Утилизационный сбор на квадроциклы, мотоциклы и снегоходы в 2021 году
Новости экономики и финансов СПб, России и мира
Продажи квадроциклов и снегоходов в России восстанавливаются вместе с остальным авторынком. Некоторые производители и дилеры надеются по итогам этого года на рост показателей. Если не по всему рынку, то хотя бы по своим брендам. Но, если прежде среди лидеров продаж были иностранные производители, после кризиса вперед начинает вырываться отечественная техника.
Кризис подкосил
Пиковые показатели по продажам внедорожной мототехники остались далеко позади, за последние годы рынок сжался в 4 раза. Для примера: в 2014 году в России продано около 40 тыс.
квадроциклов всех моделей всех производителей. А в 2021 году — всего 11 тыс. Аналогично менялись объемы продаж снегоходов — с 45 тыс. в 2012 году до 14,3 тыс.
в прошлом, подсчитали эксперты завода “Русская механика”.
Участники рынка объясняют такую динамику в первую очередь валютным кризисом 2014 года, падение курса рубля заставило изменить ценники на технику. Также оказывает сдерживающее влияние на продажи введение в 2021 году утилизационного сбора на снегоходы, квадроциклы и мотовездеходы, рассказали в “Ямаха Мотор Си–Ай–Эс”.
Как отмечает коммерческий директор компании “Петросет сервис” Андрей Геращенко, меньше всего пострадала от кризиса более дорогая техника.Покупатели товаров премиального сегмента традиционно менее чувствительны к кризисам.
“Мы работаем с Yamaha, у данного бренда есть модели не только дорогие, но и среднего ценового сегмента, так что кризис мы на себе, конечно, ощутили”, — отметил Андрей Геращенко.
По его словам, в целом снижение продаж техники для активного отдыха в таких экономических условиях логично, так как внедорожная мототехника чаще используется именно для развлечения.
Сейчас рынок квадроциклов и снегоходов постепенно стабилизируется и показывает небольшой рост в несколько процентов, рассказывают эксперты. Вернуть прежние позиции удается не всем, встряска сильно изменила распределение сил на отечественном рынке.
В свои же руки
После кризиса свою долю начали терять иностранные бренды, в частности китайские, в то время как российские производители на этой волне сумели занять более уверенные позиции, отмечает генеральный директор “АлексМоторс” Евгений Парасочкин.
“Иностранные компании из–за скачка курсов валют были вынуждены поднять цены, в то время как отечественные смогли удержать конечную стоимость на прежнем уровне. Нельзя сказать, что российские производители стали продавать больше. Но их доля выросла, так как общее число продаж за последние пару лет сократилось”, — рассказал Евгений Парасочкин.
Сейчас основные отечественные игроки на рынке внедорожной мототехники — “Балтмоторс” (Калининград), “Веломоторс” — бренд Stels (Брянск) и “Русская механика” (Рыбинск). Усиление позиций российских компаний констатируют и дилеры, и производители. Сегодня на продажи российской техники приходится более чем две трети рынка.
По словам управляющего компанией “Моторпрайд” Сергея Ворганова, теснить иностранных конкурентов российским производителям позволяет соотношение цены и качества, которое устраивает среднего потребителя.
Подпитывают продажи отечественных брендов заказы от корпоративных клиентов. В целом на рынке снегоходов и квадроциклов доля юрлиц не превышает 10–13% от общего числа покупателей.
В основном корпоративными клиентами на рынке такой техники являются силовые структуры (МВД, МЧС, Росгвардия и др.), нефте– и газодобывающие компании. Например, у “Русской механики” доля таких заказчиков составляет 20%.
При этом доля гостиничных комплексов, санаториев, туристических компаний и других подобного рода предприятий не достигает и 1%.
Как выживают дилеры
Несмотря на постепенную нормализацию рынка, доходность бизнеса остается на низком уровне, жалуются дилеры. В таких условиях некоторые игроки ушли с рынка, а кто–то смог удержаться, например, за счет работы сразу с несколькими брендами.
