+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Порядок проведения торгов земельными участками по 44 фз и 223 фз

Содержание

Отличия федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Порядок проведения торгов земельными участками по 44 фз и 223 фз

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков.

Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт.

Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.

44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату.

При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках.

А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица.

Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

С 2021 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться 

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК.

А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение.

Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.  

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

Важные моменты проведения торгов по 223-ФЗ | Контур.Закупки

Порядок проведения торгов земельными участками по 44 фз и 223 фз

Что поменялось в течение последнего года в торгах госкорпораций и других заказчиков, которые руководствуются законом 223-ФЗ? Мы собрали главные изменения, о которых нужно знать сторонам закупок. Они относятся к любым торгам, кроме тех, что объявлены для МСП.

Виды процедур и сроки

C 1 июля 2021 года заказчики по закону 223-ФЗ в своих Положениях о закупке прописывают 4 вида конкурентных процедур. К обязательным ранее конкурсу и аукциону добавили запрос котировок и запрос предложений. Кроме того, в Положении должна быть прописана одна неконкурентная процедура — закупка у единственного поставщика.

Минимальные сроки для каждой процедуры следующие:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • конкурс и аукцион — 15 календарных дней;
  • запрос котировок — 5 рабочих дней;
  • запрос предложений — 7 рабочих дней.

Аукционы и конкурсы теперь проводятся быстрее, и сроки исчисляются в календарных, а не в рабочих днях. При этом заказчик может установить в Положении более длительные сроки.

Процесс закупки

В проведении конкурентных закупок выделим следующие моменты, о которых важно помнить:

  1. Документация. При подготовке запроса котировок все требования должны прописываться непосредственно в извещении. Документация на эту процедуру не составляется.
  2. Запросы на разъяснение. Участник вправе подать запрос на разъяснение положений документации не позднее 3 рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Заказчик обязан дать разъяснения в течение 3 рабочих дней и разместить ответ в ЕИС, указав вопрос, но не раскрывая его автора. Если запрос направлен позже срока, на него можно не отвечать.
  3. Изменение документации. Если нужно что-то изменить в условиях закупки, после внесения правок в документы срок приема заявок увеличивается не менее, чем на 1/2 от первоначального. Это правило действует для всех обязательных видах конкурентных закупок.

    Обратите внимание! Минимальный срок приема заявок на запрос предложений составляет 7 рабочих дней. Когда в документы вносятся изменения, срок нужно продлить не менее чем на 3,5 рабочих дней. Безопасно продлевать на 4 дня, то есть округлить значение в большую сторону.

  4. Описание объекта закупки. Описывать объект нужно полно. В описании должны быть указаны свойства товара: эксплуатационный, функциональные, технические и потребительские. Товарный знак вписывать нельзя. Если же без указания на него предмет не описать, нужно указать бренд и добавить «или эквивалент». При этом необходимого при описании характеристик предмета закупки установить параметры эквивалентности. Не указывать эквивалент можно, если нужно, например, приобрести запчасти и расходные материалы к существующему оборудованию либо обеспечить совместимость с имеющейся техникой.
  5. Отмена закупки. Заказчик может отменить торги не позднее, чем за 1 день до окончания срока подачи заявок. Об этом нужно сообщить в ЕИС, разместив принятое решение. Если же заказчик пропустил срок, отказаться от проведения процедуры он уже не сможет.
  6. Подача и отзыв заявки. На процедуру, которая проводится в электронной форме, подается только одна заявка. Если в заявке что-то не так или поставщик передумал, он может ее отозвать либо изменить. Сделать это можно до окончания срока подачи заявок. Заказчик должен увидеть уведомление до того, как истечет срок.
  7. Обеспечение заявки. Заказчик может определять размер обеспечения заявки и условия его предоставления. Однако это правило установлено для закупок с ценой контракта от 5 млн рублей включительно. Специалисты рекомендуют четко прописывать условия, при которых заявка не будет возвращена поставщику. Это сократит риски возникновения споров.

