлеченных из спец. организаций. Для проведения оценки составляется приказ или распоряжение. По итогам проверки заполняется декларация, которая отправляется в электронном виде в базу данных Минтруда.
Нарушение сроков влечет за собой штрафы за непроведение СОУТ в 2021 году. Проверка может проходить в несколько этапов, но должна быть завершена не позже, чем конца года. С 1 января 2021 года Роструд начнет штрафовать за отсутствие СОУТ.
Новшества по исполнению СОУТ
Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.
По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2021 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи.
Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2021 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2021года.Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.
Законодательство
Проведение СОУТ осуществляется на основании нормативов РФ:
- Закон № 426-ФЗ;
- КоАП (ст. 5.27.1);
- Трудовой кодекс;
- Уголовный кодекс (ст. 143);
- Постановление Правительства РФ №290 14.04.2014 (содержащее список рабочих зон, в отношении которых обозначены особенности проведения проверок).
Штрафы за невыполнение проверки
Законодательно прописанные в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП штрафы за СОУТ в январе 2021, увеличены практически вдвое, чем при раннее действующей аттестации рабочих зон. Остается наедятся, что эти санкции заставят предприятия, регулярно нарушающие закон, задуматься, о том, что дешевле организовать СОУТ, чем попасть под штрафы из-за мошенничества.
Административная ответственность
Штрафы за отсутствие СОУТ 2021 по сравнению с предыдущим годом остались в тех же рамках:
- для сотрудников, ответственных за проверку 5 – 10 тыс. руб., либо предупреждение;
- для ИП 5 – 10 тыс. руб.;
- для юр. лиц 60 – 80 тыс. руб.
Если проверка прошла, но отчетные данные не поданы вовремя в Минтруд, также применяется наказание в диапазоне:
- для сотрудников, ответственных за проверку 20 – 50 тыс. руб. Или лишение полномочий на 1 – 3 года;
- для ИП 30 – 50 тыс. руб.;
- для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб.
Уголовная ответственность
Если непроведение СОУТ повлекло смерть сотрудника на предприятии или ухудшение его здоровья, то гендиректор и специалист по ОТ привлекаются к уголовной ответственности. В УК РФ (ст. 143) прописаны наказания:
- денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
- до 4 лет тюремного заключения – если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
- до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).
Повторные нарушения
Повторное и последующее отступления от правил проведения СОУТ в силу ч.5 ст.5.27.1 КоАП предусматривает наказание:
- для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
- для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
- для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.
Ответственность специальной организации сопровождающей СОУТ
Работодатель может проводить проверку только совместно со спец. организациями, требования к которым прописаны в ст.19 Закона №426-ФЗ. Таких организаций не так много. Их перечень можно найти на сайте Минтруда.
Результаты проверок совместно с иными организациями, согласно тому же закону, будут недействительны.
После утверждения данных проверки их знакомят с сотрудниками под подпись. Если работник не согласен с результатами, он имеет право обжаловать их в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ).
Государственная инспекция уполномочена проверять и контролировать работу спец организаций проводящих СОУТ. При нарушении утвержденных способов проверки и исследований, фальсификации результатов, эксперты по СОУТ также подвергаются административным взысканиям, вплоть до временного отстранения от выполнения работы.
по теме:
Источник: http://NalogObzor.info/publ/shtrafy-za-sout
Роструд начнет штрафовать за отсутствие СОУТ с 1 января 2021 года!
30.11.2021
31 декабря 2021 года заканчивается период проведения специальной оценки условий труда. Работодателей, которые не успеют до этой даты закончить процедуру СОУТ, могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей!!!
Необходимо еще раз довести эту информацию до учреждений образовательных организаций.
В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2021 г.
не в полном объеме, Министерство труда и социальной защиты РФ просит обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее чем 31 декабря 2021 г. на территории субъекта Российской Федерации.
Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями N 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников.
Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье.
Поэтому в 2021 году штрафы за отсутствие СОУТ и другие нарушения в этой области являются достаточно крупными.
