Условия поставки DAT Incoterms 2010
INCOTERMS 2010 — DAT: выгодные условия поставки и для покупателя, и для поставщика
Для проведения сделок с партнёрами из-за рубежа необязательно пользоваться крайностями в условиях поставки. EXW, который очень выгоден для поставщика. Или DDP, который снимает все риски с покупателя.
Использование DAT может стать хорошим контрактным условием поставки, если продавец не хочет разбираться в таможенном импорте.
DAT ИНКОТЕРМС 2010 – в чём преимущества
Чтобы понять, будет ли использование этих условий поставки выгодным для покупателя, нужно знать его подробные характеристики по ответственности сторон.
Есть дополнительные расходы, связанные с DAT, которые нужно учитывать при рассмотрении коммерческого предложения.
Термин DAT – расшифровка
С английского эта аббревиатура переводится как доставка в терминал. Имеется в виду импортный терминал таможни. Так как термин принадлежит к группе «D», то основные расходы на доставку считаются оплаченными.
Пользоваться этим термином для заключения сделок очень выгодно тем заказчикам, склады которых находятся рядом с терминалами импорта. Тогда это условие поставки становится практически таким же выгодным, как при термине DDP, за исключением расходов на импортную очистку.
Этот термин является достаточно новым. Он появился в ИНКОТЕРМС только в 2010 году. Ни в правилах от 2000 года, ни в предыдущих редакциях он не использовался.
Какой термин заменил DAT
До 2010 года в ИНКРТЕРМС присутствовал термин DEQ, который применялся при доставке в порт и подразумевал:
- основную доставку, страховку и разгрузку в порту;
- оплату экспортных пошлин поставщиком;
- импорта и доставку до своих складов – покупателем.
Этот термин считался достаточно ограниченным, поэтому его заменили на DAT. Такие изменения были связаны с тем, что часть старых терминов себя не оправдали: где-то не хватало конкретики, где-то же условия поставки были слишком ограничены, как в случае с DEQ.
Терминал и вид транспорта, подходящие для DAT
Терминалом при этом условии поставки может считаться любой объект: аэропорт прибытия грузового назначения, грузовой двор ж/д станции, морской/речной порт, таможенный пункт приёма грузов автомобильной перевозки, а также склад, на котором возможно хранение нерастаможенного груза.
Если сторонам необходимо, то терминалом может считаться любое указанное в контракте место, где возможно применение погрузочно-разгрузочных работ.
Возможно применение мультимодальной доставки, то есть использование нескольких видов транспорта.
Перевозчиком может считаться и любая экспедиторская служба, и транспортная компания, и собственный транспорт поставщика в сопровождении ответственного лица.
Заключение договора с перевозчиком производится на полное усмотрение поставщика. Маршрут доставки также разрабатывается продавцом.В случае, когда груз должен проследовать нестандартным маршрутом, то покупатель имеет право на дополнительное согласование.
Если же доставка осуществляется стандартно, то принимающая сторона может только запросить транспортные декларации по факту прибытия груза в терминал.
При DDP нужно указать точное местонахождение терминала выгрузки.
Основной базис поставки
- Продавец должен оплатить расходы на перевозку и полноценную доставку груза (разгрузка включительно) в терминал, который указан в договоре. Товар должен быть полностью очищен от экспортных пошлин.
- Покупатель обязан нести ответственность за приобретение импортной лицензии и растаможку на ввоз груза.
- Поставка считается выполненной, когда груз вместе с документами передан принимающей стороне.
- Место перехода рисков – в терминале. После разгрузки товара продавец уже не несёт за него ответственность.
Ответственность сторон при поставке
Хотя в ИНКОТЕРМС 2010 года нет точного указания на ответственность поставщика по заключению договора страхования, ситуация сложилась так, что чаще всего оплачивает страховку продавец. Но этот момент нужно дополнительно уточнять во время заключения контракта, чтобы груз не остался незастрахованным.
При заключении контракта нужно прописывать по максимуму все возможные нюансы, так как договор приоритетнее правил ИНКОТЕРМС.
Если поставщик или покупатель хотят внести коррективы в условия поставки, главное, не выйти за пределы термина. То есть продавец может взять на себя таможенную очистку по импорту. Но место перехода рисков всё равно останется в терминале доставки.
Если же груз будет доставлен на склад принимающей стороны и растаможен, то правильнее использовать термин DDP.
Основные обязательства:
- Соблюдение условий поставки и оплаты, которые прописаны в договоре. А также подтверждение соответствия условий поставки ИНКОТЕРМС, если используется его терминология.
- Поставщик должен оплатить основную перевозку до терминала и разгрузку товара на месте. У перевозчика должны быть все необходимые транспортные документы, чтобы покупатель мог ввести товар как импорт.
- Груз должен быть очищен от экспортных пошлин и готов к проведению процедуры импорта. Когда для экспорта необходима дополнительная инспекция товара, то её оплачивает продавец.
Если инспектирование нужно для очистки от импортных пошлин, то расходы ложатся на покупателя. - Упаковка и маркировка, а также проверка груза осуществляются полностью за счёт продавца. Исключением может быть предпогрузочное обследование при растаможке, которое оплачивает покупатель.
