+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Принципы, основания и виды налоговых проверок, сроки и порядок их проведения

Содержание

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Принципы, основания и виды налоговых проверок, сроки и порядок их проведения

Все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны налоговых органов. В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.

В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ.

Налоговые проверки их виды и порядок проведения

Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок. При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок.

В зависимости от того, является ли проверка запланированной налоговиками или осуществляется спонтанно, налоговые проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными.

Внеплановые проверки осуществляются на основании решений суда, поручения уполномоченных органов, а также получения информации о нарушениях налогового законодательства.

Еще одним критерием, позволяющим определить, какие бывают налоговые проверки, является место их проведения. При этом видами налоговых проверок являются камеральные и выездные проверки.

Что собой представляют камеральные налоговые проверки

Камеральные налоговые проверки имеют своей целью контроль над соблюдением налогового законодательства и проводятся непосредственно на территории инспекции ФНС.

Сущность этого метода контроля заключается в ревизии переданных деклараций и иных документов, подтверждающих исполнение обязанностей налогоплательщиков и/или налоговых агентов.

Камеральная проверка в обязательном порядке проводится в отношении всех сданных в инспекцию деклараций.

На основании п. 11 ст. 88 НК РФ, если плательщик налогов взаимодействует с инспекцией ФНС посредством проведения налогового мониторинга, то в этот период проводить камеральные проверки запрещено, за исключением некоторых случаев:

  1. Прекращении налогового мониторинга досрочно;
  2. Подаче декларации по НДС на возмещение налога;
  3. Подаче «уточненки» с занижением налога к перечислению в бюджет;
  4. Если в проверяемый период договор на проведение мониторинга еще не был заключен.

Осуществление камеральной проверки документов компаний и предпринимателей проводится должностным лицом налоговой службы в течение трех месяцев со дня представления декларации в инспекцию. Для этого не требуется получение специальных разрешений со стороны вышестоящего руководства ФНС.

Если в ходе проведения ревизии выявлены ошибки или несоответствия между имеющимися в распоряжении налоговиков документами, они вправе потребовать налогоплательщика предоставить пояснение в письменной форме.

Для того чтобы максимально быстро разрешить спорную ситуацию, бухгалтер может помимо пояснительной записки передать проверяющему регистры налогового и бухгалтерского учета, обосновывающие сведения, внесенные в налоговую декларацию.

В тех случаях, когда переданные налогоплательщиком пояснения инспектора не устроят, в соответствие со ст. 31 НК РФ, руководителя организации могут вызвать для личного разъяснения ситуации.

В случае выявления нарушений в отношении плательщика налогов и сборов должен быть составлен акт о результатах.

Сущность и методы выездной налоговой проверки

Наиболее сложными для бухгалтерии налогоплательщика является такие виды налоговых проверок, как выездные. В отличие от камеральной для проведения выездной проверки требуется разрешение руководителя инспекции ФНС или его заместителя. Период, подлежащий проверке, ограничен тремя годами и может затрагивать как один налог, так и несколько.

Выездная ревизия в общем случае не должна длиться более двух месяцев, однако при наличии обстоятельств срок может быть продлен до полугода.

Существуют такие методы проведения выездной налоговой проверки, как сплошная и выборочная выездная проверка. Сплошная проверка используется налоговиками чаще всего и предполагает анализ всей имеющейся документации компании за периоды, подлежащие проверке.

При проведении выборочной ревизии, исследуется только часть документов. В основном этот метод используется для выявления систематических нарушений в налоговом учете.

Выездная проверка может также затронуть инвентаризацию имущества налогоплательщика и осмотр складских и производственных помещений.

По итогам прошедшей выездной проверки уполномоченными сотрудниками составляется справка о результатах. Если итоги ревизии не устраивают руководителя организации, и он намерено отказывается от получения справки, сотрудники ФНС должны отравить итоговый документ заказным письмом.

Назначение и виды налоговых проверок определяются сотрудниками органов налогового контроля самостоятельно в каждой конкретной ситуации.

Источник: https://spmag.ru/articles/kakie-vidy-nalogovyh-proverok-predusmotreny-nk-rf

Выездная налоговая проверка — что это такое, как проводятся, основания и порядок проведения

Принципы, основания и виды налоговых проверок, сроки и порядок их проведения

— Организация бизнеса — Закон и право — Выездная налоговая проверка — что это такое, как проводятся

В отдельных ситуациях российское законодательство разрешает налоговым органам проводить выездные налоговые проверки.