“Дилеры делают вид, что они монобренд, импортеры делают вид, что этого не замечают. Так и живем”, — рассказал глава одного из дилеров, который предпочел остаться неназванным.
В условиях низких продаж дилеры кормятся продажей экипировки, дополнительного оборудования и, конечно, сервиса. Часть рынка по–прежнему держат неавторизованные или серые сервисы, однако их присутствие постепенно сокращается, отмечают дилеры.
Это связано с тем, что они вслед за рынком были вынуждены поднять цены, и сейчас стоимость обслуживания у официального дилера может оказаться даже ниже. “Демпинг — это не значит заработок. В какой–то момент наши неавторизованные конкуренты поняли это”, — отмечает Евгений Парасочкин.
Также, по его словам, отказываться от услуг серых сервисов клиентов толкает отсутствие оригинальных запчастей. Свою роль в этом играет и позиция производителя. У Stels возвращаются к официальному дилеру за сервисом около 94% покупателей.
Некоторые клиенты находятся в дальних регионах, в труднодоступных с точки зрения логистики местах (леса, тундра, Крайний Север), поэтому привозить снегоход для обслуживания в дилерский центр для них очень проблематично, и зачастую такие покупатели производят обслуживание техники самостоятельно, но доля таких клиентов не столь высока.Снегоход остается главным транспортом для жителей Севера России, его используют тундровики, охотники, рыболовы. Там во многих семьях по три-четыре снегохода, которые нужны людям для жизни, работы. Но в последние годы снегоходы все больше становятся частью индустрии развлечений.
В северных регионах начали развивать туристические направления. В качестве примера можно назвать Магадан, Салехард, куда иностранцы и жители мегаполисов (в основном москвичи, петербуржцы) приезжают в поисках экзотики.
Но тем не менее пока что техника для развлечений более интересна все же в регионах Центра, Северо–Запада и юга России.
Александр Крючков
заместитель гендиректора по коммерческим вопросам АО «Русская механика»
Квадроциклы — товар всесезонный. А вот на продажи снегоходов каждый раз сильно влияет погода. Как только зимы стали теплыми, продажи упали. Разве что прошлая зима слегка подбодрила снегоходчиков.
К счастью, есть клиенты, которые имеют возможность выезжать за пределы региона, на Север. Они знают, что в Мурманской области начинается минусовая температура и снег выпадает еще осенью.
Но таких фанатов мало, и они, как правило, ездят только на брендовой технике.
Сергей Ворганов
управляющий компанией «Мотопрайд»
Последнее время в сегменте самоходной внедорожной техники активно развиваются онлайн–продажи. Всё уходит в digital, и мы стараемся активнее развивать данное направление. Видно, что российские потребители готовы к покупкам в интернете.
Действительно есть клиенты, которым интереснее заказать товар в сети и не посещать центр.Особенно удивляют люди, которые находятся на Крайнем Севере, например оленеводы. Они заказывают себе технику прямо с полей.
Приобретают в интернет–магазине запчасти.
Павел Коновалов
заместитель директора ООО «ВВС Моторс»
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!
Источник: https://www.dp.ru/a/2021/11/06/Rinok_bezdorozhja
Утилизационный сбор на квадроциклы 2021
Введение утилизационного сбора на квадроциклы в России связано с вступлением страны в ВТО и требованиями Европы. Сбор уплачивается в бюджет однократно, при покупке транспортного средства. Поступления будут направлены на повышение экологической безопасности, защиту окружающей среды от факторов вредного воздействия во время эксплуатации транспорта.
Статьей 24.1 последней редакции закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» введен утилизационный сбор (УС) на все колесные транспортные средства. Виды и категории ТС устанавливаются отдельными Постановлениями Правительства РФ.