Дополнительные этапы

В статье 3.2 закона 223-ФЗ (часть 24) сказано, что в конкурентной процедуре может быть один или несколько этапов. Если этап включается в закупку, его нужно описать в документации, а по итогу проведения составить протокол.

Под этапом в данном случае понимается любая стадия до определения победителя, включая проведение торгов. Когда победитель уже определен, закупка завершается, и дальше следует заключение договора.

Все последующие стадии этапами закупки не являются. Путаница иногда возникает из-за того, что в закупках для малого и среднего бизнеса этапы прописаны четко.

Однако на прочие закупки эти нормы не распространяются.

Итак, в конкурентной закупке по 223-ФЗ заказчик может предусмотреть этапы, которые рассмотрены ниже.

Переторжка

На этапе переторжки поставщики добровольно снижают свои ценовые предложения, при этом иные условия не изменяются. Участие необязательно. Заказчику перед проведением переторжки нужно убедиться, что сниженные поставщиками цены не ухудшат качество товаров или услуг.

Если заказчик решил, что переторжка будет проводиться, в извещении он должен указать дату. Отказаться от нее он не сможет, даже если смысла в ее проведении не будет. Поэтому прежде чем включать этот этап, нужно серьезно продумать его целесообразность.

Заказчик должен определиться с тем, какие дополнительные этапы будет проводить, на момент публикации извещения. И должен указать дату и время их проведения. Хотя некоторые эксперты считают это не совсем логичным.

Ведь необходимость той же переторжки зависит от того, какие цены предложили поставщики. А это становится известно только тогда, когда заказчик уже видит их заявки.

Было бы разумно определяться с необходимостью переторжки после этого, но закон такой возможности не дает.

Квалификационный отбор

Заказчик предъявляет требования к квалификации поставщиков и отбирает заявки, которые им удовлетворяют. Для него это удобный инструмент, благодаря которому он может выбрать лучшее предложение по соотношению цены и качества.

Конкурентные переговоры

Во время переговоров можно обсудить с участниками некоторые условия договора, в том числе характеристики предмета закупки. Этот этап можно провести до сбора заявок либо параллельно с ним. Однако предварительное обсуждение условий договора является более разумным, поскольку в результате может потребоваться изменение документации.

Протоколы

По окончании каждого этапа и всей закупки заказчик составляет протоколы. В них должна быть такая информация:

  • дата и время регистрации заявки;
  • количество поданных заявок;
  • распределение участников по местам в соответствии с тем, насколько они удовлетворяют критериям отбора;
  • если закупка не состоялась, то причина этого.

В промежуточные протоколы помимо указанного выше, нужно включить:

  • итоги рассмотрения заявок, в том числе количество отклоненных заявок с указанием основания;
  • прочие сведения, которые продиктованы Положением о закупке или желанием заказчика.

Раньше в итоговом протоколе нужно было указывать наименование организации или ФИО гражданина, теперь это требование отменено.

Новое в заключении договора

Процедура заключения договора по итогу закупки осталась прежней. Но есть одно важное изменение — заказчик имеет право заключать договор с несколькими исполнителями. Однако это должно быть предусмотрено в Положении о закупке и включено в ее документацию.

Все упомянутые изменения распространяются на обычные закупки и не имеют отношения к торгам для субъектов малого и среднего предпринимательства. Последние проводят на федеральных электронных площадках и по правилам, приближенным к закону 44-ФЗ.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/vazhnye-momenty-provedeniya-torgov-po-223-fz/

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Порядок проведения торгов земельными участками по 44 фз и 223 фз

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам).

Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков.

Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2021 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2021/10/15107

Порядок участия в электронных торгах и госзакупках по 44 ФЗ

Порядок проведения торгов земельными участками по 44 фз и 223 фз

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о том, с чего начинается участие в государственных закупках. Когда же тендер выбран, и все подготовительные этапы позади, наступает самая интересная и волнительная часть – Вы становитесь участником торгов.

