+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Правила недискриминационного доступа: цель и задачи, эффективность

Правила недискриминационного доступа № 861 — с учетом изменений

Правила недискриминационного доступа: цель и задачи, эффективность

  • 1 Правила недискриминационного доступа № 861 — с учетом изменений
  • 2 Постановление 861 изменилось в связи с новыми правилами технологического присоединения
  • 3 Садоводческое общество «Спутник»
  • 4 Правила недискриминационного доступа: цель и задачи, эффективность
  • 5 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»
  • 6 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»
  • 7 Изменение №39 для Постановление 861 «О внесени изменений в постановление Правительства Росийской Федераци от 27 декабря 204 г. № 861»
  • 8 Постановление 861 изменилось в связи с новыми правилами технологического присоединения
  • 9 Садоводческое общество «Спутник»

Недискриминационный доступ — это…

Согласно п. 8 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ дискриминационные условия — это такие условия вхождения на рынок или деятельности хозяйствующих субъектов на рынке, при которых они (субъекты) находятся в неравных условиях по сравнению с другими аналогичными субъектами.

Соответственно, недискриминационный доступ — это отсутствие такой несправедливости, когда входить и работать на рынке могут все на равных условиях.

П. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ введен запрет на злоупотребление монополистами своим доминирующим положением на рынке. Запретить естественные монополии по аналогии с искусственными невозможно, но можно административным методом ограничить монополиста в правах, чтобы уравнять с другими участниками рынка — контрагентами монополиста.

В п. 3 ст. 10 закона № 135-ФЗ сделана отсылка к правилам недискриминационного доступа на товарные рынки, где действуют естественные монополисты, например, такие как:

  • передача электроэнергии;
  • размещение сетей электросвязи;
  • транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа;
  • железнодорожный транспорт и др.

Для ее исполнения были разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 правила недискриминационного доступа к услугам в сфере электроэнергетики (далее — правила).

Что регулируют правила недискриминационного доступа?

Правила затрагивают услуги:

  • передачи электроэнергии;
  • оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
  • администратора торговой системы оптового рынка;
  • присоединения к сетям.

Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к перечисленным услугам и их оказанию. То есть регулируют отношения гарантирующего поставщика, сетевой организации и потребителей электроэнергии.

В отношении потребителей правилами установлен равный доступ к услугам в сфере электроэнергетики независимо от их (потребителей) организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим такие услуги.

В отношении поставщика (системного оператора, администратора) введена обязанность по предоставлению полной информации об оказываемых услугах, а также исполнению услуг для определенного законом круга лиц.

Кроме того, правилами урегулированы некоторые технические моменты при присоединении (подключении) энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.

Структура правил

Правила недискриминационного доступа по каждому виду услуг в сфере электроэнергетики оформлены в виде отдельных документов.

1-й документ — это правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Ими урегулирован порядок:

  • заключения договоров между поставщиком и потребителем, сетевыми организациями;
  • установления тарифов;
  • определения потерь в электрических сетях и т. д.

2-й документ — правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг. Здесь подробно раскрывается порядок:

  • написания заявки потребителем;
  • рассмотрения заявки оператором и вынесения решения по ней;
  • заключения договора и исполнения услуги.

3-й документ касается деятельности администратора торговой системы оптового рынка. В нем перечисляются сведения, которые должен указать заявитель при подаче заявления, порядок рассмотрения заявки и основания для отказа администратора в предоставлении услуги.

Наконец, последние правила посвящены присоединению к электрическим сетям. Они устанавливают обязанность сетевой организации присоединить к своим сетям сети любого заявителя (при наличии технической возможности), а также предусматривают порядок заключения договора и разграничивают зону ответственности за электросети.

У правил 13 действующих приложений, в том числе:

  • образец заявки физического и юридического лица на присоединение к 1 источнику электроснабжения;
  • типовой договор на присоединение к электрическим сетям;
  • акт о выполнении технических условий и т. п.