- Технические лицензии (качества, ИСО и т.д.) на товар должны быть предоставлены поставщиком за его счёт. Если требуется получение дополнительных лицензионных документов, то этот вопрос должен быть оговорен в контракте.
- Продавец должен получить экспортную, а покупатель – импортную лицензию. Возможно, возложить на поставщика растаможку, но только с подробным указанием обязанностей в договоре. При этом риски всё равно переходят на покупателя после разгрузки в терминале.
- Когда в договоре не прописана конкретная дата и время суток поставки груза в терминал, то поставщик обязан известить о прибытии груза. А покупатель должен быть готов принять его.
Если по вине какой-либо из сторон происходит задержка разгрузки или передачи груза, то этот факт нужно документировать. - Поставщик должен предоставить все необходимые документы.
Поясним: какие бумаги обязан представить продавец:
- инвойс с подтверждением очистки от экспортных пошлин;
- транспортный документ либо деливери-ордер – это могут быть и необоротная морская накладная, и оборотный коносамент, и воздушная накладная, и т.д. Главное, чтобы этого документа было достаточно для проведения процедуры импорта;
- есть возможность замены бумажных вариантов документов эквивалентными электронными сообщениями.
Особенности условий поставки DAT по ИНКОТЕРМС 2010
Для того чтобы у покупателя не было проблем с поставкой, нужно подробно описать в договоре терминал прибытия груза. Ведь в ИНКОТЕРМС 2010 прописан пункт, который касается выбора места доставки и разгрузки.
- Когда в контракте нет указания на конкретный терминал, поставщик имеет право выбрать наиболее удобный для него вариант. Поэтому нужно подробно прописать и юридический, и физический адрес необходимого для покупателя терминала.
- Если поставка срочная, то нужно подробно указать и дату прибытия груза в терминал вплоть до времени разгрузки.Это позволит сократить время на процедуру принятия и растаможки груза, потому что у сторон должны быть оговорённые обязательства о времени передачи грузов и документов.
Желательно уточнить в договоре обязательства по страхованию груза. Их может взять на себя и поставщик, и покупатель.
Ознакомьтесь с условиями поставки CIF по ИНКОТЕРМС 2010. Это термин актуален сугубо для водной транспортировки международных грузов.
Узнайте особенности условий CFR по ИНКОТЕРМС 2010 вот тут. В них речь идёт также о доставке товаров по воде.
Плюсы и минусы поставки термина
Положительные моменты для поставщика:
- нет необходимости разбираться в иностранном законодательстве, касающемся импортной растаможки;
- чёткое указание на место доставки, когда указан терминал;
- возможность на своё усмотрение заключать транспортные договоры на доставку.
Для покупателя:
- удобная доставка с разгрузкой в терминале;
- очистка от экспортных госпошлин, что сокращает расходы на внешнеэкономическую деятельность;
- возможность определения наиболее удобного для доставки терминала.
Заниматься страхованием груза может и продавец, и покупатель.
Отрицательные стороны для продавца:
- Необходимость экспортной очистки и заботы о разгрузке в терминале прибытия.
Для покупателя:
- Переход рисков в терминале.
Необходимо позаботиться о том, чтобы груз был принят ответственным лицом, которое проконтролирует и процесс разгрузки, и загрузку после растаможки.
Но зато, этот способ доставки более прозрачен финансово, нежели DDP. Поставщик не сможет «накрутить» лишнюю стоимость за оплату импортных процедур и доставку непосредственно на склад к покупателю.
Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «ИНКОТЕРМС 2010».
Источник: https://vedinform.com/business/incoterms-2010/dat.html
Условия DAT по Инкотермс 2010: поставка груза на терминале
статьи:
Перейти на список всех условий Инкотермс
В 2021 году участники ВЭД при заключении договоров с иностранными партнерами по-прежнему руководствуются терминами Инкотермс 2010. Их всего 11. В 2010 году, после внесения изменений в Инкотермс 2000, в правилах толкования появились два новых термина (тем не менее общее количество снизилось с 13 до 11). Это DAT и DAP. В нашей статье мы разберем термин DAT, а к DAP вернемся в следующей теме.
Что означает DAT: расшифровка
Термин DAT расшифровывается как «Delivered at terminal», или «поставка на терминале», например, DAT Domodedovo сargo terminal, Moscow (Incoterms 2010)/DAT Грузовой терминал Домодедово, аэропорт Москвы (Инкотермс 2010). Если объяснить простыми словами, то он означает, что обязательства продавца перед покупателем считаются выполненными после поставки товара на терминал и его выгрузки. Таможенная очистка в задачи экспортера не входит.
Ответственность за выгрузку берет на себя продавец. Соответственно, на него же ложатся при этом все возможные риски в случае порчи и утраты товара.
Базис и условия поставки DAT
Базисные условия поставки DAT согласно Инкотермс 2010 следующие:
- Продавец отвечает за перевозку и разгрузку в терминале. Точное место прописывается в условиях контракта.
- Уплата экспортных пошлин и иных платежей, связанных с вывозом, груза, входит в задачи экспортера.
- Улаживание формальностей при импорте – забота покупателя.
Доставка выполнена, когда груз разгружен и вместе с сопроводительными документами передан покупателю. В этот момент к последнему переходят и все риски за товар.
Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.
Термином DAT достаточно подробно обозначены общепринятые в международной торговле обязательства сторон.
Обязанности и риски продавца
Как и в других терминах Инкотермс, общая обязанность продавца – это предоставление товара должного качества в объемах, указанных в договоре купли-продажи.
Также на груз передаются все сопроводительные документы, в том числе счет-инвойс, сертификаты, лицензии (при необходимости).
Стоит отметить, что лицензию, сертификат безопасности, если они нужны для экспорта и/или импорта, продавец должен получить самостоятельно, за свой счет.
Перевозка до обозначенного терминала выполняется за счет продавца (хотя понятно, что все эти расходы уже заложены им в цену товара). Если же в договоре поставки не обозначили место назначения или не смогли его определить, то продавец вправе выбрать подходящий ему терминал.
По прибытии товара продавец разгружает его своими силами и на свои средства. Он должен обеспечить поставку в строго оговоренный в контракте срок.
Продавец несет следующие расходы:
- Транспортные расходы до прибытия на место назначения;
- Расходы по упаковке и маркировке;
- Получение лицензий и разрешений, сертификатов;
- Улаживание таможенных формальностей при экспорте, а также пересечении межгосударственных страниц, если путь пролегает через территории третьих стран;
- Разгрузка товара в месте назначения.
О прибытии товара в терминал продавец должен надлежащим образом известить покупателя. Будет ли это электронное сообщение или телеграмма, иная форма передачи информации, стоит детально прописать в договоре. Точность формулировок позволит избежать дополнительных расходов в результате простоя товара на складе временного хранения в терминале.
Документ поставки предоставляется продавцом, чтобы покупатель смог принять груз в свое распоряжение.
Продавцу необходимо упаковать товар и маркировать его. Исключение составляет груз, который принято отгружать без упаковки. Если в договоре не прописаны иные условия поставки, то экспортер может упаковать товар так, чтобы обеспечить целостность и сохранность при транспортировке.
Продавцу нужно своевременно представить всю информацию о товаре, если она нужна для ввоза в страну назначения.
Обязанности и риски покупателя
Основная обязанность покупателя – это уплата стоимости товара в сумме, обозначенной в договоре купли-продажи.
Разрешения, импортные лицензии, сертификаты безопасности для ввоза и транспортировку товара через территории третьих стран покупатель должен получить за свой счет.
Обязанности в страховании товара нет ни у одной из сторон. Есть только обязанность предоставить друг другу всю необходимую информацию для оформления страховки. Тем не менее рекомендуется застраховать груз. Сторонам самим нужно прийти к соглашению в этом вопросе.
Когда товар будет доставлен на место назначения и выгружен, покупатель должен принять его.На импортера ложатся следующие расходы:
- Уплата таможенных пошлин и иных платежей при импорте;
- Загрузка товара и его транспортировка с терминала;
- Оплата за услуги временного хранения при прохождении таможенной очистки импорта или если товар не был своевременно принят на складе;
- Инспектирование груза перед отгрузкой.
У покупателя есть право определить, в какой из дней в пределах согласованного периода и в каком пункте он примет товар. Он должен соответствующим образом известить об этом продавца.
Переход права собственности и рисков
Момент перехода рисков согласно условиям DAT – это поставка товара в определенном в договоре терминале. После выгрузки всю ответственность за сохранность и целостность продукции несет покупатель.
Что касается перехода права собственности, то лучше этот момент прописать в договоре дополнительно согласно Гражданскому кодексу России. Согласно ст. 223 ГК РФ, покупатель становится обладателем товара в момент его передачи. Но ст.
491 кодекса позволяет обозначить в соглашении, что право собственности сохраняется за продавцом до получения им средств за груз в полном объеме. Стороны могут согласовать и иной момент в качестве момента перехода права собственности.
Какие терминалы и транспорт подходят для DAT
Транспортировка груза по условиям поставки DAT может осуществляться любыми транспортными средствами, в том числе допускается мультимодальная перевозка.
В качестве терминала могут выступать морской порт, причал, складское помещение, контейнерный двор, грузовой комплекс в аэропорту, автомобильный или железнодорожный терминал и т.п. Например, поставка продукции в Россию может быть выполнена в следующие места:
- Новороссийский морской торговый порт для грузов, перевозящихся морским транспортом;
- грузовой терминал в аэропорту Шереметьево для транспортировки воздушными судами;
- таможенно-логистический терминал в с. Козинка Грайвороновского района Белгородской области для автоперевозок;
- таможенно-логистический терминал в п. Формачево Увельского района Челябинской области для доставки посредством железной дороги.
Перечень действующих таможенно-логистических терминалов близ границ России находится для ознакомления на сайте Таможенной службы в реестре открытых данных. ТЛТ из указанного списка также могут быть обозначены в качестве согласованного места назначения для поставки товара.
Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.
Место назначения рекомендуется обозначить в договоре детальнее, например: «Груз передается на терминале «Багратионовский» в пункте передачи СВХ ЗАО «Инмар» по адресу: Российская Федерация, Калининградская обл., Гурьевский район, поселок Дружный, ул.