При этом каждому руководителю, бухгалтеру и предпринимателю следует знать, в отношении кого могут проводиться выездные налоговые проверки, каковы сроки их проведения, и как именно должен происходить процесс самого контроля, чтобы избежать нарушения своих прав и злоупотребления полномочиями со стороны сотрудников налоговой службы. Конкретный порядок действий при проведении выездной налоговой проверки может отличаться в зависимости от ее оснований и характера — так, проверка при ликвидации ООО может значительно отличаться от простой проверки по НДС в случае выявления неточностей при уплате налога или подсчете налогового вычета.

Выездные налоговые проверки — что это такое

Российское законодательство наделяет налоговые органы правом проведения различных методов проверок деятельности налогоплательщиков. При этом существует две основных разновидности налоговых проверок — выездные и камеральные.

Под камеральными методами контроля подразумевается проведение инспекции документации и отчетности предприятия без фактического посещения его месторасположения.

Выездные же мероприятия подразумевают непосредственный выезд налоговых инспекторов на место ведения субъектом хозяйствования предпринимательской деятельности и контроль за всеми аспектами ведения бизнеса с целью недопущения нарушений действующего законодательства и выявления имеющих место нарушений.

Именно выездные налоговые проверки чаще всего являются причиной беспокойства субъектов хозяйствования, ведь представители налоговой службы получают достаточно обширный спектр прав, связанных с контролем документации и правильности подачи налоговой отчетности.

В частности, в рамках выезда они могут изымать различную необходимую документацию, отслеживать на месте порядок заключения договоров о поставках и продажах продукции или услуг, сравнивать экономические показатели за различные периоды и участвовать во многих внутренних бизнес-процессах для их изучения.

К основным задачам данных мер контроля можно отнести ряд следующих базовых задач:

  • Контроль самого факта ведения налогоплательщиком учета.
  • Контроль наличия необходимой документации, предусмотренной действующим законодательством.
  • Контроль фактов предоставления отчетности в налоговые органы.
  • Установление правильности выбранного и используемого режима налогообложения.
  • Установление соблюдения налогоплательщикам действующих требований налогового законодательства.
  • Истребование документации и пояснений в отношении уплаты налогов.
  • Истребование документации о налогоплательщике и взаимодействии с ним у контрагентов самого налогоплательщика в целях проведения контроля.
  • Исследование правильности составления документации, ее учета, реквизитов контрагентов.
  • Исследование объемов, полноты и правильности уплаты налогов, сроков их уплаты, сроков предоставления отчетности в налоговые органы.

Одна из важнейших причин проведения выездных мероприятий — это возможность на местах отследить реальную стоимость продукции и объемы получаемых товаров для возмещения НДС, что невозможно оценить в рамках камерального контроля, ведь налоговым органам без фактического присутствия на предприятии приходится ориентироваться исключительно на предоставляемую самим налогоплательщиком информацию.

Правовое регулирование проведения выездных налоговых проверок

Чтобы лучше понимать принципы выездного контроля, а также осознавать права и обязанности всех участников процесса — как представителей контролирующих органов, так и представителей предприятия, подвергнутого проверке, работникам предприятия, ответственным за ведение бухгалтерского учета и налогообложение, а также его собственникам и руководителям следует ознакомиться непосредственно с нормативами законодательства, которые регулируют проведение подобных методов контроля деятельности субъектов хозяйствования.

С точки зрения нормативного урегулирования, выездные мероприятия проводятся соответственно требованиям следующих норм законодательства:

  • Приказ ФНС России №ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 — данный приказ регулирует общие принципы, по которым проводится выездной налоговый контроль и является фактически сводом рекомендаций для представителей налоговых служб относительно порядка проведения проверок.
  • Ст.87 НК рассматривает само понятие проверок в целом.
  • Ст.89 НК целиком и полностью посвящена именно формату выездных проверок и принципам их проведения в целом.
  • Ст.89.1 НК рассматривает особенности проведения контроля консолидированных групп налогоплательщиков.
  • Ст.89.2 НК содержит специфические нормативы, касающиеся мероприятий по контролю налогоплательщиков, которые участвуют в региональных инвестиционных проектах.
  • Ст.90 НК регламентирует участие свидетелей в процессе проведения налогового контроля.
  • Ст.91 НК посвящена нормативам, касающимся обязательного предоставления допуска представителей налоговых органов на территорию субъектов хозяйствования.
  • Ст.92 НК регулирует принципы проведения осмотра территорий и предметов, принадлежащих налогоплательщику.
  • Ст.93 НК регламентирует нормативы, касающиеся истребования документов в рамках проведения контроля.
  • Ст.93.1 НК регулирует базовые принципы получения и истребования информации о налогоплательщике сотрудниками налоговых органов у третьих лиц или других государственных структур.
  • Ст.93.2 НК посвящена вопросам затребования информации о налогоплательщике у независимых аудиторских предприятий.
  • Ст.94 НК рассматривает принципы выемки предметов или документации у налогоплательщика.
  • Ст.95 НК обеспечивает урегулирование принципов проведения экспертизы в рамках осуществления налогового контроля.
  • Ст.96 НК рассматривает особенности привлечения дополнительных специалистов при проведении налогового контроля.
  • Ст.97 НК предусматривает особые нормативы в отношении участия переводчиков при осуществлении контроля.
  • Ст.98 НК регулирует принципы участия понятых в рамках контроля.
  • Ст.99 НК устанавливает базовые требования, предъявляемые к протоколам, составляемым по факту совершения определенных действий во время проверки.
  • Ст.100 НК нормирует оформление итоговых результатов проведенных контрольных мероприятий.
  • Ст.101 НК предполагает установление норм по порядку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов.
  • Ст.101.2 НК устанавливает сроки и принципы вступления в силу решений о привлечении к ответственности за нарушения, выявленные в ходе контроля.
  • Ст.101.3 НК регламентирует порядок исполнения решения налогового органа.
  • Ст.101.4 НК посвящена ведению производств о выявленных в ходе контроля нарушениях.
  • Ст.102 НК регулирует принципы охранения налоговой тайны и само понятие налоговой тайны в целом.

Помимо вышеозначенных нормативных актов, на порядок контроля также могут влиять нормативы права, касающиеся отдельных разновидностей налогообложения, а также нормы административного, гражданского и уголовного права в контексте применения различных санкций за обнаруженные правонарушения.

Виды выездных налоговых проверок

Действующее законодательство предусматривает существование нескольких различных видов выездных налоговых проверок. При этом подразделяться они могут по различным базовым критериям. В первую очередь следует разделять меры контроля по применяемому методу. Так, с этой точки зрения контрольные мероприятия могут подразделяться на:

  • Выборочные. Такие процедуры предполагают лишь частичное ознакомление с документацией и истребование неполных сведений в рамках проведения мероприятий налогового контроля.
  • Сплошные. Подобные методы контроля предусматривают ознакомление со всей информацией, которая может касаться определенного направления деятельности компании.

На практике налоговыми органами практически всегда используется именно сплошной метод, так как выборочный может быть легко оспорен в судебном или внесудебном порядке по причине неполноты исследованной информации.

С точки зрения направления проведения контроля, выездные меры контроля могут быть:

  • Тематическими. В этом случае исследуется лишь определенный аспект деятельности субъекта хозяйствования. Например, к тематическим относится выездная налоговая проверка по НДС, когда весь налоговый контроль направлен на оценку одного конкретного вида налоговых обязательств плательщика.
  • Комплексными. В рамках таких мероприятий изучаются все направления деятельности субъекта хозяйствования в комплексе, а не лишь один аспект ведения деятельности.

Кроме этого, также рассматриваемые мероприятия можно разделить по причинам их проведения. Так, проверки могут быть:

  • Плановыми. В этом случае основанием является просто наступление определенного изначально срока проведения налогового контроля.
  • Внеплановыми. Такие мероприятия проводятся в ситуациях, когда у ФНС возникают основания для проведения контроля, связанные с нарушениями или подозрениями на их наличие.

В отношении кого могут проводиться выездные налоговые проверки

Законодательство не определяет спектр субъектов хозяйствования, в отношении которых в целом могут проводиться проверки.