Последние изменения правил

Последние изменения в правила недискриминационного доступа в сфере электроэнергетики были в 2021 году:

Таким образом, правила недискриминационного доступа — это специализированный документ, ограничивающий власть монополиста в сфере естественной монополии. Данные правила защищают права контрагентов монополиста, вводя строгий регламент заключения договора, перечень обязательных в данных отношениях взаимных прав и обязанностей.

Постановление 861 изменилось в связи с новыми правилами технологического присоединения

Любая директива правительства имеет свой срок жизни. И в этом плане постановление 861, регламентирующее целый перечень взаимоотношений, осуществляемых в сфере электроснабжения и энергопотребления, не стала исключением.

С течением времени ему понадобились корректировки, что в итоги привело к изменению его статуса. В настоящий момент оно официально признано измененным. При этом причин, которые привели к его изменению, можно обозначить сразу несколько.

Рассмотрим их более подробно.

Сокращение сроков, отведенных на выполнение технологических присоединений

Ни для кого не секрет, что любой объект (не обязательно новый), даже реконструируемый, подлежащий электрификации, должен пройти целый комплекс действий, которые впоследствии помогут его владельцам пройти процедуру технологического присоединения.

И раз уж речь зашла о сроках этой процедуры, то они были значительно сокращены. Так, после утверждения размера оплаты сетевая организация должна предоставить заявителю договор в течение 3-х рабочих дней.

Также сокращен срок переоформления документации после смены собственника объекта (до 5-ти календарных дней).

Снятие ограничений

Что касается снятия ограничений, так или иначе связанных с процедурой подсоединения, то они коснулись сетей с напряжением – до 20кВ. При этом вместо целой процедуры разрешительных действий теперь существует порядок направления уведомления в Ростехнадзор. Уведомления, которое сообщает о готовности того или иного объекта к вводу в эксплуатацию.

Дополнительные пункты

В соответствии с дополнительными правилами технологическое присоединение может быть выполнено на особых условиях. Под них попадают объекты, подсоединяемые к общегосударственным и общенациональным сетям электроснабжения.

При этом организации, связанные с управлением общенациональными сетями, могут осуществлять подключение к энергопринимающему оборудованию, способному взаимодействовать с напряжением большой величины (от 110 кВ).

Это правило действует во всех случаях, кроме следующих:

  • осуществляется подключение электричества к энергопринимающему электрооборудованию, отвечающему за электроснабжение объектов связи, телекоммуникационных центров и организаций общественного теле- и радиовещания;
  • осуществляется подключение энергопринимающего оборудования, отвечающего за электроснабжения пунктов пропуска через границу РФ;
  • если энергопринимающее оборудование уже имеет действующее подключение.

Новые правила предусматривают недопустимость взимания платы за технологическое присоединение к электрическим сетям , необходимость в котором возникла вследствие развития действующей инфраструктуры (развитие связи между сетевыми организациями местного масштаба и между объектами общероссийской электрической сети).

После внесения изменений в постановление 861 изменился максимальный срок для подсоединения к электросетям тех объектов, которые уже были присоединены к ним. Теперь он равняется 30-ти дням. Но есть одно примечание: речь в данном случае идет только о тех объектах, которые подсоединены к одному распределительно-питающему центру.

Вместо заключения

В наши дни наблюдается неуклонный рост потребления электроэнергии как целыми населенными пунктами, так и отдельными объектами, расположенными в них.

С этим связаны постоянные изменения, вносимые в регламенты, действующие в сфере электроснабжения. Следить за этими изменениями – обязанность электросетевых, электромонтажных и энергоснабжающих компаний.

При этом обычному потребителю следует пользоваться услугами исключительно сертифицированных и профессиональных организаций.

Заработай на кликах

от 27 декабря 2004 г. N 861

(в редакции Постановления

Правительства Российской Федерации

от 21 марта 2007 г. N 168)

ПРАВИЛА

НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ ПО ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ

Источник: https://artansk.ru/pravila-nediskriminatsionnogo-dostupa-861-s-uchetom-izmenenij/

Правила недискриминационного доступа: цель и задачи, эффективность

Правила недискриминационного доступа: цель и задачи, эффективность

Экономическое развитие рано или поздно приводит к тому, что на отдельном рынке появляется главный игрок.