Дзержинского, д. 248». Есть другой вариант оформления этого же пункта в контракте: «Пункт передачи Товара: DAT, д. 248, ул. Дзержинского, терминал «Багратионовский», поселок Дружный, Гурьевский район, Калининградская обл.
, Российская Федерация, Инкотермс 2010».
Договор поставки на условиях DAT
Если вам требуется заполнить контракт на условиях DAT, рекомендуем воспользоваться образцом ниже. В нем мы постарались учесть все нюансы международной поставки в соответствии с правилами Инкотермс 2010. Скачать образец вы можете совершенно бесплатно.
Цена на условиях DAT
В договоре нужно прописать расходы каждой из сторон детально. Особое внимание – страховке, т.к. описываемый термин не возлагает эту обязанность ни на одну из сторон.
Цена на условиях DAT для продавца включает:
- фактурную стоимость экспортируемого товара;
- услуги перевозчика до места назначения;
- улаживание экспортных формальностей;
- разгрузочные работы в терминале.
Осуществлять поставку DAT выгоднее покупателю, т.к. ему остается провести «растаможку» товара и транспортировать до своего склада. Основное внимание – деталям договора и вопросам страхования.
Ссылка на условие DAT в Википедии
Источник: https://cc-customs.ru/stati/usloviya-dat/
Условия поставки DAT ИНКОТЕРМС 2010 — базис и обязательства сторон
Первая версия торговых правил ИНКОТЕРМС была выпущена в далеком 1936 году. Не стоит говорить, что с того момента в экономике изменилось кардинально все. Регулярно выпускаются новые редакции, актуальной на сегодняшний день является 2010 года выпуска.
В ней содержатся не только основные условия поставки товара в международных торговых операциях, но и объяснение основных торговых понятий и терминов. ИНКОТЕРМС 2010 отличается более точной и однозначной трактовкой, что несколько упрощает заключение контрактов.
К подобным терминам относится и DAT. Рассмотрим его поподробнее.
Данный термин относится к категории «D». Она применяется при транспортировке груза любыми транспортным средством. Могут использоваться как конкретные виды транспорта, так и их совокупность. Это обеспечивает более гибкие и удобные условия для перевозки груза из одной страны в другую.
DAT — аббревиатура английского выражения «Delivered At Terminal». Дословно на русский язык его можно перевести, как «Поставка на терминале».
Использование данного термина подразумевает то, что поставка товара считается осуществленной только тогда, когда груз, выпущенный в экспортном режиме, доставлен в установленный договором купли-продажи терминал, разгружен и предоставлен в распоряжение покупателю. Ответственность, риски и расходы за транспортировку груза лежат на поставщике.
Терминалом могут быть следующие пункты назначения:
- Склады.
- Порты.
- Причалы.
- Контейнерные дворы и т. д.
Все зависит от выбранного вида транспорта.
Для обеих сторон сделки необходимо точно определять и указывать в документации адрес терминала. Если он не будет выбран, то продавец имеет право осуществить выбор самостоятельно.
Базис поставки предполагает, что продавец несёт ответственность за таможенную очистку груза при его вывозе. В неё входит оформление всех необходимых документов, оплата пошлин на таможне и т. д.
Что касается ввоза товара и всех таможенных процедур, то это прямая обязанность покупателя. Он берёт ответственность за выполнение этих процедур на себя.
Обязанности продавца и покупателя по DAT
DAT предполагает наличие некоторых обязанностей, как для продавца, так и для покупателя. Необходимо соблюдение определённого алгоритма действий, грамотное распределение расходов и рисков и т. д. Эти важные моменты сделки заложены в обязательствах сторон.
Общие обязательства
К общим обязательствам продавца можно отнести осуществление поставки и предоставление своему партнёру всех необходимых документов. Ими являются:
- Счёт-инвойс. Документ, который содержит ключевые данные о проводимой сделке: наименование груза, его количество и основные характеристики, место и время поставки и т. д.
- Документы о соответствии действий лица с условиями и требованиям договора.
Что касается другой стороны, то он должен в полной мере и вовремя внести плату за товар.
Лицензии, разрешения и иные формальности
Поставщик отвечает за подготовку и оформление следующих документов:
- Экспортная лицензия.
- Иные документы, которые необходимы для вывоза груза.
Ответственность, возможные риски и расходы эта сторона купли-продажи берёт на себя.
Что касается его партнёра, то он отвечает за оформление импортной лицензии, таможенную очистку товара при его ввозе. Как и в предыдущем случае, все расходы и риски он берёт на себя.
По DAT риски и расходы за транспортировку груза лежат на поставщике.
Заключение договора перевозки и все, связанные с ним затраты возлагаются на продавца.
Термин DAT не возлагает обязательств по страхованию груза ни на одну из сторон.
Переход права собственности
Очень важный момент — переход права собственности. От него зависит, когда переходит ответственность за состояние товара от одного лица к другому.
Переход права собственности по DAT ИНКОТЕРМС 2010 осуществляется после принятия поставки в терминале. Как уже было сказано выше, он должен быть установлен в договоре купли-продажи.
Поставка и её принятие
К одному из основных обязательств продавца относится доставка товара до пункта назначения. Очень важно соблюдать время, обозначенное в сопровождающих документах. Только тогда поставка будет считаться действительной.
