+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Требования к участникам закупок по ФЗ №44 и №223

Содержание

Закупки по 44 фз и 223 фз

Требования к участникам закупок по ФЗ №44 и №223

В последнее время обсуждение темы конкуренции и ее значения для экономики приобрело небывалый размах. Конкуренция является своего рода хитом в сегодняшней деятельности многих государственных и окологосударственных организаций.

На законодательном уровне, помимо собственно Закона о защите конкуренции, существует и целый ряд других нормативно-правовых актов, целью которых является обеспечение максимально беспрепятственного доступа на различные рынки товаров, работ, услуг как можно большему числу производителей и продавцов.

Законы о закупках

Особое место среди нормативно-правовых актов занимают два мегапопулярных сегодня закона о закупках – «О контрактной системе» (44-ФЗ), регулирующий закупки государственных и муниципальных заказчиков, и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), устанавливающий рамочные правила закупок для корпоративных и регулируемых заказчиков.

Тендер

Понятие «тендер» в целом является достаточно новым для российской экономики, что обусловливает определенные сложности и недоработки в законодательном регулировании сферы закупок.

Правовое поле как государственных, так и корпоративных закупок претерпевает постоянные изменения из-за недостаточного соответствия существующих нормативно-правовых актов фактическим потребностям заказчиков и поставщиков, а также из-за невысокой эффективности закупок, причинами которой являются не только коррупционные составляющие, такие, как сговор заказчиков и поставщиков, «заточки» закупочной документации под конкретного поставщика, но и в целом достаточно низкая активность участников закупок, незнание ими законодательства о закупках и способов защиты своих прав.

При этом государственные закупки являются важным инструментом регулирования и стимулирования роста всех отраслей экономики, развития конкуренции и увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства – фундамента любой экономической системы, особенно в период финансового кризиса, очередную волну которого сейчас переживает Россия.

Вместе с тем, имеющиеся на сегодняшний день проблемы являются вполне логичными и объяснимыми, учитывая, что развитие сферы закупок находится в нашей стране в зачаточной стадии.

История

При этом следует упомянуть о том, что регулирование конкурсных торгов существовало еще в царской России. Самый ранний документ о подряде датирован 7 июля 1654 г., а первые законодательные акты, послужившие прообразом будущих правил «публичных» торгов, относятся к эпохе петровских реформ.

Дальнейшее развитие регламентация государственных поставок получила в таких документах, как «Положение 1830 г.» и «Положение о подрядах и поставках», действовавшее с 1900 г. до 1917 г.

Однако в советский период потребность в подобном регулировании отсутствовала и зарождавшиеся традиции публичных торгов канули в Лету.

Для сравнения, в США Федеральная контрактная система планомерно складывалась на протяжении не одного столетия: первая законодательная база была сформирована к началу 19 века, и к настоящему времени в стране можно наблюдать достаточно структурированную и отлаженную систему распределения государственных финансов через инструмент заключения контрактов по результатам открытых конкурентных процедур.

Что касается нашей страны, то после нескольких десятилетий плановой экономики и привычки к устоявшимся хозяйственным связям для многих российских чиновников и руководителей крупных корпораций намного более понятной и выгодной является система кулуарных сделок, нежели чем сложная и весьма запутанная система конкурентных закупок.

Однако, несмотря на то, что многие заказчики высказывают уверенность в том, что система закупок в нашей стране в скором времени перестанет существовать по причине своей несостоятельности, происходящие процессы на уровне законодательного регулирования говорят об обратном. Система закупок не только не перестанет существовать, но постепенно будет подвергаться все большей регламентации и контролю.

Законодательство

Весьма наглядно это можно продемонстрировать на примере Закона о корпоративных закупках 223-ФЗ, который с девяти страниц первоначальной редакции увеличился в объеме в три раза.

Плюс для конкретизации отдельных его положений приняты и продолжают приниматься многочисленные постановления и распоряжения Правительства РФ.

20 декабря Государственная Дума приняла очередные поправки к закону, которые должны вступить в силу с 1 июля 2021 года.