Постановление №1291 от 26 декабря 2013 года регламентирует утилизационный сбор относительно колесных транспортных средств. Постановлением №81 от 06 февраля 2021 года утверждены коэффициенты расчета размера утилизационного сбора в зависимости от группы самоходного транспорта.
Но до сих пор не урегулирован вопрос непосредственной утилизации. Нет положения, обязующего владельцев техники сдавать единицы, которые больше не эксплуатируются в связи с полным износом. Не изменена система снятия транспорта с учета: нет необходимости сдавать машину на утиль. Хотя во многих странах без этого нельзя снять технику с регистрационного учета.
Экологический сбор в 2021 году
Кто будет платить
Плательщиками сбора выступают физические лица – покупатели автомобильной техники. Импортируемые и произведенные в России автомобили попадают под утилизационный сбор.
Под утильсбор согласно нормам Постановления №81 попала и самоходная техника: трактора, комбайны, мотовездеходы, снегоходы, квадроциклы. Такие единицы не имеют технического паспорта, а техосмотр проходят не в ГАИ, а в Гостехнадзоре.
В Постановлении утилизационный сбор распространяется на квадроциклы. Не стоит путать с квадрициклами, то есть мотоколяски, трициклы, легкие квадрициклы, которые весят менее 400 кг, могут развивать скорость до 45 км/час, пока не подпадают под уплату утилизационного сбора.
Освобождены от уплаты УС некоторые виды ТС:
- ввезенный личный транспорт беженцев и переселенцев;
- машины, принадлежащие дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, международным организациям, их сотрудниками и членам семей;
- выпущенные более 30 лет назад, не поддавались технической модернизации, а лишь реставрировались;
- ТС, выпущенные менее 3 лет назад, которые подпадают под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.
Производители и импортеры берут на себя обязательства по выплате утилизационного сбора. Перед конечным потребителем появляется цена, с учетом уплаченного сбора. При покупке транспорта на вторичном рынке ответственность за начисление и перечисление утильсбора перекладывается на покупателя.
При покупке транспорта у лиц, которые не оплачивали утилизационный сбор, придется перечислить его в бюджет. Поэтому важно проконтролировать наличие отметки в паспорте ТС.
Размер утилизационного сбора
Размер платежа рассчитывают исходя из технических характеристик транспорта и физического износа. Малокубатурные модели с объемом двигателей меньше 50 см³ освобождены от утилизационного сбора. Ставка сбора за новые машины ниже тех, которые эксплуатируются более трех лет.
Ставки утилизационного сбора на квадроциклы в 2021 году:
- для двигателей с объемом до 299 см3:
- новые – 0,4;
- бывшие в употреблении более 3-х лет – 0,7;
- для двигателей с объемом 300-1500 см3:
- новые – 0,7;
- бывшие в употреблении более 3-х лет – 1,3.
Сумма платежа определяется по формуле:
Утилизационный сбор = Базовая ставка х Коэффициент сбора.
Базовая ставка для квадроцикла – 150 тыс. рублей.
Таким образом, утилизационный сбор на квадроциклы будет равняться 60 и 105 тыс. рублей на новые виды, и 105 и 195 тыс. рублей на подержанные.
Утилизационный сбор на мотоциклы в 2021 году не взимается. Правительство рассматривает возможность введения сбора и на мототехнику.
Контроль над перечислением денег в госбюджет осуществляет Федеральная таможенная служба и налоговая инспекция. В паспорте техники ставится отметка об осуществлении соответствующего платежа.
Отметку в документы техники, изготовленной на территории РФ, производят сотрудники налоговых органов путем проставления штампа ФНС. Если транспорт завезен из других стран, сотрудники таможенной службы делают запись об уплате сбора, с указанием справочного номера таможенного приходного ордера в раздел «Особые отметки».В паспорте на квадроцикл, в отношении которого утилизационный сбор не взимается, должна стоять пометка с основанием для освобождения от сбора.
