+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

Содержание

Мсфо | причины появления и принципы мсфо | кто занимается разработкой стандартов

Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) -это система правил и разъяснений, определяющих порядок формирования унифицированной финансовой отчетности. МСФО позволяют компаниям эффективно вести бизнес на международной арене, а также принимать верные экономические и управленческие решения.

Причина создания единой системы отчетности – активное развитие мировых экономических отношений и, как следствие, необходимость в универсальном финансовом “языке общения”.

В 70-х годах прошлого века в Великобритании был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (с 2001 г.

реорганизован в Совет по МСФО), членами которого стали организации, входящие в состав Международной федерации бухгалтеров.

Принципиальное отличие международных стандартов от национальных заключается в расстановке приоритетов: для МСФО экономическое содержание превалирует перед формой.

Международный формат отчетности не содержит первички, учетных регистров, бухгалтерских проводок и плана счетов; он устанавливает только принципы формирования финансовой отчетности.

В то время как национальные стандарты наоборот строго регламентируют техническую сторону учета и документальное оформление всех бухгалтерских операций.

Для чего нужны МСФО?

Отечественным компаниям они позволяют выйти на международный рынок и заручиться поддержкой иностранных партнёров.

Кроме того, отчетность по МСФО позволяет получить банкам достоверную информацию о заемщике.

Для финансовых специалистов экспертное знание международных стандартов открывает двери для серьезного карьерного роста, вплоть до должности финансового директора или работы в международных компаниях.

Принципы МСФО

Страны и компании, использующие МСФО должны учитывать, что эти стандарты имеют рекомендательный характер и основаны на обобщенной практике учета самых развитых учетных систем.

Поэтому прямолинейное следование им может плохо отразиться на национальной практике учета. Для перехода на МСФО признаны и сформулированы в виде отдельного документа Принципы подготовки и составления отчетности.

Этот документ не является обязательным к применению, а если его положениям противоречат стандарты, то к применению берут последние.

Соответственно Принципам «цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений».

Общие принципы международных стандартов разделяют на 2 группы:

  • основополагающие допущения
  • качественные характеристики информации.

Основополагающие допущения международных стандартов

Международные стандарты основываются на 2 основных допущениях:

  • метод начисления. Отражение хозяйственных операций в момент их совершения, а не в соответствии с выплатой денежных средств и их эквивалентов. Этот принцип позволяет получить объективную информацию о денежных поступлениях, а также спрогнозировать будущее состояние компании.
  • непрерывность деятельности. Предполагает то, что предприятие не планирует останавливать свою деятельность в ближайшем будущем, а значит, его активы должны отражаться в первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов.

Качественные характеристики информации

Для использования информации на международном уровне, она должна соответствовать ряду качественных характеристик:

  • понятность. Информация должна быть доступна для понимания пользователями. Не исключают информацию о сложных вопросах, которая требуется для раскрытия в финансовой отчетности.
  • значимость и уместность. Информация имеет влияние на экономические решения ее пользователей.
  • надежность и достоверность. Информация должна нести данные не искажающие реальное состояние дел, а также не должна иметь существенных ошибок и оценочных суждений.
  • сопоставимость информации. Данная характеристика должна обеспечивать возможность сравнивать данные за прошедшие периоды, а также относительно других компаний.

Если вы только начинаете освоение МСФО, то вам подойдет онлайн-курс МСФО. Базис, который поможет подготовить крепкую теоретическую базу знаний для дальнейшего освоения стандартов на практике.

В его программе 1-й модуль доступен для ознакомления абсолютно бесплатно.

Кто занимается разработкой МСФО

Основной орган, который занимается разработкой международных стандартов финансовой отчетности — Правление Комитета МСФО. В состав правления входит 14 представителей. Из них 12 работают на постоянной основе. Ко всем представителям выдвигают жесткие требования, которым они должны соответствовать.

Среди них можно отметить такие критерии: высокая квалификация в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и ее общественным целям, высокий уровень ориентации в общеэкономической конъюнктуре и прочее.

Среди членов Правления минимум 3 специалиста должны быть профессионалами в сфере аудита, 3 — в сфере подготовки финансовой отчетности, 3 — опытными пользователями финансовой отчетности. Работа в Комитете рассчитана на 5 лет, далее все ее члены переизбираются.