Наиболее существенные изменения последнего времени, которые нас интересуют с точки зрения содействия развитию конкуренции, касаются расширения доступа участия к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г.

№ 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установило в 2015 году обязанность по осуществлению закупок у малого и среднего бизнеса для наиболее крупных заказчиков.

С 1 июля текущего года перечень таких заказчиков пополнился хозяйственными обществами с долей участия субъекта РФ или муниципального образования более 50% и годовой выручкой более 500 млн. рублей.

А с 1 января 2021 года к ним присоединились и все остальные заказчики с указанным объемом выручки, а также крупные автономные учреждения (с годовым объемом договоров свыше 250 млн. рублей).

Из ключевых изменений, принятых Госдумой, следует отметить, что закупки, участниками которых будут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, смогут проводиться только на электронных площадках из утвержденного Правительством перечня и только одним из установленных законом способов (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок).

Субъекты малого предпринимательства

Следует отметить, что в одной из промежуточных редакций поправок, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, предусматривалось установление закрытого перечня для всех закупок, подлежащих размещению в Единой информационной системе, а также проведение в электронной форме на площадке абсолютно всех конкурентных процедур, а не только тех, участниками которых являются субъекты МСП. Именно данные изменения могли бы сделать закупочные процедуры действительно конкурентными и прозрачными. Но, по каким-то причинам, очень даже для всех понятным, от внесения данных поправок законодатели отказались.

Также для закупок среди субъектов МСП установили и ряд дополнительных условий, которые очевидно усложнят жизнь и малому бизнесу, и заказчикам.

В частности, денежные средства для обеспечения заявок участникам закупок придется вносить на специальный банковский счет, открытый в банке из определенного Правительством перечня.

Подача заявок на участие в конкурсе, аукционе и запросе предложений должна будет состоять из двух частей и ценового предложения, на участие в запросе котировок – из одной части и ценового предложения. Требования к составу указанных частей строго регламентированы.

Для остальных же закупок при этом никаких принципиально новых сверхжестких и унифицированных требований по-прежнему не устанавливается. То есть все условия и способы проведения закупок заказчики, как и прежде, смогут прописывать в Положении о закупке.

В целом логично предположить, что усложнение процедур для субъектов МСП приведет к сокращению числа конкурентных закупок и увеличению доли закупок у единственного поставщика. Или такие новшества просто станут дополнительным барьером для потенциальных участников.

Таким образом, внесенные поправки еще больше усилили дифференциацию между Законом о контрактной системе, который традиционно считается «законом для поставщиков», так как строго ограничивает творческие порывы организаторов закупок, и Законом о корпоративных закупках, в который, вопреки ожиданиям, снова так и не внесли поправок, которые бы сделали правила игры по нему максимально прозрачными.

При этом объем денежных средств, распределяемых в рамках данного закона, не сопоставим с 44-ФЗ. По итогам 2021 года, например, в рамках 223-ФЗ было размещено извещений на сумму, почти в 4 раза бо́льшую, чем в рамках 44-ФЗ.

Несмотря на постоянные корректировки, направленные на совершенствование законодательства, по-прежнему остается очень много задач, над которыми нужно работать. При этом необходимо учитывать, что не все зависит только и исключительно от государственных органов.

Большую роль в повышении эффективности и конкурентности закупок играет активная позиция самих предпринимателей – участников закупок. Но пока, к сожалению, приходится констатировать, что активность поставщиков находится на весьма невысоком уровне.

Связано это, в первую очередь, с недоверием бизнеса к тому, что закупки проводятся честно, а также с недостатком у предпринимателей необходимых знаний. Над этой проблемой, на мой взгляд, необходимо очень серьезно работать на региональном и муниципальном уровне.