Участие в госзаказе начинается с подробного изучения и анализа тендерной документации.

При этом для любой компании, собирающейся принять участие в тендере, важно ответить на два основных вопроса:

  1. сможете ли Вы удовлетворить всем требованиям заказчика
  2. и способны ли Вы подать заявку в установленные сроки (с указанием всей необходимой информации и приложением документов)?

Совет: старайтесь трезво оценивать свои возможности, ведь неспособность исполнить условия контракта, в случае Вашего выигрыша, чревата не только потраченным впустую временем, испорченной репутацией, но и внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения. Для поиска торгов можете использовать нашу поисковую систему.

Порядок участия в электронных торгах

Если на оба поставленных вопроса Вы можете ответить положительно, то переходите к следующему этапу участия в государственных закупках, который можно отнести к одному из важнейших. От него зависит, будете ли Вы вообще участвовать в госзаказе. Конечно же, речь идёт о подаче заявки.

Подача заявки

Если мы говорим об аукционе, то здесь заказчик сначала рассматривает её первую часть — на это по закону отводится 1 рабочий день, но в некоторых случаях – 3 дня. После её изучения принимается решение о вашем допуске до торгов.

Заявка подается в электронной форме.

Аукцион проводится на следующий рабочий день после рассмотрения 1-х частей заявок. В случае наличия проектной документации – через 4 часа после окончания подачи заявок.

Обеспечение участия

Обязательным условием участия в государственных закупках является обеспечение заявки.

Совет: если Вы выбрали в качестве обеспечения банковские гарантии, то проверьте, чтобы Ваша гарантия была занесена в реестр банковских гарантий. Получить банковскую гарантию для участия в торгах можно только в банке из списка МинФина.

Рассмотрение заявок

Вторая часть заявки рассматривается не более 3 дней, после чего с победителем через 10 дней с даты публикации протокола подведения итогов (и не позднее, чем через 20) заключается контракт (44-ФЗ, ст.70).

Заключение контракта

И конечно же, последний этап — подписание контракта. Если Ваша компания выиграла торги, необходимо будет подтвердить свою способность выполнить обязательства при помощи внесения обеспечения исполнения контракта.

Для подписания контракта и предоставления обеспечения закон устанавливает срок в 5 дней.

Компании, которые не могут в них уложиться, зачастую прибегают к хитрости – высылают заказчику протокол разногласий.

Это даёт поставщику возможность немного потянуть время: в течение 3-х дней должен быть получен ответ, и ещё столько же времени исполнителю даётся на его ознакомление и подписание. Таким образом, поставщику предоставляется максимум 6 дополнительных рабочих дней, чтобы внести обеспечение.

Антидемпинговые меры

В случаях, когда в ходе тендера произошло снижение стоимости исполнения контракта более, чем на 25%, поставщик должен предоставить в 1,5 раза большее обеспечение.

Возможно, заказчик также запросит дополнительные документы, подтверждающие Вашу добросовестность (44-ФЗ, ст.37).

Если же Вы не стали победителем государственных закупок, но есть доказательства сговора во время проведения тендера, Вы можете в течение 5 календарных дней после публикации итогового протокола подведения итогов обратиться в ФАС (44-ФЗ, ст.105). Данная служба способна признать результаты торгов недействительными.

Такой порядок участия предусмотрен практически для всех видов торгов, не только государственных по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и коммерческих.

Таким образом, у компаний, компетентных в сфере законодательства, есть дополнительное преимущество — они не только могут предложить заказчику хорошие условия исполнения контракта, но и умеют пользоваться своими знаниями для достижения победы в государственных закупках.

Если Вы сами далеки от юриспруденции, то всегда можете обратиться к профессионалам, в этом случае у Вас появится гораздо больше шансов выиграть желаемый тендер. 