Влияние утилизационного сбора
Квадроциклы невозможно поставить на учет без уплаты утилизационного сбора, а соответственно запрещено эксплуатировать такие единицы. За управлением ТС, без надлежащей регистрации по истечение 20 дней с момента покупки грозит административная ответственность в виде штрафа до 800 рублей. При вторичном правонарушении – лишение водительского удостоверения на срок до трех месяцев.
Утилизационный сбор на мотоциклы будет препятствовать беспошлинному ввозу техники из-за рубежа. Российские мотоциклы будут иметь конкурентные преимущества в цене по сравнению с импортными аналогами.
Источник: https://okbuh.ru/otchetnost/utilizatsionnyiy-sbor-na-kvadrotsiklyi-2021
Утилизационный сбор на спецтехнику в 2021-2021 годах
Применение спецтехники в различных отраслях современной деятельности является необходимым и обоснованным – такие машины повышают эффективность труда в строительстве зданий и сооружений, на дорожных и ремонтных работах, в сельском хозяйстве. Естественно, что каждая из единиц такого оборудования имеет достаточную мощность, размеры и высокую стоимость, причем наиболее популярными для отечественного потребителя являются импортные машины.
Утилизационный сбор
Любые компании или физические лица и индивидуальные предприниматели, которые покупают или производят спецтехнику, обязуются оплачивать разовые утилизационные сборы на спецтехнику в 2021 году. Делается это не только с целью повысить доход в бюджет, но и для сохранения экологии страны.
Кроме того, существуют поправочные коэффициенты, которые зависят от различных факторов:
- возраст ввозимой спецмашины;
- ее тип;
- мощности двигателя.
Расчет и последствия за неуплату
Облагается утильсбором практически вся импортируемая спецтехника – экскаваторы, погрузчики, бульдозеры, комбайны (полный список со ставками смотри здесь ), что принесем дополнительный доход в бюджет страны и будет стимулировать производство и покупку отечественной техники.
На все новое оборудование такой сбор уплачивается еще производителем и об этом ставиться отметка в техпаспорте. Владельцам приобретенных машин следует помнить о том, что квитанции об оплате следует сохранять – в случае возникновения спорных ситуаций они будут подтверждением правоты.
Как таковых санкций за неуплату утилизационного сбора законодательством не предусмотрено, кроме пени при истечении 15-ти дневного срока с даты ввоза.
Однако необходимо помнить, что без отметки об уплате утильсбора в паспорте технического средства, на учет в ГИБДД его не поставят – а использование спецтехники без регистрации уже наверняка влечет за собой штраф и, возможно, лишение права вождения на срок до 3-х месяцев.
- Исходя из законодательства, аренда спецтехники без отметки в ПТС об уплаченном утилизационном сборе, запрещена, поэтому владельцы такого оборудования должны обратиться к органам налоговой и ГИБДД за подробными разъяснениями. В противном же случае может быть
- сорван производственный процесс любого масштаба – от строительства небольшого частного дома до возведения крупного производственного объекта.
Источник:
Утилизационный сбор в России 2021: ставки, расчет
Кто платит утилизационный сбор: только производители или еще и покупатели транспортных средств? В статье мы ответим на этот вопрос, а также расскажем, как и когда необходимо уплачивать утилизационный сбор в России в 2021 году.
Утилизационный сбор – это единоразовый платеж, который уплачивается производителем, импортером или покупателем транспортного средства для того, чтобы профинансировать его утилизацию в соответствии с экологическими нормами.
Для автомашин, произведенных или ввезенных в Россию до 1 сентября 2012 года, данный платеж вносить не нужно.
Кому и когда нужно платить утилизационный сбор в 2021 году
По каждому авто утилизационный сбор платят один раз. Делает это либо производитель, либо импортер при ввозе его из-за рубежа. Покупатель оплачивает сбор только в том случае, если он не был внесен до заключения договора купли- продажи.
Исключением является ситуация, когда происходит модернизация транспортного средства. В таком случае, могут измениться эксплуатационные качества и технические характеристики.