В целом закупки по закону 223-ФЗ проводятся в настоящее время преимущественно по принципу «Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать», то есть существующий закон и так слабо регулирует систему закупок, а некоторые заказчики, пользуясь и даже злоупотребляя этим, еще всячески пытаются максимально усложнить доступ к своим закупкам, чаще всего, путем установления чрезмерных требований к участникам и составу заявок, а также нереальных сроков оплаты (1 год, например). Заказчиков, конечно, тоже можно понять, они ведь платят деньги. И хотят себя максимально обезопасить от сомнительных исполнителей. Поэтому в данном случае претензии нужно предъявлять не к заказчикам (ведь они по сути просто пользуются теми возможностями, которые им предоставлены), а к законодательству, которое дает им практически полный карт-бланш.

Как проводить закупки по Закону N 223-ФЗ с 1 июля 2021 г.

Работать станет сложнее: часть новых правил приближает этот закон к контрактной системе.
Обновленное положение нужно разместить в ЕИС до 1 января 2021 года. В противном случае придется перейти на закупки по Закону N 44-ФЗ.

Откладывая изменение положения на конец года, заказчик может лишить себя некоторых преимуществ. Так, если в положении продублированы “старые” правила размещения информации в ЕИС, вы не сможете воспользоваться возможностью полностью отказаться от подачи информации о закупках у единственного поставщика.

Типовое положение о закупке
Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении своих положений заказчиками:

  1. порядок подготовки/осуществления закупки;
  2. способы закупок и условия их применения;
  3. срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.

Оно также должно предусматривать особенности участия СМСП в закупках

Как проводить закупки, если не изменили положение
Минфин и ФАС разъяснили: до конца года можно проводить закупки по положению, в котором не учтены поправки к Закону N 223-ФЗ, вступающие в силу в июле

Если не успели изменить положение, рекомендуем учитывать некоторые нововведения:
– описывайте предмет конкурентной закупки в документации по новым правилам;
– не отменяйте закупку после окончания срока подачи заявок.

Как изменить положение и проводить закупки по новым правилам
Основные моменты, которые важно учесть в новом положении о закупке:

  1. Укажите, какие именно закупки будете проводить не в электронной форме. Если не сделать этого, все ваши закупки будут электронными.
  2. Следует внести в положение о закупке перечень случаев, когда закупку проводят у единственного поставщика.

    Список признают исчерпывающим. Информацию и документы о закрытых закупках в ЕИС размещать не следует. Информацию и документы о закупке у единственного поставщика можно тоже не размещать, если иного не предусмотрели в положении о закупке.

  3. Включите требования к участникам закупки.

Электронные закупки у малого и среднего бизнеса отложены
Старт электронных закупок у субъектов МСП перенесли до начала функционирования электронных площадок.

Они заработают после заключения соглашения между оператором и уполномоченными органами. Произойдет это не позднее 1 октября.

Источник: https://44fzrf.ru/zakupki-44-fz-i-223-fz/

Отличия федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Требования к участникам закупок по ФЗ №44 и №223

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков.

Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт.

Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.

44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату.

При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках.

А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица.

Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

С 2021 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться 

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК.

А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение.

Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.  

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

Требования к участникам закупки по 223-ФЗ: какие предусмотрены и какие может установить заказчик к поставщикам?

Требования к участникам закупок по ФЗ №44 и №223

Требования к участникам закупки в рамках 223-ФЗ перечислены в самом законе, а также в применяемых заказчиком положениях о закупке.

Какие требования может предъявлять заказчик

Требования к участникам в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ детально не регулируются.

В 223-ФЗ указано лишь на возможность участия в закупках любых юрлиц независимо от их формы собственности, месторасположения капитала, а также физлиц и ИП.

Участниками закупки по 223-ФЗ могут стать как отдельные юрлица, так и несколько юрлиц, которые выступают на стороне одного участника. Участниками закупки также могут стать и аффилированные между собой лица.

Исходя из такой формулировки, в закупке могут принять участие абсолютно все желающие, что не отвечает интересам заказчика в части выбора добросовестного поставщика, который качественно исполнит условия контракта.

В 223-ФЗ подчеркивается только, что в закупках не могут участвовать ее организаторы, родственники руководства заказчика и членов закупочной комиссии.

Поэтому заказчики должны сами определиться с термином «участник закупки» и закрепить его во внутреннем Положении.