Поэтому такой метод контроля может применяться ФНС как в отношении юридических лиц, так и в отношении коммерческой деятельности индивидуальных предпринимателей и иных категорий налогоплательщиков.

Тем не менее, в целях защиты субъектов хозяйствования предусмотрены определенные ограничения. А именно:

  • Запрещается инициация двух и более контролирующих мероприятий по одному и тому же налогу в течение периода его уплаты.
  • Недопустимо проведение в отношении налогоплательщика двух и более мероприятий в течение календарного года за исключением принятия отдельного решения об их необходимости.
  • Проведение выездных методов контроля допустимо исключительно в отношении обязательств сроком не более трех лет.
  • В рамках контроля не допускается проверка цен на соответствие рыночным.

Среди российских предпринимателей распространено заблуждение о том, что выездной контроль не может проводиться в течение первых трех лет с момента регистрации бизнеса. Однако это не так — никаких правовых оснований для существования подобного ограничения в рамках налогового контроля нет.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Налоговое законодательство в России также четко фиксирует сроки, в течение которых должны проводиться рассматриваемые процедуры. Так, в общих случаях контрольные мероприятия выездного характера не могут превышать 2 месяца. Однако в отдельных случаях допускается продление этого срока.

При этом допускается также приостановление процедуры контроля — в таком случае, на время приостановления, никаких процессуальных мероприятий контролирующие органы проводить не вправе — однако они могут осуществлять самостоятельное исследование уже полученной информации, без привлечения к таковому налогоплательщика.

Общий максимальный срок проведения рассматриваемых контрольных мероприятий составляет 6 месяцев. Основанием для продления сроков может быть большое количество документации, наличие обособленных структурных подразделений, необходимость проведения экспертизы или привлечения сторонних специалистов, а также большое количество проверяемых отчислений или продолжительность проверяемого периода.

Если же учитывать возможность приостановления проверки, то максимальный срок ее проведения составляет не более 12 календарных месяцев. Однако приостанавливать процедуру контролирующие органы могут неоднократно.

Порядок проведения выездных налоговых проверок

Проведение проверки с фактическим выездом на предприятие требует предварительно вынесенного решения, в каковом зафиксировано применение такового метода контроля. При этом субъект хозяйствования в первую очередь должен иметь право ознакомиться с решением о проведении проверки и со всеми особенностями проводимой проверки.

В рамках осуществления проверки, представителям контролирующих служб должен предоставляться доступ ко всей документации предприятия и ко всей его территории. Но при наличии каких-либо особых нормативов по использованию средств индивидуальной защиты и технике безопасности, проверяющие обязаны соблюдать эти правила в полной мере.

При осуществлении контроля также не является допустимым причинение вреда имуществу субъекта хозяйствования или нарушение текущего производственного процесса, что должны учитывать проверяющие. Изъятие документации и предметов возможно к проведению только в присутствии понятых.

По итогам мероприятий должен составляться акт, в каковом отражаются результаты таковой проверки. Вынесение любых мер взыскания и привлечения субъекта хозяйствования к ответственности может оспариваться в вышестоящих органах ФНС на протяжении 30 дней с момента получения акта, при этом к акту можно изложить свои замечания и выразить несогласие с его результатом.

В случае оспаривания итогов контрольных мероприятий, у вышестоящего органа есть десять дней на принятие окончательного решения по сложившейся ситуации. Если же субъект хозяйствования будет не согласен и с таковым решением — он вправе обратиться в суд и оспаривать действия контролеров уже в судебном порядке. (40 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-chto-eto-takoe-kak-provodyatsya.html

Налоговые проверки: виды, сроки, что проверяют

Принципы, основания и виды налоговых проверок, сроки и порядок их проведения

Существенные изменения коснулись не только порядка расчета и уплаты налогов, но также изменился порядок проведения проверок и штрафы за правонарушения.

Налоговый контроль будет осуществляться в двух видах:

Налоговые проверки

Налоговый мониторинг

Виды налоговых проверок:

камеральная налоговая проверка;

выездная налоговая проверка;

налоговый аудит.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа.

В ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган может запрашивать у налогоплательщика учетные документы, пояснения к представленной налоговой отчетности и учетным документам, а также иную информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Если по итогам проведенной камеральной налоговой проверки выявлены расхождения и (или) ошибки в представленной налоговой отчетности, налоговый орган направляет налогоплательщику требование о внесении исправлений в налоговую отчетность.