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Где найти тендер

Подготовка заявки на участие в тендере

Правила участия в тендере

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/poryadok-uchastiya-v-torgah-na-pravo-ispolneniya-gosudarstvennogo-zakaza-i-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta

Электронные торговые площадки для проведения госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: список, тарифы, особенности, различия

Порядок проведения торгов земельными участками по 44 фз и 223 фз

В рамках 44-ФЗ приоритетной формой отбора поставщика является электронная. Бумажные закупки сохранили свое значение, но они могут применяться только в исключительных случаях. Для проведения электронной закупочной процедуры заказчик должен выбрать одну из электронных торговых площадок.

Что такое электронная торговая площадка

Под торговой площадкой в широком смысле понимается комплект информационных и технологических решений, который направлен на упрощение взаимодействия заказчика и поставщика в сети интернет.

Виды электронных площадок, которые функционируют сегодня в открытом пространстве, достаточно многообразны и включают в себя:

  1. Проведение торгов с участием государственных заказов по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Работа таких торговых площадок строго регламентируется законодательно.
  2. Площадки для осуществления сделок купли-продажи имущества должников в рамках исполнительного производства или в ходе процедуры банкротства.
  3. Площадки для проведения коммерческих сделок и отбора поставщика по 223-ФЗ. Заказчики по 223-ФЗ наделены большей свободой при выборе электронной торговой площадки, чем те, которые работают по 44-ФЗ. Исключением являются закупки среди субъектов малого и среднего бизнеса, когда заказчики по 223-ФЗ в обязательном порядке ориентируются на площадки, отобранные для работы с госзаказами.

Электронная торговая площадка – это специальный сервис для проведения закупки в электронной форме. Закупка в электронной форме – это разновидность торгов, когда доступ заказчику к заявкам, подготовка предложения и подписание договора происходят с помощью программного обеспечения электронной площадки.

Функционал электронной торговой площадки достаточно обширен.

Здесь потенциальные поставщики могут ознакомиться с предстоящими закупками (заказчики по 44-ФЗ дублируют извещение о предстоящей закупке с ЕИС в ЭТП), подают заявки на участие в интересующей их закупке, направляют запросы на разъяснение положений закупочной документации и извещения о закупке, принимают участие в торгах и подписывают контракты.

Операторы ЭТП предоставляют комиссии доступ к заявкам на участие, сопоставляют предложения о цене контракта, формируют протоколы по итогам торгов.

Оператор электронной торговой площадки обязан обеспечить конфиденциальность сведений из заявок на участие в закупке в электронном виде, ценовых и окончательных предложений до открытия к ним доступа заказчику.

Чем отличаются торговые площадки от Единой информационной системы

В ЕИС заказчики только публикуют извещение о проведении закупки, а также важнейшие документы по ходу закупки: протокол рассмотрения заявок на участие, протокол подведения итогов закупки, сведения для реестра договоров и пр.

Тогда как сама закупка (передача заявок на участие, подача ценовых предложений в аукционе и пр.) проводится непосредственно на электронной торговой площадке.

Посредством функционала ЭТП участники также передают запросы на разъяснение закупочной документации и получают разъяснения от заказчика, а также подписывают электронную версию контракта.

С 2021 года также изменился порядок аккредитации участников на ЭТП. Теперь данную процедуру полностью упразднили (в 2021 году действовал переходный период, когда участники могли принимать участие в электронных процедурах, имея только действующую аккредитацию на ЭТП).

С 2021 года для того чтобы получить право участия в закупках в электронном формате, участники должны пройти регистрацию в ЕИС и включить сведения о своей компании в ЕРУЗ. На основании регистрации в ЕИС участникам предоставят аккредитацию к отобранным ЭТП.

Такой подход упрощает работу участников: им не нужно теперь регистрироваться на каждой из площадок по отдельности.

Регистрация в ЕИС происходит в электронном формате на основании сведений и документов, которые были определены Правительством.

Сведения об участниках закупки вносятся в реестр, а не позднее следующего рабочего дня участника аккредитуют на электронной площадке. При аккредитации оператор ЭТП не вправе требовать от участника какие-либо документы и сведения.

Участник регистрируется в ЕИС на срок три года, после чего ему необходимо пройти процедуру вновь.