В результате этого данное авто попадает под другую классификацию. Все классификации можно посмотреть в перечне, утвержденном постановлением Правительства от 06.02.2021 № 81.
При подобных обстоятельствах утилизационный сбор рассчитывается по следующей формуле:
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ утилизационный сбор уплачивает тот, кто:
- производит автомобили на территории РФ;
- ввозит транспортные средства из-за рубежа;
- приобретаетавто, по которому не произведена оплата утилизации. Подобная ситуация возникает в том случае, если транспортное средство приобрели у того, кто по какой-либо причине освобожденного от уплаты данного сбора или не уплатил его, нарушая тем самым закон.
На практике возникают случаи, когда компания или физлицо, приобретая автомашину, сталкивается с обязанностью внести платеж за его утилизацию. Полный перечень подобных ситуаций отражен в статье 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Покупатель оплачивает утилизационный сбор за продавца при следующих обстоятельствах:
- продавец автомобиля является льготником — беженцем или вынужденным переселенцем, сотрудником или членом семьи сотрудника дипломатического представительства или консульского учреждения;
- автомобиль ввезен из свободной таможенной зоны на территории Калининградской области до 1 апреля 2021 года;
- продавец нарушил законодательство и не оплатил утилизационный сбор.
Для того, чтобы понять уплачен ли утилизационный сбор за конкретный автомобиль, необходимо проверить его паспорт. С 1 сентября 2012 года в ПТС ставится отметка об уплаченном сборе.
В том случае, если вместо отметки об уплате сбора в паспорте указан его льготный статус, рекомендуется уточнить у продавца, по какой причине автомобиль попал в категорию льготных. Также в ПТС может стоять штамп о том, что производитель взял на себя обязательство по утилизации.
Нужно отметить, что ГИБДД откажет в регистрации автомобиля, за который не уплачен утилизационный сбор. Какого-либо штрафа за неуплату на данный момент не существует.
Источник:
Рынок сельхозтехники в 2021 году: прогнозы и перспективы развития
Ситуация на мировых рынках сельскохозяйственной техники в 2021 году была относительно стабильной, однако в странах СНГ, в том числе России отмечен небольшой спад в объемах реализации основных категорий сельскохозяйственных машин.
Согласно аналитическим данным и расчетам компании CLAAS, общий рынок зерноуборочной техники сократился на 25%. В сегменте кормоуборочной техники наблюдался рост продаж на 8% по основным производителям, прежде всего, за счет увеличения продаж западных брендов.
Западные производители за последние два года почти в 2 раза увеличили свою долю на российском рынке до 31%.
Качество, а не количество: курс на модернизацию
Как отметил заместитель генерального директора компании «КЛААС Восток» Дирк Зеелиг, итоги 2021 года подтверждают экспертную оценку, что возможности экстенсивного роста российского агропромышленного комплекса если не исчерпаны, то уже менее актуальны. И такое понимание есть у самих производителей сельхозтехники, которым важнее сегодня качество, а не количество.
Несмотря на неоднозначную ситуацию в экономике высокопроизводительная техника остается востребованной, поскольку она обеспечивает долговременное и устойчивое повышение рентабельности бизнеса.
Говоря о перспективах на текущий год, можно выделить ряд ключевых факторов, которые повлияют на состояние аграрного рынка, и в частности на возможность сельхозпредприятий продолжать обновление своего техпарка.
- Цены на основные товарные позиции. В прошедшем году спад в объемах урожая был компенсирован ростом цен на основные экспортные товары. Текущие прогнозы мировых цен на продукцию АПК, в целом, позитивные, однако перспективы замедления экономики США могут негативно отразиться на состоянии мировых финансовых и товарных рынков.
- Валютные курсы. Компенсировать девальвацию рубля и, соответственно, рост издержек производителей сельскохозяйственных товаров поможет выход на внешние рынки. Предприятия, которым успешно реализуют свои планы по экспорту, получат конкурентные преимущества и дополнительные ресурсы для инвестиций в модернизацию.