СОУТ: штрафы за непроведение и другие нарушения
Ответственность работодателя за нарушения в области спецоценки урегулирована положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей следующие величины штрафов за отсутствие специальной оценки условий труда в 2021 году:
- для представителей администрации, виновных в невыполнении спецоценки, — штраф 5-10 тыс. руб.;
- для организаций — 60-80 тыс. руб.
Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.
Штрафы за повторные нарушения
Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д.
Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона.
Поэтому в случае, если за организацией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.
Повторный штраф за непроведение СОУТ
Размер штрафа за непроведение СОУТ при повторном нарушении, а также штрафов за другие повторные нарушения в этой сфере, определяется положениями ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП. Он составляет:
- для должностных лиц, допустивших вторичное нарушение правил СОУТ или ее невыполнение, — штраф 30-40 тыс. руб. Указанная мера может быть заменена дисквалификацией на период от 1 года до 3 лет;
- для организация — штраф размером 100-200 тыс. руб. Такое наказание также может быть заменено приостановкой работы на период до 90 суток.
Если же в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В таком случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.
Санкции Минтруда
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные (опасные) факторы, работодатель в течение 30 дней с момента утверждения отчета подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. Приказом Минтруда от 07.02.2014г. № 80н) (действительна пять лет). По истечении срока действия в случае отсутствия за период ее действия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.
В тот же 30-дневный срок сведения о проведенной спецоценке – о классах условий труда на рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению условий труда – необходимо разместить в интернете на официальном сайте образовательной организации.
Чтобы оштрафовать компанию, ГИТ вовсе нет необходимости проводить ее проверку, надо просто проверить сведения об этой организации в информационной системе учета.
С 1 января 2021 года инспекция будет штрафовать за непроведение СОУТ все организации, по которым нет данных в государственной информационной системе учета!
Остался всего месяц у тех образовательных организаций, которые еще не завершили спецоценку рабочих мест.
Им необходимо приложить все усилия для того, чтобы выполнить свои обязанности по охране труда, ведь штрафы обойдутся значительно дороже! Напоминаем, что спецоценке подлежат абсолютно все рабочие места в организации.
Поэтому и отсутствие СОУТ по отдельным рабочим местам расценивается как отдельное правонарушение, а, следовательно, штраф в размере 60-200 тыс. рублей может быть за каждое «неоцененное» рабочее место!
Кроме того, помимо штрафа, СОУТ влияет на взносы в Пенсионный фонд – работодатели, которые провели спецоценку условий труда, будут начислять дополнительные взносы в ПФР по дифференцированным тарифам – от 2 до 8% в зависимости от вредности условий труда.
И если по результатам СОУТ условия труда признаны оптимальными или допустимым, дополнительный тариф составит 0%, что освобождает от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.
А организация, которая не провела СОУТ, будет платить дополнительные взносы в ПФР – тариф взноса составляет 6 или 9 % (в зависимости от условий труда работника).Источник: https://www.indeks.ru/news/actualno/rostrud-nachnet-shtrafovat-za-otsutstvie-sout-s-1-/
Ответственность за непроведение СОУТ
С введением СОУТ размер штрафных санкций увеличен практически вдвое. Можно предположить, что работодатели ранее позволяли себе нарушать трудовое законодательство только потому, что размеры штрафа за нарушения, выявленные в области охраны труда не были столь существенны. С введением СОУТ размер штрафных санкций увеличен практически вдвое
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда | Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 статьи 5.27. и статьей 5.27.1. Кодекса об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа
|
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда | Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), – влечет наложение административного штрафа
|
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда | Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, – влечет наложение административного штрафа
|
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда | Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27., лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа
|
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда | Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 статьи 5.27., лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа
|
Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации | Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа
|
Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации | Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа
|
Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации | Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа
|
Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации | Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа
|
Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации | Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 – 4 статьи 5.27.1., лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа
|
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) | Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – влечет наложение административного штрафа
|
Деяние, предусмотренное частью 1 статьи 19.5., повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается принудительными работами на срок до 4 лет либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. | |
Деяние, предусмотренное частью 1 статьи 19.5., повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. |
Уголовная ответственность работодателя
Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников.
Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года.
В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.
Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Источник: http://sout-prim.ru/otvetstvennost-za-neprovedenie-sout/