Основные функции Комитета:

  • разработка и утверждение всех стандартов МСФО
  • обнародование всех проектов МСФО, принципов изложения МСФО, а также прочих документов для публичного обсуждения
  • решение технических вопросов связанных с разработкой стандартов
  • создание процедур анализа вопросов и комментариев, вынесенных на публичное обсуждение
  • организация групп специалистов для консультаций по крупным проектам
  • совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Сам Комитет по международным стандартам финансовой отчётности появился благодаря совместной работе 10 стран (Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США) в 1973 году. КМСФО функционирует благодаря взносам профессиональных объединений бухгалтеров и финансистов, а также за счет прибыли от публикации стандартов.

Таким образом, именно эта организация задает тон и направление всем международным стандартам на которых базируют свою работу специалисты, составляющие отчетность по МСФО.

МСФО — универсальный язык финансовых специалистов всего мира. Изучить его и стать настоящим профессионалом в этой сфере помогут дистанционные курсы МСФО. Большинство курсов имеет бесплатный первый модуль для ознакомления и лучшего понимания специфики дистанционного обучения. Подайте заявку и получите доступ к полной программе курса и 1-му модулю бесплатно.

Смотреть все курсы МСФО

Источник: https://finacademy.net/materials/article/chto-takoe-msfo

Мсфо (международные стандарты финансовой отчетности)

Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это набор международных стандартов бухгалтерского учета, в которых указывается, как конкретные виды операций и другие события должны отражаться в финансовой отчетности.

МСФО публикуются Советом по международным стандартам финансовой отчетности, и они точно определяют, как бухгалтеры должны вести и презентовать счета.

МСФО были созданы для того, чтобы иметь «общий язык» бухгалтерского учета, потому что стандарты бизнеса и ведение учета могут отличаться как от компании к компании, так и от страны к стране.

Целью МСФО является поддержание стабильности и прозрачности в финансовом мире. Это позволяет предприятиям и индивидуальным инвесторам принимать квалифицированные финансовые решения, поскольку они могут точно видеть, что происходит с компанией, в которую они хотят инвестировать.

МСФО являются стандартными во многих частях мира, включая Европейский Союз и многие страны Азии и Южной Америки, но не в Соединенных Штатах. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) находится в процессе принятия решения о принятии стандартов в Америке.

Страны, которые больше всего выигрывают от стандартов, – это те, которые ведут международный бизнес и инвестируют в него.

Эксперты предполагают, что глобальное внедрение МСФО позволит сэкономить деньги на альтернативных сравнительных издержках, а также позволит более свободно передавать информацию.

В странах, которые приняли МСФО, как компаниям, так и инвесторам, выгодно использовать эту систему, поскольку инвесторы с большей вероятностью вкладывают деньги в компанию, если деловая практика компании прозрачна. Кроме того, стоимость инвестиций при этом обычно ниже. Компании, которые ведут международный бизнес, больше всего выигрывают от МСФО.

Стандарты МСФО

Ниже приведен список действующих стандартов МСФО:

 Концептуальные основы финансовой отчетности
МСФО/IAS 1Представление финансовой отчетности
МСФО/IAS 2Запасы
МСФО/IAS 7Отчет о движении денежных средств
МСФО/IAS 8Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФО/IAS 10События после окончания отчётного периода
МСФО/IAS 12Налоги на прибыль
МСФО/IAS 16Основные средства
МСФО/IAS 17Аренда
МСФО/IAS 19Вознаграждения работникам
МСФО/IAS 20Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи
МСФО/IAS 21Влияние изменений обменных курсов валют
МСФО/IAS 23Затраты по займам
МСФО/IAS 24Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФО/IAS 26Учёт и отчетность по пенсионным планам
МСФО/IAS 27Отдельная финансовая отчетность
МСФО/IAS 28Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия
МСФО/IAS 29Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике
МСФО/IAS 32Финансовые инструменты: представление информации
МСФО/IAS 33Прибыль на акцию
МСФО/IAS 34Промежуточная финансовая отчетность
МСФО/IAS 36Обесценение активов
МСФО/IAS 37Резервы, условные обязательства и условные активы
МСФО/IAS 38Нематериальные активы
МСФО/IAS 40Инвестиционное имущество
МСФО/IAS 41Сельское хозяйство
МСФО/IFRS 1Первое применение МСФО
МСФО/IFRS 2Платёж, основанный на акциях
МСФО/IFRS 3Объединения бизнеса
МСФО/IFRS 4Договоры страхования
МСФО/IFRS 5Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность
МСФО/IFRS 6Разведка и оценка запасов полезных ископаемых
МСФО/IFRS 7Финансовые инструменты: раскрытие информации
МСФО/IFRS 8Операционные сегменты
МСФО/IFRS 9Финансовые инструменты
МСФО/IFRS 10Консолидированная финансовая отчётность
МСФО/IFRS 11Совместная деятельность
МСФО/IFRS 12Раскрытие информации об участии в других предприятиях
МСФО/IFRS 13Оценка справедливой стоимости
МСФО/IFRS 14Счета отложенных тарифных разниц
МСФО/IFRS 15Выручка по договорам с покупателями
SICs/IFRICsПостановления об интерпретации стандартов
МСФО для малых и средних предприятий

Представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО

МСФО охватывают широкий спектр учетных операций. Существуют определенные аспекты деловой практики, для которых МСФО устанавливают обязательные правила. Основы МСФО – это элементы финансовой отчетности, принципы МСФО и виды основных отчетов.

Элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы.

Принципы МСФО

Основополагающие Принципы МСФО:

  • принцип начисления. В соответствии с этим принципом события отражаются в том периоде, когда они произошли, независимо от движения денежных средств.
  • принцип непрерывности деятельности, который подразумевает, что компания продолжит работу в ближайшем будущем, и у руководства нет ни планов, ни необходимости сворачивать деятельность.

Отчетность в соответствии с МСФО должна содержать 4 отчета:

Отчет о финансовом положении: он также называется балансом. МСФО влияют на то, как взаимосвязаны между собой компоненты баланса.

Отчет о совокупном доходе: это может быть одна форма, или ее можно разделить на отчет о прибылях и убытках мсфо и отчет о прочих доходах, включая имущество и оборудование.

Отчет об изменениях капитала: также известен как отчет о нераспределенной прибыли. Он отражает изменения в прибыли за данный финансовый период.

Отчет о движении денежных средств: в этом отчете суммируются финансовые транзакции компании за данный период, при этом денежные потоки разделяются на потоки по операционной деятельности, инвестициям и финансированию. Рекомендации по данному отчету содержатся в МСФО 7.

В дополнение к этим базовым отчетам, компания также должна представить приложения со сводкой своей учетной политики. Полный отчет часто рассматривается в сравнении с предыдущим отчетом, чтобы показать изменения в прибыли и убытках. Материнская компания должна создавать отдельные отчеты для каждой из своих дочерних компаний, а также консолидированную финансовую отчетность МСФО.

Сравнение стандартов МСФО и американских стандартов (GAAP)

Существуют различия между МСФО и общепринятыми стандартами бухгалтерского учета других стран, которые влияют на расчет финансового соотношения.

Например, МСФО не так строги при определении выручки и позволяют компаниям быстрее сообщать о доходах, поэтому, следовательно, баланс в рамках этой системы может показывать более высокий поток доходов.

МСФО также имеют другие требования к расходам: например, если компания тратит деньги на разработку или инвестиции на будущее, она не обязательно должна показывать их как расход (т.е. их можно капитализировать).

Еще одна разница между МСФО и ГААП заключается в определении порядка учета запасов. Есть два способа отслеживать запасы: FIFO и LIFO.

FIFO означает, что самая последняя единица запасов остается непроданной до продажи предыдущих запасов. LIFO означает, что самая последняя единица запасов будет продана первой.

МСФО запрещают LIFO, в то время как американские и другие стандарты позволяют участникам свободно их использовать.

История МСФО

МСФО возникли в Европейском союзе с намерением распространить их на всем континенте. Идея быстро распространилась по всему миру, поскольку «общий язык» финансовой отчетности позволил расширить связи по всему миру.

Соединенные Штаты еще не приняли МСФО, так как многие рассматривают американские ОПБУ как «золотой стандарт».

Однако, поскольку МСФО становятся более глобальной нормой, ситуация может измениться, если SEC примет решение о том, что МСФО подходят для американской инвестиционной практики.

В настоящее время около 120 стран используют МСФО, и 90 из них требуют, чтобы отчетность компаний полностью была представлена в соответствии с требованиями МСФО.