Налогоплательщик обязан в десятидневный срок со дня получения требования о внесении исправлений представить уточненную налоговую отчетность по соответствующим налогам и сборам либо обоснование выявленных расхождений с представлением подтверждающих документов. Налогоплательщик в качестве обоснования выявленных расхождений вправе представить заключение организации налоговых консультантов.

Если налогоплательщик не представил уточненную налоговую отчетность (в том числе после уточненного требования) либо не представил обоснования выявленных расхождений или представленные им обоснования признаны недостаточными, налоговый орган вправе назначить налоговый аудит налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка

Выездной налоговой проверкой является проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

При выездной налоговой проверке проводится анализ учетной документации, движения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также другой информации, связанной с деятельностью налогоплательщика.

При проведении выездных налоговых проверок налоговые органы вправе осуществлять профилактические мероприятия и хронометражное обследование, проводить проверку применения контрольно-кассовой техники и платежных терминалов и другие мероприятия налогового контроля.

Выездная налоговая проверка проводится в срок не более десяти дней. Началом срока проведения выездной налоговой проверки считается дата, указанная в приказе о ее назначении. Завершением срока выездной налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки.

Налоговый аудит

Налоговым аудитом является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период.

Налоговый аудит проводится в отношении налогоплательщика (налогового агента), относящегося к категории налогоплательщиков с высокой степенью риска.

Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения налогового аудита направляют налогоплательщику извещение о проведении налогового аудита. Налоговый орган по согласованию с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан вправе начать налоговый аудит без предварительного извещения налогоплательщика, если имеются признаки уклонения от уплаты налогов.

Налоговый мониторинг

Предметом налогового мониторинга являются соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов юридическим лицом, в отношении которого проводится налоговый мониторинг.

Налоговый мониторинг охватывает все налоги и сборы, в отношении которых юридическое лицо является налогоплательщиком или налоговым агентом.

Налоговый мониторинг для налогоплательщика является добровольным. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.

Юридическое лицо вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если его доходы за предыдущий год по данным годовой финансовой отчетности составили не менее десяти миллиардов сумов.

16.01.2021

Источник: https://yaran.uz/vidy-nalogovyx-proverok/

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ – Юридические подборки БСР-групп

Принципы, основания и виды налоговых проверок, сроки и порядок их проведения

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ – важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.

Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)

Перечень видов налоговых проверок предусмотрен ст. 87 НК РФ. Согласно данной норме, проверки осуществляются в двух формах:

Во всех случаях проверочные мероприятия проводятся с целью обеспечения соблюдения правильности расчета и уплаты налогов. Между тем, они отличаются друг от друга порядком их осуществления.

Первый вид проверок (камеральные) проводится на территории налогового органа, без выезда к налогоплательщику. Проверяются исключительно сведения, которые отражаются в декларациях. О проведении проверки проверяемое юридическое лицо не извещается.

Второй вид проверок (выездные) проводится на территории налогоплательщика, с выездом должностных лиц налогового органа.

Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?

В теории права можно найти различные подходы к определению видов налоговых проверок. Существуют различные классификации, в зависимости от оснований для их проведения и действий, которые производят проверяющие.

В зависимости от предмета проверки, выездные проверочные мероприятия можно разделить на:

В первом случае предметом проверки является установление нарушений при уплате всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством. Выборочная проверка предполагает установление соблюдения законности при уплате организацией лишь одного налога, например, налога на имущество.

Разделяют также:

  • плановые;
  • внеплановые проверки.

В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.

Выделяют также тематические проверки, при проведении которых налоговый орган изучает сделки проверяемого с контрагентами и соблюдение обязанности по уплате налогов по результатам их заключения.

Может проводиться и контрольная проверка, которую также можно иначе именовать повторной. Например, такой вид проверочных мероприятий может проводиться при предоставлении налогоплательщиком уточненной декларации. Еще один пример – повторная проверка вышестоящей ФНС.

Возможно также проведение встречной проверки, которая предполагает запрос у контрагентов организации документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Камеральная проверка организации

В силу п. 1, 2 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации производится камеральная проверка. Ее также называют документарной, поскольку ФНС проверяются исключительно отчетные документы, представляемые проверяемой организацией.