Покупатель же должен вовремя принять данную поставку.
Ключевой момент каждой сделки. Важно зафиксировать, какой именно участник погашает расходы за выполнение той или иной операции.
Тот, кто продаёт товар, отвечает за оплату следующих процедур:
- Доставка товара и иные процедуры, связанные с ним до принятия поставки.
- Таможенная очистка при вывозе товара. В неё входят подготовка необходимых документов, внесение взносов на таможне и т. д.
Что касается покупателя, то он ответственен за погашение расходов за следующие операции:
- Все операции, которые связаны с товаром после принятия поставки.
- Оплата расходов, которые возникли из-за несоблюдения требований и обязательств сделки этим её участником.
- Таможенное оформление груза при его ввозе. В неё, как и в предыдущем случае, входят подготовка и оформление документов, внесение государственной пошлины и иных сборов на таможне и т. д.
Группа терминов «D» возлагает на продавца наибольшие обязательства по доставке груза.
А базис поставки DDP ИНКОТЕРМС 2010 обязывает его выполнить экспортную и импортную очистку груза, поэтому продавцу надо быть особенно внимательным при выборе данного термина.
Как осуществляется поставка на условиях DAP ИНКОТЕРМС 2010 подробнее здесь. Этот термин также предполагает, что все риски и расходы за доставку лежат на поставщике.
Извещения
Извещения позволяют отслеживать этапы доставки груза и всей торговой операции. Каждая сторона должна позаботиться об отправке извещений.
Поставщик должен направить своему коллеге извещение, которое будет содержать всю информацию о поставке товара. Это необходимо для его успешного принятия.
Покупатель, в свою очередь, должен оповестить другую сторону о выбранных им пункте и дате принятия товара.
Необходимо соблюдать перечисленные выше правила. Расходы, связанные с их несоблюдением, перекладываются непосредственно на нарушителя.
Дополнительная информация об условиях поставки DAT по ИНКОТЕРМС в редакции 2010 года в этом видео:
Итак, выше были указаны основные обязанности сторон купли-продажи по DAT. Их обязательства, некоторые условия сделки могут меняться в зависимости от личных договорённостей. Важным условием является то, что любое изменение должно быть регламентировано сопровождающими документами.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Инкотермс 2010.
Источник: https://ved.center/incoterms/2010-dat
Условия поставки DAP Инкотермс 2010
Что означает поставка DAP, как расшифровывается?
Условия поставки DAP Инкотермс 2010 – расшифровка «Delivered At Point» named point of destination переводится «Поставка в пункте» указанное название пункта назначения означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он предоставил покупателю товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта и готовый к разгрузке с транспортного средства, прибывшего в указанный пункт назначения.
Новые условия поставки DAP Инкотермс 2021 вступили в силу с 1 января 2021 года.
Распределение рисков и ответственности по условию DAP
Условия поставки DAP возлагают на продавца нести все риски, связанные с транспортировкой товара до указанного пункта назначения.
Обязанности по базисным условиям поставки DAP (ДАП)
Согласно базису поставки DAP Инкотермс 2010 продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный пункт назначения, выполнить экспортное таможенное оформление для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на продавца все риски и расходы по выполнению импортных таможенных формальностей для ввоза товара целесообразно использовать термин DDP Инкотермс 2010.
Термин DAP может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.
Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.
Цена DAP, условия оплаты и переход права собственности
Цена DAP (DAP price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов и стоимости доставки (фрахта) до указанного пункта назначения.
Условия поставки DAP Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора.
Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи.
Торговый термин DAP указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.
Пример термина DAP в договоре поставки
Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 долларов США на условиях поставки DAP Москва (Россия) Инкотермс 2010.
По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки DAP Москва (Россия) Инкотермс 2010.
Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.
Отличия условий поставок DAP и FCA
Разница между условиями поставки DAP и FCA – в доставке товара.
Простыми словами по условиям поставки DAP: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до указанного пункта назначения и готов к разгрузке.
По базису поставки FCA Инкотермс 2010: товар, прошедший за счет продавца экспортное таможенное оформление, только загружается в транспортное средство.
Отличия условия поставки DAP от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.
Актуальность использования базиса DAP
На сегодняшний день условия поставки DAP Инкотермс в редакции 2010 года считаются устаревшими, т.к. с 1 января 2021 года вступили в силу новые правила Инкотермс 2021. Однако Международная торговая палата лишь рекомендует, но не обязывает использовать условиях поставки DAP Инкотермс 2021, поэтому в договорах поставки можно ссылаться на базис поставки DAP Инкотермс 2010.
В Инкотермс 2010 – термины DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) – заменили следующие термины Инкотермс 2000: DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин).
Источник: https://anvay.ru/incoterms-dap
DAT ИНКОТЕРМС 2010: условия и особенности поставки, выгоды для сторон
В 2010 году в международном своде правил по ведению внешнеэкономической торговой деятельности ИНКОТЕРМС произошли очередные изменения. Из него вычеркнули устаревшие термины, а на их месте появились новые, которые соответствуют современным условиям внешней торговли. Это упростило работу поставщикам и покупателям.