МСФО поддерживаются Фондом МСФО. Миссия Фонда МСФО (IFRS) – «обеспечить прозрачность, подотчетность и эффективность на финансовых рынках по всему миру». Фонд МСФО (IFRS) не только обеспечивает и контролирует стандарты финансовой отчетности, но также делает различные предложения и рекомендации тем, кто отклоняется от практических рекомендаций.

Целью перехода на МСФО является максимальное упрощение международных сопоставлений. Это сложно, потому что каждая страна имеет свой собственный набор правил. Например, US GAAP отличаются от канадских GAAP. Синхронизация стандартов бухгалтерского учета во всем мире является непрерывным процессом в международном сообществе бухгалтерского учета.

Трансформация финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Один из основных методов подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО – это трансформация.

Основные этапы трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО:

  • Разработка учетной политики;
  • Выбор функциональной валюты и валюты представления;
  • Расчет начальных балансов;
  • Разработка модели трансформации;
  • Оценка корпоративной структуры компании с целью определения дочерних, ассоциированных, аффилированных и совместных предприятий, включенных в бухгалтерский учет;
  • Определение особенностей бизнеса компании и сбор информации, необходимой для расчета корректировок трансформации;
  • Перегруппировка и реклассификация финансовых отчетов по национальным стандартам до МСФО.

записи прошедших вебинаров по теме «Управленческий учет / МСФО»

Автоматизация МСФО

Трансформацию финансовой отчетности МСФО на практике сложно представить без ее автоматизации. Существуют различные программы на платформе 1С, которые позволяют автоматизировать данный процесс. Одним из таких решений является «WA:Финансист».

В нашем решении существует возможность транслировать данные бухгалтерского учета, осуществлять мэппинг на счета плана счетов МСФО, делать различные корректировки и реклассификации, осуществлять элиминацию внутригрупповых оборотов при консолидации отчетности.

Кроме того, настроены 4 основных отчета МСФО:

Фрагмент Отчета о финансовом положении МСФО в «WA: Финансист»: закладка мсфо «Основные средства».

Источник: https://www.1CashFlow.ru/standarty-otchetnosti-msfo

Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

Международные стандарты финансовой отчетности – это всеобщая форма основы бухгалтерского отчета. Данная форма активна в не одной стране. Регулирует вид данной работы Совет по Международным стандартам финансовой отчетности.

Виды порядков (от самого приоритетного):

  • порядки МСФО;
  • разъяснение;
  • дополнение к порядкам МСФО;
  • разъяснения по порядкам МФСО, изданные Советом по МСФО.

Что признано в России

В России есть три стороны, по которым движется МСФО:

  1. Активизация в Российской Федерации и создание на их фундаменте национальных порядков учета.
  2. Применение в обязательном порядке.
  3. Активизация добровольно.

В 1992 году уже стало ясно, что национальный бухгалтерский учет нуждается в реформах. Это произошло по той причине, что рыночная экономика серьезно развилась, появились перспективы сотрудничества с зарубежными партнерами. Для того, чтобы это стало реальным, необходимо иметь такую форму отчета, который будет понятен иностранным партнерам.

Но не получалось все быстро развивать:

  1. 6 марта 1998 год №283 – принятие Программы преобразования бухгалтерского учета, чтобы сделать национальную систему бухгалтерского отчета в соответствие с настоящими требованиями.
  2. 25 декабря 2003 год №1363-У – Указ ЦБ РФ, который указывал на перевод банковской сферы на МСФО.
  3. 15 декабря 2004 год №04-1245/пз-н – принятие Положения о функционировании по структуре торговли на рынке ценных бумаг.

Структура совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в РФ, в конце концов, была принята в 2004 году.

Было намечено совершенствование в области сближения с МСФО и бухгалтерского учета.

В 2010 году произошло грандиозное событие, так как был принят Федеральный закон №208-ФЗ, в котором говорилось о консолидированной финансовой отчетности:

  • признание официального статуса МФСО в Российской Федерации;
  • обозначение круга предприятий, составляющих отчет по МСФО в обязательном порядке.

Цель внедрения

МСФО необходимо внедрить в организации России. Ведь с его помощью улучшается внутренняя конструкция, отвечающая за управление организацией, ведь используемые единые системы методик учета обогащаются заинтересованными лицами. Именно так повышается конкурентоспособность.