Первый шаг – автоматизированная проверка в программе АИС Налог. В данном программном комплексе производится проверка соблюдения сроков подачи декларации, сверка данных с ранее поданными отчетами. Если ошибок не обнаружено, на этом проверочные мероприятия завершаются, без вынесения какого-либо акта. Если ошибки выявлены, у налогоплательщика запрашиваются объяснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Возможно представить уточненную декларацию за проверяемый период. Данный документ станет предметом новой проверки. Если будут выявлены нарушения будет составлен итоговый акт, и в дальнейшем, организация может быть привлечена к налоговой ответственности.

Выездная налоговая проверка, как вид налоговой проверки по НК РФ

Выездные проверочные мероприятия производятся по месту нахождения организации, что следует из п. 2 ст. 89 НК РФ. Основание для проведения – решение, принимаемое начальником территориальной ФНС или его замом.

Период проверки не может превышать 3 лет (предшествующих дате вынесения решения о проверке). Срок проверочных действий – 2 месяца, однако возможно его продление, которое налоговый орган вправе осуществлять дважды (до 4 и до 6 месяцев соответственно). Кроме того, срок может приостанавливаться при наличии на то оснований, но не более чем на полгода.

В рамках проверочных действиях, сотрудники ФНС вправе:

  • допрашивать свидетелей;
  • назначать экспертизы;
  • производить осмотр помещений и документов;
  • проводить инвентаризацию имущества;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные ст. 89, 90-97 НК РФ.

Отличия камеральной и выездной налоговой проверки

Приведем основные отличия в таблице:

По каким критериям производится сравнение?КамеральнаяВыездная
Предмет проверкиПравильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларацииПравильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика
Срок проверки3 месяца после получения ФНС декларации2 месяца
Возможность приостановления или продления срока проверкиНетДа, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода
Основание для проверкиПоступление декларации, решения руководства ФНС не требуетсяПлан проверок, решение руководителя ФНС или его зама.
Итоговый документЕсли нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется актСоставляется справка, а затем акт.

***

Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/kakie-vidy-nalogovykh-proverok-predusmotreny-nk-rf.html

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны налоговых органов. В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.

В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ.

Налоговые проверки

Принципы, основания и виды налоговых проверок, сроки и порядок их проведения
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговые проверки

Согласно действующему налоговому законодательству установлены два вида проверок.

Налоговая проверка может быть камеральная и выездная. Каждый из этих видов регулируется Налоговым кодексом.

Под понятием «налоговая проверка» понимается совокупность действий со стороны налогового органа, которые нацелены на проверку, контроль и правильность перечислений от плательщика в государственный бюджет соответствующего уровня налогов, сборов, причитающийся пени при их наличии, а также штрафов.

Виды налоговых проверок классифицированы по характеру действий. Камеральная налоговая проверка подразумевает проверку налоговым органом по месту его нахождения всей документации, которая имеется в распоряжении, а также сопоставление с теми документами, которые представляют в налоговый орган плательщики. То есть это проверка, так называемая – номинальная, а не фактическая, на местах.

Выездная налоговая проверка подразумевает проверку уже на месте – по месту нахождения плательщика.

Цель такой проверки – сопоставление достоверности и полноты представляемых сведений от плательщика, проверку всех деклараций, отчетов, расчетов, которые плательщик ведет в ходе своей деятельности. Решение о том, что налоговая проверка будет носить выездной характер, принимает руководитель или исполняющий его обязанности и функции лицо налогового органа.

Если плательщик не в состоянии предоставить для проверки помещения, то налоговый орган вправе изъять всю необходимую для проверки документацию и провести проверку на своей территории.

Ранее виды налоговых проверок включали в себя и встречную проверку, но на сегодняшний день эта налоговая проверка трансформировалась в запрашивание и истребование документации с плательщика налоговыми органами для сопоставления данных.

Несмотря на то, что термин «встречная налоговая проверка» исключен из Кодекса, сама проверка, по сути, осталась – сверка документации, цель которой проверка подлинности и достоверности предоставляемых данных.

Особенности проведения проверок

Основной задачей любой налоговой проверки является проверка документов, связанных с доходами и расходами плательщика, уплаты с этих доходов и расходов налогов и сборов, которые причитаются по закону этому плательщику. Но каждая налоговая проверка имеет свои особенности.