Если в 44-ФЗ требованиям к участникам посвящена отдельная статья, то при закупках отдельными видами юридических лиц требования разрабатывают сами заказчики.

Между тем они достаточно часто пересекаются с требованиями, которые указаны в 44-ФЗ, так как заказчики заимствуют их и переносят в свое Положение о закупке.

Положение о закупке в обязательном порядке размещается в открытом доступе в ЕИС.

При подготовке требований к участникам заказчику следует руководствоваться нормами закона, принципами равноправия и справедливости. Запрещено выдвигать условия, которые ведут к ограничению конкуренции и дискриминации поставщиков.

Заказчик не вправе устанавливать неизмеряемые требования, исходя из которых участнику сложно оценить свое соответствие условиям участия. Например, требование о «достаточной численности персонала для реализации контракта» будет считаться некорректным, а «наличие в штате персонала не менее 20 человек» – измеряемым требованием.

Заказчику стоит максимально ответственно подойти к разработке собственного Положения о закупках в части требований, которые предъявляются к участникам. За предъявление к поставщикам требований, не предусмотренных положениями закупочной документации, заказчику грозит ответственность по нормам КоАП.

Запрет на установление требований, не указанных в положении о закупках, прописан в ч. 6 ст. 3 223-ФЗ.

Если специалист контрактной службы ошибется при установлении требований к участникам, то он заплатит штраф в размере 3000 р., а если он установит излишние требования к участникам, то штраф составит 5-30 тыс. р. по нормам ч.

4, 4.2 ст. 7.30 КоАП.

Обязательные требования к участникам закупки

Обязательные требования к участникам заказчики по 223-ФЗ устанавливают в индивидуальном порядке. Но чаще всего в состав указанных требований входят следующие:

  1. Компания не должна иметь конфликта интересов с заказчиком. Участником закупки не могут стать организатор, сотрудники заказчика и сам заказчик. В компании-участнике не могут работать лица, которые входят в закупочную комиссию. Обычно факт отсутствия конфликта интересов подтверждается в декларативном порядке.
  2. Компания не должна находиться в процессе ликвидации. Проведение в отношении юрлица процесса ликвидации находит свое отражение в ЕГРЮЛ, поэтому для подтверждения того факта, что компания не будет в ближайшее время ликвидирована, поставщик предъявляет выписку из реестра от ФНС. Запросить данную выписку можно бесплатно онлайн на сайте ФНС.
  3. Компания сможет исполнить условия контракта: у нее должны быть все необходимые допуски и лицензии. В подтверждение данного факта она предъявляет копии лицензии, сертификатов, свидетельств о допуске в СРО и пр.
  4. Компания не находится в процессе банкротства. При прохождении процедуры признания финансовой несостоятельности отметка об этом вносится в реестр ЕГРЮЛ (например, о том, что в отношении компании введен этап конкурсного производства). Поэтому выписка из реестра подтвердит соблюдение подрядчиком данного требования.
  5. У компании отсутствуют задолженности по налогам и сборам. Речь обычно идет о крупных непогашенных долговых обязательствах: в сумме 25% и более от величины активов. Отсутствие бюджетных долгов подтверждает справка от ФНС. Если участником была подана жалоба на неправомерность начисления налогового платежа, то он допускается к закупке.
  6. Руководство и бухгалтер не должны иметь непогашенных судимостей за экономические и коррупционные преступления. Данный факт декларируется поставщиком.
  7. Деятельность компании не должна быть приостановлена по нормам КоАП, а ее руководство – не дисквалифицировано от занимаемых должностей.
  8. У компании должно быть устойчивое финансовое положение, что может подтвердить налоговая и бухгалтерская отчетность.
  9. Компания не является офшором.

В случае если заказчик выявит факт несоответствия поставщика требованиям, то он отклоняет его заявку на участие в ходе закупки или отказывается от подписания с ним контракта (если данный факт выявляется в ходе подписания договора).