Некоторые считают, что после внедрения данной системы российская экономика поднимется вверх. Но другие считают, что это принесет только большие объемы не нужной работы и новые затраты.

Те, кто уже воспользовались Международной стандартной формой отчетности, могут реально оценивать положение дел.

Отмечаются следующие цели внедрения:

  • повышение уровня данных, воссозданных в бухгалтерском учете и отчете
  • воссоздание комплекса обслуживающих структур, обеспечивающих фундамент работы системы активизации МСФО;
  • внутреннее корректирование управления бухгалтерского учета и отчета;
  • повышение уровня контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • значимое повышение квалификации сотрудников, которые организуют и ведут финансовый учет и отчет, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей финансовой отчетности.

Структурой намечен план развития данной области в среднесрочной перспективе.

Цель введения Международного стандарта финансового отчета в Российской Федерации заключается в изменении уровня качества бухгалтерского отчета организаций России, так, чтобы он соответствовал международным стандартам.

В то же время должны быть учтены потребности всех пользователей бухгалтерской отчетности, включая тех, кто не рассматривает КМСФО как приоритет.

Объединение некоторых правил, по которым создается отчет и финансовые данные, называется стандартом финансовой отчетности. В зависимости от политики организации, можно говорить об их соответствии или несоответствие. Создавая финансовую отчетность, можно основываться на следующее:

  • личные знания;
  • корпоративные документы;
  • национальные нормативные документы;
  • ненормативные методологические источники.

В Российской Федерации под стандартами понимаются признаки, объединение параметров, которым организация может удовлетворять или не удовлетворять бухгалтерская отчетность предприятия.

Получается, что отчеты российских предприятий должны соответствовать объединенным параметрам, которые предъявляет МСФО. Об этом и говорится в документе «Подготовка и представление финансовой отчетности» (отчет не может представляться стандартам МСФО, если он не соответствует заданным требованиям).

Для того чтобы успешно справиться с поставленной задачей, требуется отличать цель и средства (инструменты) ее получения.

Порядок разработки и принятия

Данная концепция с 2004-2010 года должна была развиваться следующим образом:

  1. На 2004-2007 год требуется в обязательном порядке перевести на МСФО консолидированной бухгалтерской отчетности особо важные хозяйственные объекты. Исключением являются объекты, которые запустили в оборот фондовых рынков других стран ценные бумаги, а также те, кто составляют отчеты по другим международным установленным порядкам. Принятие российского базового стандарта лично финансовой отчетности на базе МСФО.
  2. На 2008-2010 год нужно в обязательном порядке перевести на МСФО консолидированной бухгалтерской отчетности иных хозяйствующих субъектов, в том числе тех, те, которые направили ценные бумаги на фондовых рынках других стран, а также тех, кто составляет данный отчет по другим международно установленным порядкам.

Но на данном этапе цели развития не достигнуты. Все дело в том, что есть много нюансов и ситуаций, которые мешают массовому переходу на МСФО.

С 2010 года ситуация в данной области значительно улучшилась. С того периода были сделаны многие серьезные шаги, приняты важные законы:

  1. №208-ФЗ от 27 февраля 2011 года. Закон, говорящий о консолидированной финансово отчетности.
  2. №107 от 25 февраля 2011 года. Постановление, говорящее о положении и признании МСФО и разъяснений о порядке принятия на территории РФ.
  3. №66 от 2 июля 2010 года. Приказ Министерства Финансов.

Форма отчетности

Международный стандарт финансовой отчетности включает 5 фундаментальных элементов бухгалтерской отчетности, те в свою очередь делятся на две категории:

  1. Элементы, включенные в бухгалтерский баланс и определяющие финансовое положение: капитал, обязательства, активы.
  2. Элементы, указывающие на итоги хозяйственного функционирования и создающие отчет о доходах, расходах.

Капиталом принято называть часть собственных активов организации, которая осталась после вычета долгов. Общий капитал делится на две категории:

  • от своих акционеров;
  • от итогов собственной деятельности.

Обязательством называются настоящие долги организации, появившиеся в результате прошедших событий. Активами называются ресурсы и имущество, которыми распоряжается организация.

Расходами организации называют снижение экономической выгоды за отчетный период вследствие выбытия активов и/или появление новых обязательств, ведущих к уменьшению капитала, кроме снижения размеров вкладов по заключению участников.