Так, по результатам камеральной проверки плательщику выдается акт налоговой проверки, который содержит в себе все данные о проведенном сравнении документов.

При этом направляется акт налоговой проверки, как правило, в электронном виде плательщику с использованием сети Интернет. А по результатам выездной проверки – на бумажном носителе.

Акт налоговой проверки в любом случае содержит следующие данные:

  • наименование организации;
  • вводную часть;
  • описательную часть;
  • итоговую часть.

В вводной части обязательно указывается, какой именно налоговый орган решил провести проверку, номер этого органа, имя руководителя, дату проведения проверки. Кроме того указываются, в отношении каких налогов и сборов проводилась проверка, меры для осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.

В описательной части акт налоговой проверки прописывает факты о выявленных нарушениях или отсутствии таких фактов, мелкие недочеты, которые необходимо будет устранить плательщику.

К каждому факту нарушения или недочета должны быть приписаны ссылки на нормативно-правовые акты, которые регулируют конкретный вопрос, ссылки на указанные нарушения, способы их устранения, меры наказания при неисполнении.

В итоговой части указываются способы устранения выявленных нарушений, а также данные тех, кто проводил проверку. В итоговой части так же прописывается право плательщика на выдвижение возражений по проведенной проверке.

Выездная проверка содержит некоторые особенности при проведении. Так, представители налоговых органов вправе запрашивать любые документы, непосредственно связанные с деятельность плательщика в вопросах налогообложения, получения прибыли или расходов, а плательщик не вправе утаивать наличие таких документов.

Время налоговой проверки камерального типа составляет ровно три месяца после подачи декларации. То есть: плательщик подает налоговую декларацию на рассмотрение в налоговый орган, а он в свою очередь в течение трех месяцев проводит проверку в отношении плательщика.

Если же проверка носит выездной характер, то срок на проведение составляет – 2 месяца. Однако в некоторых случаях она может быть продлена до 4-6 месяцев.

Повторная проверка

Повторная налоговая проверка может проводиться в двух случаях:

  • при решении вышестоящего налогового органа;
  • при подаче плательщиком уточненной декларации, которая является основанием для снижения налоговой ставки.

В первом случае проведение налоговых проверок обуславливается сразу двумя моментами: для проверки работы налогового органа, который проводил первую проверку, и для проверки соответствия налоговому законодательству плательщика.

Во втором случае проверка проводится для того, чтобы проверить новые данные, полученные от плательщика. Так, при уточненной налоговой декларации нередко сумма НДС уменьшается, что ведет к сокращению поступающих в государственный бюджет средств.

Обязанность налогового органа – проверить достоверность сведений и оснований для такого уменьшения.

Повторная проверка на основе уточненной декларации проводится в установленные законом сроки – до трех месяцев. Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения, а декларация приобретает статус недостоверной и неточной, то плательщика об этом уведомляют путем направления акта о проверке. При этом о камеральной проверке плательщика не всегда уведомляют – это право налогового органа.

Обязанностью у налогового органа является направление акта о рассмотрении материалов налоговой проверки в отношении плательщика.

Лица, которые проводят проверки

Камеральную проверку, согласно налоговому законодательству, проводят уполномоченные лица – сотрудники налогового органа, к которому территориально относится плательщик, непосредственно после поступления на рассмотрение декларации.

Специального разрешения или указания от руководителя на проведение камеральной налоговой проверки не поступает. Должностные лица обязаны своевременно, а именно – в течение трех месяцев, провести проверку самостоятельно, составить и направить плательщику акт, известить о результатах руководителя налогового органа. Он подписывает акт после проверки.

Выездную налоговую проверку проводят уполномоченные и назначенные руководителем налогового органа лица. Руководитель назначает дату проверки, назначает лиц, которые будут ее проводить, устанавливает ответственных за проведение и извещение плательщиков о проверке.

Задача уполномоченных лиц – своевременно провести проверку по всем правилам налогового законодательства, известить плательщика, в отношении которого  проводится проверка, составить акт, предоставить его руководителю для ознакомления, отправить плательщику. Срок выездной проверки не может превышать полугода, средний срок – два календарных месяца.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/nalogovye-proverki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.