[Скрыть]DAT INCOTERMS 2010 относится к числу новых международных торговых терминов. Так как эта аббревиатура появилась сравнительно недавно, то предпринимателей интересует, выгодно ли работать на таких условиях. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно расшифровать термин и изучить его характеристики.
Появление термина DAT
В редакции ИНКОТЕРМС от 2000 года этого правила еще не существовало. Он пришел на смену термину DEQ, который применялся при поставке груза в порт и имел такие особенности:
- Оплату экспортных пошлин брал на себя поставщик;
- Очищение продукции от импортных пошлин оплачивал покупатель;
- Экспортёр брал на себя риски и расходы, связанные с поставкой товара в указанный порт и его дальнейшей разгрузкой;
- Покупатель оплачивал доставку груза до собственных складов.
В 2010 году Международная торговая палата посчитала, что такие правила уже утратили актуальность. В них не хватало конкретики, а условия поставки были ограничены. Потому DEQ заменили термином DAT.
Расшифровка термина
С английского языка этот термина переводится как «Поставка на терминале…».
Это означает, что по условиям договора INCOTERMS DAT 2010, поставка считается выполненной в тот момент, когда отправляющая сторона передаёт в распоряжение покупателя груз в оговоренном терминале.
При этом поставщик берёт на себя расходы, связанные с доставкой и разгрузкой товара в указанном месте назначения. Эти издержки включают в себя оплату экспортных таможенных процедур, которые проводятся при вывозе продукции из страны отправителя.
Заключение контракта на условиях поставки DAT INCOTERMS 2010 выгодно тем компаниям, чьи склады расположены рядом с терминалами прибытия. В этом случае расходы заказчика, связанные с доставкой заметно снижаются. Это уменьшает и итоговую стоимость покупаемой продукции.
Терминалы и транспорт
В отличие от DEQ, термин DAT применим ко всем видам транспорта.
В базисе поставки под «терминалом» подразумевается любое место, в том числе морской или речной причал, аэропорт, склад, грузовой двор железнодорожной станции или другой пункт.
Такая особенность базиса поставки позволяет применять мультимодальную доставку, во время которой возможно использование сразу нескольких видов транспорта.
Осуществлять поставку до места, прописанного в договоре, может любая транспортно-экспедиционная компания, с которой продавец заключает контракт. Отправляющая сторона вправе самостоятельно выбирать перевозчика, так как она несёт ответственность за доставку товара до указанного в договоре терминала.
Покупатель не может вмешиваться в процесс заключения контракта между продавцом и транспортно-экспедиционной компанией, так как оплата доставки происходит за счёт поставщика. Однако если груз пойдёт по нестандартному маршруту, то заказчик вправе согласовать детали поставки с отправляющей стороной.
Если у продавца есть собственный транспорт, то поставка груза выполняется в сопровождении ответственного лица. При этом маршрут, по которому будет направлен товар, разрабатывается поставщиком.
Базис поставки
Условия DAT чётко распределяют обязанности и расходы между экспортёром и импортёром. Это позволяет избежать трений между сторонами сделки.
- Продавец возлагает на себя расходы, связанные с доставкой груза, который предварительно очищается от экспортных пошлин, в пункт назначения. Кроме того, поставщик оплачивает разгрузку в терминале, которым может выступать порт, аэропорт или склад.
- Обязательства отправляющей стороны по доставке товара считаются выполненными, когда груз и сопровождающие его документы передаются представителю заказчика.
- Переход рисков происходит в терминале. В тот момент, когда перевозчик предоставляет товар в распоряжение принимающей стороны, происходит передача рисков. Это значит, что после разгрузки продукции продавец за неё больше не отвечает.
- Покупатель обязан оплатить товар, согласно условиям, прописанным в контракте. Кроме того, он несёт затраты на приобретение импортной лицензии и растаможивание груза.
Риски сторон
Условия поставки DAT распределяют не только обязанности и расходы между поставщиком и покупателем, но и риски сторон.
- Поставщик несёт ответственность за товар до того момента, пока он не передаст его в руки представителю принимающей стороны. Поэтому продавец страхует груз перед отправкой. Таким образом, он снимает с себя финансовые риски и перекладывает их на страховую компанию.
- После того как уполномоченное покупателем лицо примет товар, риски перекладываются на принимающую сторону. Если во время доставки до складов заказчика, происходит утрата или повреждение груза, то ответственность за это несёт заказчик или его перевозчик.
Заключая контракт на таких условиях, уделите внимание возможным нюансам, так как договор имеет больший юридический вес, чем правила ИНКОТЕРМС.
Обязательства сторон
Условия внешнеторговой сделки накладывают на поставщика и заказчика определённые обязательства.
- Заказчик обязан оплатить товар, согласно условиям, прописанным в договоре.
- Лицензия на импорт приобретается за счёт покупателя.
- В контракте, заключённом на таких условиях, можно прописать дополнительный пункт, согласно которому на поставщика лягут обязанности по растаможке груза. Но при этом передача рисков в любом случае будет происходить после разгрузки в пункте назначения.
- Покупатель обязан принять от поставщика документы, если они соответствуют международным стандартам.
- Если для очистки груза от импортных пошлин понадобится дополнительная инспекция товара, то её оплачивает заказчик.
- Принимающая сторона должна известить поставщика о готовности к приёмке товара в терминале.