Расходы делятся на две дополнительные подгруппы:

  • стандартные расходы, проводимые с целью получения прибыли;
  • иные расходы, без перспективы на доход.

Доходами организации называют рост экономических выгод компании.

Без совершенствования МСФО не получится достигнуть взаимопонимания. Эту область надо обновлять по мере потребности. Россия действует в правильном направлении, применяя МСФО адаптационно. То есть, процесс развивается постепенно.

Российские нормы учета и отчетности нацелены на создание финансовой информации в соответствии с международными порядками.

Этот способ внедрения аналогичен подходу многих европейских стран, значит, приближает экономическую интеграцию, гармонизацию данных систем. Но все же существует много трудностей из-за методологического характера.

Большинство из них появилось в результате адаптации оригинала текста МСФО к российской терминологии, правовым и экономическим условиям.

Пять составляющих отчетности МСФО представлены в данном вебинаре.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/poryadok-razrabotki-i-prinyatiya-mezhdunarodnyh-standartov-finansovoy-otchetnosti/

CFA – Органы стандартизации финансовой отчетности и советы по стандартам бухгалтерского учета

Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

Стандарты финансовой отчетности (англ. 'financial reporting standards') устанавливают принципы подготовки финансовой отчетности, а также определяют виды и объем информации, которая должна быть предоставлена ​пользователям финансовой отчетности, в том числе инвесторам и кредиторам, с тем, чтобы они могли принимать обоснованные решения.

Это чтение сосредоточено на контексте, в рамках которого создаются эти стандарты. Понимание общей структуры стандартов финансовой отчетности – шире, чем знание конкретных правил бухгалтерского учета.

Это понимание позволит аналитику оценить последствия оценки элементов и операций финансовой отчетности, в том числе новых продуктов и операций, учет которых не предписывается специальными стандартами.

Цель стандартов финансовой отчетности

Финансовая отчетность компании включают в себя финансовые отчеты и прочие дополнительные пояснения (раскрытия информации), необходимые для оценки финансового положения компании и периодических финансовых показателей.

Финансовая отчетность основана на простой предпосылке.

Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (IASB, International Accounting Standards Board), который устанавливает стандарты финансовой отчетности, принятые во многих странах, пишет в Концептуальных основах представления финансовых отчетов (или просто Концептуальных основах), что:

цель представления финансовой отчетности заключается в предоставлении финансовой информации об отчитывающейся организации, которая является полезной для существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении данной организации ресурсов.

См. параграф CF:1.2 Концептуальных основ 2021 года.

В марте 2021 года Совет по МСФО обновил Концептуальные основы, первоначально принятые в 2010 году.

Формулировка единого набора концептуальных основ является важным первым шагом для процесса разработки набора взаимосвязанных стандартов.

Ранее стандарты финансовой отчетности в основном разрабатывались независимо друг от друга стандартизующими органами каждой страны.

Этот независимый процесс разработки стандартов привел к появлению широкого спектра стандартов, некоторые из которых были весьма всеобъемлющими и комплексными (стандарты на основе правил), а другие были более общими (стандарты на основе принципов).

Глобализация потоков капитала и различные скандалы, связанные с проведением аудита, повысили потребность общества в более универсальных и качественных международных стандартах финансовой отчетности и послужили толчком для усиления координации между основными организациями, устанавливающими стандарты. Такая координация также является естественным следствием возросшей глобализации рынков капитала.

Разработка стандартов финансовой отчетности осложняется тем, что окружающая экономическая реальность усложняется. Финансовые операции и финансовое положение, которые компания хочет представить в своих финансовых отчетах на данный момент, также сложны.

Кроме того, неопределенность в отношении различных аспектов операций часто приводит к необходимости начислений и оценки, что требует вынесения суждений. А суждения варьируются, в зависимости от мнения компании, составляющей отчетность.

Соответственно, стандарты необходимы для достижения определенной последовательности в суждениях.

Даже с такими стандартами, у компаний, как правило, не будет правильного ответа на вопрос о том, как отражать экономическую реальность в финансовых отчетах. Тем не менее, стандарты финансовой отчетности пытаются ограничить диапазон допустимых ответов для повышения последовательности финансовых отчетов.

IASB и американский Совет по стандартам финансового учета (FASB) разработали аналогичные концептуальные основы финансовой отчетности, которые определяют общие  цели и качество предоставляемой информации.