Для работы на ЭТП все участники закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ обязаны получить квалифицированную электронную подпись. Она потребуется для подписания всей необходимой документации.

Этп по 44-фз

Заказчики по 44-ФЗ ограничены в выборе электронной торговой площадки для проведения закупки. Перечень операторов электронной площадки, на которой разрешено проводить электронную закупку, утвержден Распоряжением Правительства от 2021 года №1447-р.

Перечень

Полный перечень отобранных ЭТП можно посмотреть в ЕИС по ссылке.

В список площадок, которые могут использовать заказчики для проведения электронных закупок, вошли:

Специальная площадка была отобрана для проведения закупок по гособоронзаказу. Это ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (сокращенно – АСТ ГОЗ).

Данная площадка также используется для проведения закупок в закрытом формате, если закупка содержит признаки гостайны.

Плата ЭТП за участие в закупке

С 2014 года по информационному письму ФАС плата за участие в аукционах не взималась оператором ЭТП. Участие было бесплатным для всех участников. Но с июля 2021 года ситуация с оплатой изменилась.

На основании изменений ФЗ-44, которые вступили в силу с июля 2021 года (по Постановлению Правительства №564 от 2021 года), операторам ЭТП разрешили взимать с участников плату за участие в закупках.

Но комиссию допускается взимать не со всех участников, а только с лица, которое было признано победителем и с которым заказчик предполагает подписание государственного контракта.

Постановление Правительства №564 от 2021 года установило лишь максимальный размер комиссионных, который вправе устанавливать оператор, тогда как конкретную величину комиссии вводит ЭТП по своему усмотрению. Предельное значение платы за участие с победителя закупки зависит от категории участника и может составлять:

  • 1% от НМЦК и не более 5000 р. в общем случае;
  • 1% от НМЦК и не более 2000 р. – при подписании контракта по результатам закупки исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО (на основании ст. 30 44-ФЗ).

Плата взимается только при условии подписания контракта с заказчиком (даже если участник уклонился от подписания контракта, плата взимается из суммы внесенного им обеспечения заявки на участие).

Она не взимается с лица, с которым контракт подписывается при уклонении победителя от подписания контракта.

Комиссия списывается с участника за каждую победу.

Тарифы

В настоящее время операторами ЭТП установлены следующие тарифы.

Наименование ЭТПАдрес площадкиТариф
Сбербанк АСТsberbank-ast.ru
  • 1% от НМЦК, но не более 5 тыс. р. (без учета НДС);
  • 1% от НМЦК, но не более 2 тыс. руб. (без учета НДС) при закупках среди СМП
РТС-Тендерrts-tender.ru
  • 1% от НМЦК, но не более 5 тыс. р. (не включая НДС), кроме закупок у СМП;
  • 1% от НМЦК, но не более 2 тыс. р. (включая НДС)
ЭТП НЭПetp-ets.ru1% НМЦК и не более, чем 2 тыс. р., включая НДС по ставке, согласно п. 3 ст. 164 НК РФ на дату взимания платы при закупках среди СМП, или 1% НМЦК и не более, чем 5 тыс. р. без
учета НДС.

НДС начисляется дополнительно по ставке из п. 3 ст. 164 НК РФ на дату
взимания платы.

Если плата получилась менее 100 р., то она не взимается

ЗаказРФetp.zakazrf.ru
  • 1% НМЦК и не более, чем 2 тыс. р., в том числе НДС, при закупках по п. 1 ст. 30 44-ФЗ;
  • 1% НМЦК и не более, чем 5 тыс. р., без НДС
Росэлторгroseltorg.ru
  • 1% начальной цены контракта, но не более 2 тыс. р., включая НДС, при закупках по ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
  • 1% начальной цены контракта, но не более 5 тыс. р., без НДС
ЭТП РАДgz.lot-online.ru1% от НМЦК и не более 2 тыс. р. для СМП или 5 тыс. р. – для остальных участников
ТЭК-Торгtektorg.ru1% от начальной цены контракта, но не более 5 тыс. р. (без учета НДС) либо не более 2 тыс. р. для СМП, включая НДС
ЭТП ГПБetpgpb.ru
  • плата не взимается при НМЦК до 100 тыс. р.;
  • 1% от НМЦК, но не более 5 тыс. р., кроме того, НДС для всех участников;
  • 1% от НМЦК, но не более 2 тыс. р. с учетом НДС для СМП