Предоставление участником заведомо недостоверных данных может повлечь за собой включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Дополнительные условия

К участникам закупки в рамках 223-ФЗ могут предъявить дополнительные требования в зависимости от специфики закупки. Это:

  1. Надежность. Косвенно на это указывают наличие опыта работы, реализации аналогичных контрактов. Это может подтвердить выписка из реестра контрактов, копии подписанных контрактов.
  2. Наличие необходимых производственных ресурсов.
  3. Наличие трудовых ресурсов: подтверждается справкой о среднесписочной численности.
  4. Профессиональная компетентность. В зависимости от типа закупки от участника могут потребовать предъявление дипломов о высшем образовании, трудовых книжек (которые подтвердят наличие бессрочного трудового договора), действующих удостоверений, протоколов, документов по повышению квалификации, наличие определенного стажа работы и пр.
  5. Наличие необходимых финансовых ресурсов.
  6. Отсутствие сведений о компании в РНП. Заказчик может включить требование об отсутствии компании как в реестре по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.
  7. Положительная деловая репутация. Это может подтвердить, например, отсутствие судебных решений о взыскании ущерба с поставщика и пр.
  8. Права на объекты интеллектуальной собственности.
  9. Соответствие критериям принадлежности поставщика к малым и средним предприятиям. Это подтверждает выписка из реестра СМП.
  10. Прохождение предквалификационного отбора. Крупные заказчики допускают до своих закупочных процедур только тех участников, которые прошли предквалификационный отбор. Это дополнительный способ проверки исполнителя на соответствие требованиям. Заказчики вправе включать прошедших отбор исполнителей в специальный реестр и в дальнейшем позволяют им участвовать в закупках.
  11. Наличие определенной системы контроля качества на предприятии.

Таким образом, в 223-ФЗ закреплены только общие положения и принципы реализации торговой процедуры. Законодатели не стали устанавливать конкретные требования к участникам закупки, но обязали заказчика разработать их. Требования к участникам закупки заказчик должен закрепить в Положении о закупке, и дополнительно они фиксируются в закупочной документации.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/223/trebovaniya-k-uchastnikam-2.html

Путеводитель по закупкам – ФЗ-44 и ФЗ 223

Требования к участникам закупок по ФЗ №44 и №223

С чего начинать подготовку к закупке, кто ваш заказчик, как подавать заявку, как лучше искать закупки, что такое финансовое обеспечение и что делать после завершения закупки? Рассмотрим эти вопросы.

Тем, кто впервые участвует в закупках, мы подскажем, с чего начинать подготовку, кто ваш заказчик, как подавать заявку, что может помочь лучше искать закупки, что собой представляет финансовое обеспечение, и что делать после того, как закупка завершена.

Закупка: что это такое?

Компании, которые полностью либо частично являются государственными, организуют проведение конкурсов на закупку товаров (услуг, работ). Закупки есть практически в любой сфере и в любом из регионов. Деньги на них закладываются в бюджет, а для СМП действуют квоты. Это неплохая возможность по расширению бизнеса.

Заказчик проводит размещение закупок различными способами: все зависит от метода отбора поставщика. К числу наиболее популярных способов можно отнести конкурс, электронный аукцион и запрос котировок. Закупка является одной из форм размещения заказа, связанного с поставкой товаров (услуг). Заказчик проводит ее при помощи конкурентных либо неконкурентных методов отбора поставщиков.

В зависимости от категории заказчика, закупки делятся на три группы.

Государственные закупки по Закону № 44, проводимые муниципальными и государственными организациями. Заказчиком публикуется план закупок, который позволяет поставщику заранее планировать свою деятельность.

После того как опубликовано извещение о закупке либо заказчиком отправлено приглашение к участию, поставщиком подается заявка. Победитель определяется заказчиком.

После исполнения всех обязательств и перечисления заказчиком денежных средств поставщику закупка считается завершенной.

Государственные закупки по Закону №223, которые проводят:

  • естественные монополии, включая РЖД, нефтяные и газовые компании;
  • компании с долей госучастия от 50 процентов, их «дочки», «внучки»;
  • организации, виды деятельности которых регулируются (например, водоснабжение, энергетика);
  • бюджетные организации, осуществляющие закупки за счет собственных денег, грантов и средств субподряда.