- Поставщик обязан соблюдать условия и сроки поставки, прописанные в контракте.
- Отправляющая сторона оплачивает расходы по доставке груза до указанного в договоре терминала. У перевозчика, с которым продавец заключил контракт, должны присутствовать транспортные документы. Речь идёт о бумагах, которые понадобятся принимающей стороне для прохождения внутренней таможни и покупки импортной лицензии.
- Груз, который прибывает в согласованный терминал указанного места назначения, должен быть готовым к проведению процедуры импорта. Это значит, что поставщик обязан очистить товар от пошлин на экспорт.
- Продавец оплачивает услуги по дополнительной инспекции товара, если прохождение этой процедуры необходимо для экспорта.
- Издержки, связанные с маркировкой, упаковкой и проверкой груза, принимает на себя отправляющая сторона.
- Поставщик обязан предоставить бенефициару технические лицензии на поставляемую продукцию:
- Экспортная лицензия приобретается за счёт отправителя.
- Продавец уведомляет клиента о том, что товар готов к разгрузке.
- Отправляющая компания должна представить необходимые документы на груз.
Документы, подтверждающие поставку
Продавец обязан позаботиться о наличии таких документов:
- бумаги, подтверждающие очистку продукции от экспортных пошлин;
- транспортные документы;
- страховой полис.
Условия сделки позволяют поставщику заменить бумажные документы электронными версиями.
Особенности поставки на таких условиях
DAT ИНКОТЕРМС 2010 обладает особенностями, которые выделяют его на фоне других правил международной торговли.
- Если в договоре не прописано конкретное место для прибытия товара, то поставщик имеет право выбрать наиболее подходящий для него терминал отгрузки. Поэтому заказчику следует прописать в договоре юридический и физический адрес того терминала, в котором ему удобно забирать приобретённую продукцию.
- Если покупатель ждёт срочную поставку, то нужно запросить у продавца дату и время, когда груз прибудет в терминал. Также в контракте необходимо прописать штрафные санкции, которые будут наложены на поставщика, в случае срыва сроков.
- Заключая контракт, обсудите вопросы, связанные со страховкой. Это позволит снизить финансовые риски.
Преимущества и недостатки
Условия поставки DAT ИНКОТЕРМС обладают как положительными, так и отрицательными моментами
- Преимущества для продавца:
- Не нужно оформлять лицензию на импорт.
- Есть возможность самостоятельно выбирать транспортные и экспедиторские компании.
- Преимущества для покупателя:
- Груз доставляется до указного терминала.
- Разгрузка оплачивается поставщиком.
- Не нужно очищать продукцию от экспортных пошлин.
- Отрицательные стороны для продавца:
- Оформление и оплата экспортной лицензии.
- Очистка товара от экспортных пошлин.
- Разгрузка товара в терминале прибытия.
- Отрицательные стороны для покупателя:
- Переход рисков в терминале прибытия.
- Оплата импортной лицензии и прохождение таможенных процедур.
Основным преимуществом такой сделки является то, что она финансово прозрачна. В ней чётко распределены финансовые расходы сторон.
В данном видео-материале вы узнаете об особенностях поставки DAT.
Отзывы и комментарии
Поделись ссылкой в соцсети:
Источник: https://www.vtk-trade.ru/informatsiya/167-dat-inkoterms-2010-usloviya-i-osobennosti-postavki-vygody-dlya-storon
DAP условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010
категория — «D»
виды перевозок — любые виды мультимодальных перевозок
DAP (Delivered at Place) — дословный перевод «Поставка в месте назначения».
DAP – новая позиция международного справочника торговых терминов Инкотермс, появившаяся в 2010 году после последней редакции сборника. Условия поставки DAP (от англ.
delivered at place… с обозначением конкретной локации, например DAP Санкт-Петербург) возлагают на поставщика обязательства по организации перевозки до обозначенного импортером места поставки, включая заключение договора с транспортной компанией и оплату фрахта.
Использоваться может любой вид транспорта: морской, авиа, автомобильный, железнодорожный и смешанный. Покупатель отвечает за таможенные формальности при импорте и разгрузку груза по прибытию.
Особенности торгового термина
Базис поставки DAP заменил собой сразу четыре старых термина группы D, которые использовались в предыдущей редакции Инкотермс 2000 – DEQ, DES, DDU и DAF. Термин DAP, вступивший в силу 1 января 2011 года, считается наиболее универсальным базисом поставки, включив в себя все виды транспорта.
Исключенный из нового сборника торговых терминов базис DEQ (Delivered Ex Quay — Поставка с причала) относился только к морским перевозкам и требовал от продавца осуществить поставку груза к пристани с разгрузкой для последующей очистки импортером.
С введением нового торгового термина отпала необходимость в использовании также DAF (Delivered At Frontier — Доставлено к границе), который относился только к автомобильному и железнодорожному транспорту и налагал на обе стороны равные права и обязанности по таможенной очистке и перевозке до/с места перехода границы.