Таким образом, бесплатных ЭТП для проведения закупок по 44-ФЗ на сегодняшний день не осталось. Все площадки взимают плату с победителя, причем размер такой платы установлен в предельном значении, которое разрешило Правительство. Специализированная площадка для проведения торгов в закрытом виде АСТ ГОЗ также практикует взимание платы с победителя в предельном значении.

Стоит обратить внимание, что участнику не нужно отдельно оплачивать услуги ЭТП. Площадка сама списывает комиссию со спецсчета из внесенной туда суммы обеспечения заявки.

Для получения своих денег оператор ЭТП направляет платежное требование в банк, в котором у победителя закупки открыт спецсчет.

В Распоряжении Правительства от 2021 года №1451-р представлен перечень банков, в которых участники вправе открывать спецсчета.

В указанный перечень вошли, в частности, ПАО «Сбербанк России», АО «Газпромбанк», ПАО «Банк ВТБ», АО «РосСельхозБанк», АО «Альфа Банк», ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «МКБ», АО «Райффайзенбанк», ПАО Банк «ФК Открытие» и пр.

Более того, из-за определенных пробелов в Постановлении Правительства №564 операторы установили тарифы для стандартной категории участников (не СМП) без учета НДС. С учетом того, что НДС составляет 20% и будет начислено сверху на сумму до 5 тыс. р., то финальная плата за победу может достигнуть 6 тыс. р.

Перечень электронных торговых площадок для работы по 223-ФЗ

Перечень площадок, на которых вправе работать заказчики по 223-ФЗ, не так строго регламентирован. Торги по этому закону могут проводиться на одной из функционирующих 200 площадок. Такие площадки не должны проходить предварительный Правительственный отбор, и критерии выбора площадки заказчик определяет по своему усмотрению.

Перечень некоторых электронных торговых площадок для работы по 223-ФЗ:

Крупнейшие заказчики по 223-ФЗ нередко организуют собственные ЭТП для проведения закупок. Это, например, площадки Роснефти, Газпромбанка, ВТБ или РЖД.

Если в рамках 44-ФЗ действует две группы электронных торговых площадок: ЭТП для проведения закупки в открытой форме и для закрытых закупок, то в рамках 223-ФЗ можно выделить три группы площадок:

  1. Для проведения закупок по 223-ФЗ в электронной форме.
  2. Для проведения закупок среди СМП по нормам ч. 10 ст. 3.4 223-ФЗ.
  3. Для проведения закрытых закупок в электронном виде.

Согласно требованиям 223-ФЗ, заказчики должны закупать не менее 18% от СГОЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства (по Постановлению Правительства №1001 от 2021 года). За соблюдением таких лимитов контролирующие инстанции строго следят и более жестко регулируют процесс закупок.

При проведении закупок среди представителей малого бизнеса заказчик по 223-ФЗ обязан придерживаться электронной формы проведения закупки. При этом тендер он может организовать только на одной из площадок по утвержденному Правительством перечню.

Этот перечень площадок полностью соответствует тому, который утвержден для работы по 44-ФЗ и включает в свой состав 8 площадок. Это АО «АГЗ РТ», АО «ЕЭТП», АО «РАД», АО «ТЭК-Торг», АО «ЭТС», ЗАО «Сбербанк АСТ», «РТС-тендер», «ЭТП ГПБ».

В перечень площадок, которые подходят для проведения закупок в закрытой форме, включили только одну площадку, согласно ч. 4 ст. 3.5 223-ФЗ. Это ЗАО «АСТ ГОЗ».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.