Процесс проведения таких закупок аналогичен закупкам, проводимым по Закону № 44, однако каждая организация может определять собственные методы отбора, устанавливать сроки, а также выбирать способ проведения закупок.

Коммерческие закупки проводят коммерческие организации. Правила их проведения, а также требования к поставкам определяются заказчиками самостоятельно.

Аукционы и конкурсы проводят в соответствии с ГК РФ. Начинать участвовать в государственных закупках проще по Закону № 44: государственными организациями чаще проводятся конкурентные процедуры, к числу которых относятся конкурсы, аукционы, запросы котировок.

В соответствии с Законом № 223, большая часть закупок проводится у единственного поставщика, то есть закупка осуществляется у подрядчика, выбранного заказчиком самостоятельно. Количество подобных закупок уменьшается: в 2014 г. – 48,2%, в 2015 г. – 40,4%.

Как и где искать закупки?

Публикация закупок по Закону № 44-ФЗ обязательно проводится на ресурсе zakupki.gov.ru. Электронные процедуры при этом дублируются на федеральных площадках. Закупки по Закону № 223 также публикуются на zakupki.gov.ru и на площадках, соответствующих требованиям заказчика. Заказчик имеет право не публиковать информацию на zakupki.gov.ru только в следующих случаях:

  • при цене закупки не более 100 тыс. рублей;
  • при цене закупки не более 500 тыс. рублей и годовом обороте заказчика больше 5 млрд. рублей.

Несколько советов

Перед участием в закупках надо проверить, что ваши товары (услуги) являются востребованными в регионе. Найти закупки можно по ОКПД, отрасли либо по ключевым словам, а также посмотреть, насколько много было закупок, кто выступает основными заказчиками, как они размещаются и кто конкуренты.

Чтобы найти нужные закупки, исключив лишнее, важна правильная настройка запроса, При поиске возможно использование ключевых слов, указание ОКПД, отрасли или региона. Для оптимизации поиска есть возможность сохранить регулярный запрос в качестве шаблона и подписаться по нему на новые закупки. Подробнее о поиске узнайте в Контур. Закупках.

Находите скрытые закупки: некоторые из заказчиков делают попытки ограничения круга участников, однако эти преграды надо учиться обходить. Подробнее об этом – в статьях, где рассматриваются серые схемы и некопируемая документация.

Проводите поиск планов-графиков: они содержат информацию, на какой месяц заказчиком запланированы интересующие вас закупки.

Извещение о закупке: состав

Извещение о закупке – это документ, который объявляет о начале проведения процедуры отбора поставщика. К извещению об открытых процедурах имеют доступ все участники, а само извещение отправляется участникам, но не размещается в СМИ.

У извещения о закупке имеется определенная структура. Коммерческие организации могут не заполнять все поля, ориентируясь на форму извещения.

По Законам № 44 и № 223 заказчикам нужно отображать всю информацию, которая даст возможность поставщику определить, подходит ли ему закупка.

По Законам № 44 и № 223 в извещении заказчиками должна указываться следующая информация:

  • сведения о заказчике, а также его контактные данные;
  • название закупки;
  • НМЦ (начальная максимальная цена госконтракта), то есть, ее предельное значение, которое обосновано с использованием реестра контрактов, статистической отчетности, информации с сайта zakupki.gov.ru, сведений о ценах производителей и результатов исследования рынка.

Обеспечение заявки является требованием о внесении денежных средств, сумму которого устанавливает уполномоченный орган или заказчик.

Это своеобразная страховка при возможном отказе победителя закупки от подписания контракта (требуется всегда при проведении электронных аукционов и конкурсов по Закону № 44, а при проведении остальных процедур предоставляется по возможности и желанию заказчика).

Обеспечение исполнения контракта является денежным обязательством, предоставляемым победителем закупки при заключении госконтракта.

Его вносят для покрытия возможного ущерба заказчика, если поставщик некачественно выполнит или не выполнит обязательства (требуется всегда при проведении электронных аукционов и конкурсов по Закону № 44, а при проведении остальных процедур предоставляется по возможности и желанию заказчика).