Это предприниматель, которому принадлежит большая доля товарооборота, что позволяет ему навязывать свои условия другим субъектам.

Несмотря на то что в отношении таких лиц действует антимонопольная политика, у них есть еще один способ влияния на конкурентов — заключение договоров с другими контрагентами на неравных условиях.

Защитой от подобных действий субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, являются правила недискриминационного доступа.

Они представляют собой перечень правовых ограничений, которые не позволяют монополистам злоупотреблять своим положением.

Регулируемая деятельность

Розничная торговля имеет множество дополнительных условий, которые не позволяют точно установить и доказать наличие дискриминации.

Под дискриминирующими подразумевают такие условия доступа на рынок, при которых один из субъектов ставится в неравное положение относительно другого.

Например, производитель поставляет свой товар в две торговые сети. Несмотря на одинаковые объемы и другие условия поставки, первая сеть платит за товар одну сумму денег, а вторая — в полтора раза больше.

В этом случае последний контрагент является дискриминируемой стороной, потому что он оказывается в худшем положении, чем первый.

Поэтому основным полем регулирования для правил недискриминационного доступа является сфера оказания сетевых услуг, например:

  • поставки энергии посредством энергосетей;
  • администрирование оптовых рыночных систем;
  • работа операторов связи;
  • пользование железнодорожными путями и другими элементами инфраструктуры.

Для этих областей характерно наличие естественных монополистов — как правило, это государственные структуры.

Их деятельность, которая в условиях доминирования на сетевом рынке может привести к ограничению конкуренции, и есть цель регулирования.

Особенности электроэнергетического сектора

Наиболее подробно недискриминационные правила затрагивают электроэнергетическую сферу.

Они представлены в виде нескольких разделов:

  1. Общие положения, где даются определения основным понятиям — инфраструктуре, ее пользователям и возможностям доступа.
  2. Определяется задача правил недискриминационного доступа — создание равных условий для тех, кто пользуется услугами предпринимателей.
  3. Обозначается государственный контроль над соблюдением антимонопольных требований (в том числе — за выполнением требований, описанных в Правилах), указываются контролирующие органы исполнительной власти.
  4. Дается перечень условий, которые позволяют получать доступ к инфраструктуре на равных условиях (возможность выбора поставщика услуг, развитие рыночной конкуренции и общедоступность информации о доступе к инфраструктуре).

При этом каждая сфера деятельности из приведенного списка имеет отдельный перечень правил.

В них даются указания по таким ключевым моментам, как заключение договоров оказания услуг, установка тарифных планов, заполнение формы заявок на подключение к сети и т. д.

Правовое регулирование рыночных отношений

Главным законодательным актом в сфере оказания услуг электро- и энергоснабжения является Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №861 «Об утверждении Правил…», в котором были впервые были подробно утверждены рассматриваемые правовые ограничения.

Структура документа включает пункты, устанавливающие порядок:

  • заключения и исполнения договоров;
  • установки тарифных планов;
  • определения потерь в электросетях, а также их оплаты;
  • обеспечения потребителя информацией об услугах (в том числе и технической, с описанием их характеристик и точной стоимости);
  • подачи и рассмотрения заявок от потребителей (включая обращения и жалобы);
  • контроль над выполнением обязательств по договору поставки электроэнергии структурам, отключение которых невозможно по социальным либо экономическим причинам (например, медицинские, детские общеобразовательные учреждения).

Подробное описание ограничений и определение ответственности за нарушение правил помогло значительно улучшить ситуацию на рынке электросетей, ограничив злоупотребление своими полномочиями главенствующими предпринимателями на рынке.

Абоненты в свою очередь получили равные условия для подключения и пользования.

Следует отметить, что данная система постоянно совершенствуется. Например, в 2021 году была утверждена новая редакция правил, действующих в отношении электроэнергетической сферы.

К значимым изменениям в этой области относятся:

  • утверждение сроков доступа потребителя к электроэнергии;
  • возможность поставщика услуг ограничивать подачу электроснабжения при наличии любой задолженности;
  • обязанность абонентов самостоятельно отключаться от энергосети по требованию поставщика;
  • расширение способов уведомления потребителей услуг (посредством смс-сообщений, электронных писем и автоматических уведомлений);
  • повышение штрафов для нарушителей режима энергопотребления (до 200 тыс. руб.).