Ушли в прошлое еще два термина группы D: DES (англ. Delivered Ex Ship — Доставлено с корабля) и DDU (англ. Delivered Duty Unpaid — «доставлено, сборы не оплачены»). Согласно термину DES поставка считалась выполненной продавцом, когда товар прибывал в распоряжение получателя в судне в обозначенном порту без разгрузки.DDU предусматривал переход обязательств и рисков от продавца к получателю в момент доставки в указанное место в стране импорта, тогда как все траты по перевозке и таможенному оформлению лежали на продавце, а по импортному оформлению – на получателе. Выгрузка прописывалась в контракте индивидуально, и могла выполняться как продавцом, так и покупателем.
Чем отличается от старых терминов группы D новый базис поставки DAP?
Торговый термин DAP в настоящее время часто используется при перевозках скоропортящихся продуктов, поэтому направлен на максимальное ускорение и упрощение процедуры поставки, что требует от обеих сторон высокой дисциплины при выполнении поставки. Быстрое прохождение таможенных формальностей требует максимально точного определения времени и места поставки, которое должно быть оговорено между сторонами заранее (прописано в договоре).
При этом стороны должны заранее позаботиться о документах, необходимых для прохождения таможенных процедур. Невыполнение этого пункта более рискованно для покупателя, т.к. в случае, если по его вине задерживается выгрузка и растаможка товара, то он автоматически принимает на себя ответственность и обязуется выплатить покупателю компенсацию за простой транспорта и другие издержки.
Выбор места и времени принятия товара и разгрузки товара лежит на покупателе, что налагает на него обязательство по точному обозначению места и времени приемки.
Если это возможно, то указывается не только порт или таможенный терминал.
Например, если при достижении договоренности между сторонами доставка осуществляется на склад покупателя, то указывается точный адрес промзоны с названием улицы и дома.
Своевременная подготовка документов – также важный момент. В идеале все бумаги – лицензии, допуски, разрешения, справки из фитосанитарной службы и т.п. – должны быть готовы к моменту прибытия груза к таможенному терминалу.
На практике выполнение договора на условиях поставки DAP может выглядеть так:
- Продавец выпускает товар, предварительно подготовив все лицензии, разрешения и допуски, чтобы не вызвать задержек в таможенном оформлением при вывозе.
- При прохождении таможенной очистки продавец отправляет покупателю сообщение о фактической отправке груза.
- Покупатель, получив извещение, начинает подготовку всех документов и лицензий, необходимых для оформления ввоза товара.
- По прибытию товар проходит процедуру импортной таможенной очистки и переходит в распоряжение покупателя.
По прибытию груза в пункт назначения покупатель должен принять товар и за свой счет провести выгрузку транспортного средства не позже, чем в обозначенные в контракте сроки. Если выгрузка товара задерживается по вине покупателя, в том числе из-за невыполнения обязательств по таможенной очистке, то риски и расходы за груз переходят к нему, начиная с первого дня просрочки.
Обязанности продавца
Полный перечень прав и обязательств сторон, а также момент перехода рисков от продавца к покупателю на условиях поставки DAP при экспорте таков:
- Выпустить товар в соответствии с международным договором поставки.
- Издать и предоставить в распоряжение импортера все документы, связанные с продажей и отправкой товара (в т.ч. счета, инвойсы, спецификации, товарно-транспортные накладные, коносаменты и т.п.)
- Выбрать перевозчика и подписать договор на доставку товара в поименованное место.
- Выполнить все таможенные формальности в режиме экспорта.
- Оповестить покупателя о факте прибытия груза и готовности товара к приемке.
- Провести необходимую упаковку и маркировку товара, достаточную для его идентификации перевозчиком или импортером.
Обязанности покупателя
Для покупателя на условиях DAP при импорте также важна дисциплина и своевременность отправки необходимых данных и оформления документов. При возникновении проволочек с получением импортных лицензий возможен простой транспортного средства, расходы за который лягут на покупателя. Полный перечень требований к импортеру выглядит так:
- Оплата цены товара согласно с договором поставки.
- Оповещение продавца о месте и времени предполагаемой приемки.
- Проведение разгрузки товара из прибывшего транспортного средства не позднее даты, указанной в договоре.
- Своевременное проведение импортных таможенных процедур, получение всех разрешений, необходимых для ввоза товара и его выгрузки.
- Приемка товара в соответствии с общепринятыми традициями склада/терминала или заранее оговоренным с продавцом способом.
- Взятие на себя всех выплат и рисков за товар при несвоевременной выгрузке товара, произошедшей по вине покупателя.
Цена DAP
Цена DAP, указанная в договоре, которую платит импортер, на условиях поставки DAP включает в себя следующие составляющие:
- фактурная (инвойсовая) стоимость товара;
- стоимость перевозки;
- экспортные таможенные формальности и другие расходы, которые нес продавец для получения лицензий на вывоз.
Переход рисков
Условия DAP Инкотермс 2010 предполагают, что при нормальном ходе поставки (без опозданий, с соблюдением сторонами всех обязательств) риски и расходы за грузпереходят от продавца к получателю в тот момент, когда товар на транспортном средстве в режиме экспорта прибыл к месту назначения и уже может быть выгружен. В этот момент импортер должен начать выгрузку и совершить приемку. Согласно условиям поставки DAP, просрочка установленной даты для выгрузки является основанием передачи всех рисков и расходов за товар на покупателя.
Источник: https://ru.icterms.com/dap/