Преимущества в сфере государственных закупок могут предоставляться СМП, российским поставщикам, продукции, произведенной в РФ, обществам инвалидов, организациям уголовно-исправительной системы.

Адрес ЭТП необходим для проведения электронных торговых процедур.

К извещению заказчиками прикладывается документация со спецификацией или техническим заданием, проект контракта, форма заявки (при необходимости), обоснование закупки и НМЦ.

Закупка может включать один или несколько лотов. В каждом из них указывается заказчик, название, НМЦ, требования, предъявляемые к обеспечению, объекты лота, а также место и время поставки. Участие в закупке, где есть несколько лотов, требует подачи отдельной заявки на каждый лот.

  • Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии

    Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

  • Поиск закупок

    Сервис Контур.Закупки ищет и уведомляет о новых закупках по вашей теме, а также помогает отслеживать изменения и анализировать результаты торгов.

  • Основные ошибки участников госзакупок

    Участники госзакупок продолжают совершать типичные ошибки. Давайте рассмотрим наиболее распространенные ошибки участников государственных закупок, на которые стоит обратить внимание.

Как подается заявка на участие?

Когда интересная закупка найдена, нужно посмотреть, в электронном виде или бумажном она будет проводиться. В бумажном виде заявки на конкурс либо котировку можно доставлять почтой или лично. Чтобы участвовать в электронном аукционе, необходимо подать заявку в электронной форме на ту ЭТП, где проводится закупка.

Для участия в торгах на ЭТП необходимо:

  • получить ЭП (выдается любым аккредитованным удостоверяющим центром);
  • пройти аккредитацию на конкретной торговой площадке (правила каждой ЭТП немного отличаются, поэтому перед подачей документов стоит их внимательно прочитать).

Следуйте требованиям заказчика

Характеристики товаров, а также требования к поставщикам прописаны в документации к закупке. Стоит посмотреть, указана цена товара с НДС либо без этого налога, измерения указаны в миллиметрах или сантиметрах.

Чтобы не отправить заявку в другое время или по старой документации, нужно отслеживать изменения в документации и контролировать сроки подачи заявок. После размещения закупки заказчики могут вносить в нее изменения.

При сохранении закупки в избранном вы будете узнавать о происшедших изменениях автоматически в Контур.Закупках.

Заявка может быть отклонена заказчиком по причине того, что предоставлена недостоверная информация или документы идут в ней не по порядку. Предусмотрите время на проведение дополнительных процедур. Так, при отправлении пакета документов почтой отведите время на их доставку. Приняв решение участвовать в торгах, стоит заранее получить сертификат ЭП.

При несоответствии документации установленным законом требованиям или необоснованном отклонении заказчиком вашей заявки вы имеете право подавать заказчику запросы на разъяснения либо жаловаться в антимонопольную службу.

Если заявка отклонена заказчиком, не удается пройти аккредитацию либо попалась сложная закупка, нужно обратиться к специалистам, осуществляющим сопровождение закупок.

Результаты торгов

Победитель торгов должен подписать контракт в установленный срок: на ЭТП (при электронном аукционе) либо на бумаге. Участникам торгов стоит изучить их результаты по протоколу закупки, а именно:

  • количество участников и цены, которые они предлагали;
  • насколько снизилась цена (в процентах);
  • кто был признан победителем.

Узнайте у победителя, насколько часто он побеждает в закупках этого заказчика, конкурентна ли предлагаемая им цена, возможен ли сговор. При наличии подозрений не стоит больше терять время на закупки этого заказчика.

При проведении анализа закупок по итогам конкурса можно понять причины проигрыша, узнать, чего вам не хватает: лицензий, квалифицированных кадров, опыта. Это поможет провести корректировку стратегии при участии в следующих торгах.

В течение десяти дней после того как объявят победителя, все участники имеют возможность обжаловать итоги тендера в ФАС. Если выявят серьезные нарушения, то результаты закупки будут отменены.

Теги: закупки,

Количество просмотров: 6194

:

Источник: https://fksrf.pro/info/178.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.