Изменения усовершенствовали механизм регулирования, сделав его более эффективным и актуальным.

Слабые стороны правовых ограничений

Хотя правовая документация и дает определение дискриминационным условиям, на товарном рынке ситуация несколько иная.

Существует множество проблем, связанных с толкованием подобных ограничений.

В частности, свободное предпринимательство подразумевает реализацию свободы деловых взаимоотношений.

Если контрагенты выполняют условия договора, не нарушая закон и положения действующей антимонопольной политики, доказать намеренный вред третьей стороне практически невозможно.

Также известны случаи формального наличия дискриминационных условий, не оказавших фактического влияния на конкуренцию, что обусловлено разницей в толковании определения.

Ситуация усугубляется тем, что вместо конкретики даются определения, опирающиеся на понятия человеческой морали — добросовестности и этики, где, как известно, у каждого своя правда. Отсюда — отсутствие единой формулировки дискриминационных условий.

В отличие от деятельности сетевых сфер, обеспечение недискриминационного доступа на рынок достигается зачастую только при помощи судебных тяжб.

Источник: investim.info

Источник: https://ideiforbiz.ru/pravila-nediskriminacionnogo-dostypa-cel-i-zadachi-effektivnost.html

Правила недискриминационного доступа № 861 – с учетом изменений

Правила недискриминационного доступа: цель и задачи, эффективность

Недискриминационный доступ – это…

Что регулируют правила недискриминационного доступа

Структура правил

Последние изменения правил

 Недискриминационный доступ – это…

Согласно п. 8 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ дискриминационные условия — это такие условия вхождения на рынок или деятельности хозяйствующих субъектов на рынке, при которых они (субъекты) находятся в неравных условиях по сравнению с другими аналогичными субъектами.

Соответственно, недискриминационный доступ — это отсутствие такой несправедливости, когда входить и работать на рынке могут все на равных условиях.

П. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ введен запрет на злоупотребление монополистами своим доминирующим положением на рынке. Запретить естественные монополии по аналогии с искусственными невозможно, но можно административным методом ограничить монополиста в правах, чтобы уравнять с другими участниками рынка — контрагентами монополиста.

В п. 3 ст. 10 закона № 135-ФЗ сделана отсылка к правилам недискриминационного доступа на товарные рынки, где действуют естественные монополисты, например, такие как:

  • передача электроэнергии;
  • размещение сетей электросвязи;
  • транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа;
  • железнодорожный транспорт и др.

Для ее исполнения были разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 правила недискриминационного доступа к услугам в сфере электроэнергетики (далее — правила).

Об иных мерах, предпринимаемых государством в области защиты конкуренции, читайте в нашей статье «Государственная антимонопольная политика – цели и задачи».

Что регулируют правила недискриминационного доступа

Правила затрагивают услуги:

  • передачи электроэнергии;
  • оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
  • администратора торговой системы оптового рынка;
  • присоединения к сетям.

Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к перечисленным услугам и их оказанию. То есть регулируют отношения гарантирующего поставщика, сетевой организации и потребителей электроэнергии.

В отношении потребителей правилами установлен равный доступ к услугам в сфере электроэнергетики независимо от их (потребителей) организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим такие услуги.

В отношении поставщика (системного оператора, администратора) введена обязанность по предоставлению полной информации об оказываемых услугах, а также исполнению услуг для определенного законом круга лиц.

Кроме того, правилами урегулированы некоторые технические моменты при присоединении (подключении) энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.

Постановление Правительства РФ от 22.06.2021 № 800 о передаче функций гарантирующего поставщика

Им урегулированы вопросы заключения соглашения на передачу функций, включая:

  • требования, предъявляемые к гарантирующему поставщику;
  • порядок уведомления о передаче функций;

Источник: https://rusjurist.ru/zawita_konkurencii/pravila_nediskriminacionnogo_dostupa_861_s_uchetom_izmenenij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.