Финансовые отчеты предназначены для предоставления информации для многих пользователей, в том числе инвесторов, кредиторов, работников, клиентов и других. В результате, финансовые отчеты не предназначены исключительно для оценки активов. Тем не менее, финансовые отчеты являются важной основой для процесса оценки компаний или решения вопросов, связанных с ценными бумагами компаний.

Понимание концептуальных основ финансовой отчетности – в том числе, как и когда суждения и оценки могут повлиять на представленные в отчетности суммы, позволяют аналитику оценить представленную информацию и использовать эту информацию надлежащим образом при оценке финансовых показателей компании.

Очевидно, что такое понимание также важно для оценки финансовых последствий бизнес-решений, при проведении сравнительного анализа разных компаний.

Органы стандартизации и регулирующие органы

Следует провести различие между органами стандартизации и регулирующими органами.

Такие стандартизирующие органы (англ. 'standard-setting body'), как IASB и FASB, как правило, принадлежат частному сектору (т.е. негосударственному). Это саморегулируемые организации, которыми руководит Совет из опытных бухгалтеров, аудиторов, пользователей финансовой отчетности, а также ученых.

Требование по подготовке финансовой отчетности в соответствии с установленными стандартами бухгалтерского учета является обязанностью регулирующих органов или органов регулирования (англ. 'regulatory authority'), которые иногда называют просто регуляторами.

Регулирующие органы, такие, как Служба бухгалтерского и корпоративного регулирования Сингапура (ACRA, Accounting and Corporate Regulatory Authority), Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC, U.S.

Securities and Exchange Commission), а также Комиссия по ценным бумагам и биржам Бразилии (CVM, Comissão de Valores Mobiliários), имеют юридические полномочия для обеспечения соблюдения требований к финансовой отчетности и надзора за компаниями-участниками рынков капитала, в пределах юрисдикций этих регуляторов.

Другими словами, как правило, органы стандартизации устанавливают стандарты, а органы регулирования признают стандарты и требуют их соблюдения. Без признания стандартов регулирующими органами, частные органы стандартизации не будут иметь никакой силы.

Однако следует отметить, что государственные регулирующие органы часто сохраняют за собой юридические полномочия для установления стандартов финансовой отчетности в их юрисдикции, и могут отменить правила, установленные частными органами стандартизации.

В этом разделе представлен краткий обзор IASB (Совета МСФО) и FASB. Обзор сопровождается описанием Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO, International Organization of Securities Commissions), SEC, а также описанием регулирования рынков капитала в странах Европейского Союза.

Советы по стандартам бухгалтерского учета

Советы или комиссии по стандартам бухгалтерского учета существует практически на каждом национальном рынке. Эти советы, как правило, являются независимыми, частными и некоммерческими организациями.

Для этих советов, устанавливающих стандарты, существуют определенные признаки, – как правило, общие.  В качестве основных примеров здесь рассматриваются IASB (СМСФО) и FASB.

IASB (СМСФО) – Совет по международным стандартам финансовой отчетности

IASB (International Accounting Standards Board) является независимым органом стандартизации Фонда МСФО (IFRS Foundation), – независимой, некоммерческой, частной организацией.

Попечители Фонда МСФО (англ. 'Trustees') – представители разных географических регионов и профессий.

Попечители назначают членов СМСФО и подотчетны наблюдательному совету, состоящему из государственных органов, в число которые входят представители Европейской комиссии, IOSCO, Агентства финансовых услуг Японии (FSA), и американской SEC, с Председателем Базельского комитета по банковскому надзору (BCBS) в качестве наблюдателя.

Попечители Фонда МСФО принимают на себя обязательство действовать в интересах общества.

Основными задачами Фонда МСФО являются:

  • разработка единого набора высококачественных финансовых стандартов, а также содействие их использованию и внедрению;
  • работа над тем, чтобы стандарты обеспечивали прозрачную, сопоставимую и полезную для принятия решений информацию, с учетом различных типов и размеров отчитывающихся организаций, действующих в различных экономических условиях;
  • а также содействие сближению национальных стандартов бухгалтерского учета и МСФО.

Попечители несут ответственность за обеспечение того, чтобы Совет по МСФО (IASB) был независимым и воспринимался как независимый.

Члены IASB назначаются Попечителями на основе профессиональной компетентности и практического опыта. Также члены IASB должны представлять разнообразные географические регионы и профессии.

Члены IASB обдумывают, разрабатывают и выпускают международные стандарты финансовой отчетности.

Поддержку во внедрении и применении этих стандартов оказывают консультативные органы, члены которых представляют широкий круг организаций и отдельных лиц, вовлеченных и заинтересованных в международной финансовой отчетности.

Хотя название IASB включает фразу «Accounting Standards» (т.е. Стандарты бухгалтерского учета) и ранние стандарты выходили под названием International Accounting Standards (IAS, т.е.

Международный стандарт бухгалтерского учета или МСБУ), теперь для новых стандартов используется термин «International Financial Reporting Standards» или IFRS (т.е.

, Международные стандарты финансовой отчетности или МСФО).

В российских версиях стандартов термин «МСФО» используется как общее название для IFRS и IAS.

Использование фразы «финансовая отчетность» (англ. 'financial reporting') означает важность раскрытия информации за рамками основных финансовых отчетов, например, отчеты руководства о деятельности компании, рисках и будущих планах.

IASB имеет базовый процесс, который используется при обсуждении, разработке и выпуске международных стандартов финансовой отчетности.

Упрощенный вариант типичного процесса IASB состоит в следующем:

  1. Проблема определяется как приоритетная для рассмотрения и включается в повестку дня IASB.
  2. После рассмотрения проблемы, которое может включать консультации с другими организациями, включая национальные органы стандартизации и регулирования, IASB может опубликовать проект стандарта (англ. 'exposure draft') для общественного обсуждения.
  3. После рассмотрения предложений всех участвующих сторон, IASB может выпустить новый или пересмотренный стандарт финансовой отчетности.

Стандарты МСФО являются авторитетными потому, что они признаются и принимаются национальными регулирующими органами.

FASB (ССФУ) – Совет по стандартам финансового учета США

FASB (Financial Accounting Standards Board) и его предшественники выпускали стандарты финансовой отчетности в Соединенных Штатах с 1930-х годов. FASB (ССФУ) работает в пределах структуры, аналогичной IASB (СМСФО).

Фонд Financial Accounting Foundation (FAF) администрирует и финансирует организацию. Фонд обеспечивает независимость процесса стандартизации и назначает членов FASB и связанные с FASB консультативные организации.

FASB выпускает новые и пересмотренные стандарты для улучшения стандартов финансовой отчетности с тем, чтобы пользователям финансовых отчетов предоставлялась полезная для принятия решений информация.

Это делается путем тщательного и независимого процесса, который получает и использует информацию от заинтересованных сторон и находится под контролем Фонда FAF.

Этапы этого процесса аналогичны этапам, описанным выше для IASB.

Результаты процесса установления стандартов содержатся в кодификации стандартов – FASB Accounting Standards Codification™ или просто Codification.

Кодификация объединяет литературу, выпущенную различными органами стандартизации, в том числе FASB, Специализированной рабочей группы по текущим вопросам (EITF, Emerging Issues Task Force), Группы реализации производных инструментов (DIG, Derivative Implementation Group) и Американского института дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA, American Institute of Certified Public Accountants).

Структурированная по темам (обозначаемым как Topic) Кодификация, содержит авторитетные американские Общепринятые принципы бухгалтерского учета – ОПБУ или ГААП (US GAAP, Generally Accepted Accounting Principles), которые должны применяться всеми негосударственными организациями США.

Система стандартов US GAAP, установленная FASB, официально признана авторитетной SEC, однако SEC сохраняет право устанавливать стандарты самостоятельно.

Хотя SEC редко отменяет стандарты FASB, она выпускает авторитетное руководство по финансовой отчетности, включая бюллетень Комиссии по ценным бумагам и биржам (Staff Accounting Bulletin – периодическая публикация, касающаяся интерпретации правил и практики бухгалтерского учета, которые рекомендует к использованию SEC).

Эти бюллетени отражают мнение SEC в отношении практики раскрытия информации, связанной с бухгалтерским учетом, и их можно найти на веб-сайте SEC.

Некоторые (но не все) части – это правила, выпуски, интерпретации и руководства SEC, которые включены для справки в Кодификацию.

См. далее:
CFA – Органы регулирования финансовой отчетности и рынков капитала

Источник: https://fin-accounting.ru/cfa/l1/fin-reporting/cfa-standard-setting-bodies-and-accounting-standards-boards

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.