- Объемы и порядок предоставления господдержки. На текущий год объемы предоставляемой государственной поддержки увеличены и превышают 300 млрд рублей. Ориентация на развитие экспорта заявлена как одна из ключевых задач в рамках государственных программ. Второй приоритет – поддержка малого и среднего бизнеса.
- Результаты посевной и уборочной кампаний. На текущий момент обнадеживающим фактом является рекордная площадь засеянных озимых – 17,6 млн га. При отсутствии каких-либо климатических аномалий урожай 2021 года должен превысить показатели прошлого года.
По мнению экспертов, основным приоритетом для производителей сельхозтоваров на ближайший и последующие года должна стать работа с издержками: повышение качества управления, уровня компетенций, техническое перевооружение, более рациональное использование ресурсов, включая удобрения и СЗР.
Субсидии на сельхозтехнику в 2021 году могут увеличить вдвое
По словам замминистра сельского хозяйства России Джамбулата Хатуова, субсидия на обеспечение скидки при покупке сельскохозяйственной техники аграриями в 2021 году составят 16 млрд рублей.
В прошлом году размер субсидий составил 10 млрд рублей, что позволило приобрести со скидкой 17 тыс. единиц техники.
Замминистра напомнил, что механизм предоставления скидки работает последние пять лет.
Стоит напомнить, что скидки предоставляются аграриям на закупку отечественной техники в рамках постановления правительства N1432, утвержденном 27 декабря 2012 года.В 2021-м на компенсацию скидки из бюджета было предоставлено 13,7 млрд рублей, еще 2 млрд рублей было направлено из резервного фонда правительства.
В 2021-м на скидки в бюджете было предусмотрено 10 млрд руб., на этот год — пока 8 млрд руб.
По мнению специалистов, решение об увеличении ассигнований до 16 млрд рублей окажет существенное положительное влияние на развитие производства и обновление парка сельскохозяйственных машин.
При этом опрос, проведенный среди отечественных производителей сельхозтехники, показал, что потребность в финансировании постановления правительства N1432 составляет не менее 18 млрд руб.в текущем году.
В 2021-м, по данным «Росспецмаша», объем отгрузок техники на внутреннем рынке вырос в денежном выражении на 3% до 100,6 млрд рублей. Российские аграрии приобрели 10,4 тыс. тракторов, 5,2 тыс.зерноуборочных комбайнов, 646 кормоуборочных комбайнов. Из них была просубсидирована закупка 12% тракторов, 65% зерноуборочных и 31% кормоуборочных комбайнов.
С начала года российские производители сельхозтехники увеличили отгрузки на внутренний рынок на 4% до 7,7 млрд рублей.
Производители сельхозтехники ждут роста рынка
Эксперты считают, что в среднесрочной перспективе рынок вернется к росту объемов реализованной техники, спрос на которую будет поддерживаться двумя базовыми факторами.
Во-первых, существенная часть используемой в России сельхозтехники имеет значительную степень износа и морально устарела. Среди всех стран-лидеров по производству аграрной продукции у России самый большой парк техники возрастом выше 10-15 лет.
В обновлении нуждается порядка 80% тракторов, почти 60% комбайнов. Так или иначе, но эту проблему надо будет решать, и увеличивать темпы обновления сельхозмашин.
Во-вторых, успешно развивающиеся хозяйства уже на собственном опыте видят, насколько эффективной в эксплуатации оказывается современная высокопроизводительная техника. Внедрение передовых технологий в отечественный АПК становится реальным фактором повышения его конкурентоспособности.Это окажет положительное влияние, но невозможно до конца спрогнозировать, как отреагирует рынок на волатильность валюты, увеличение утилизационного сбора, увеличение НДС до 20%. В совокупности это может привести к изменениям в цене техники, в пределах 5-10%.
Источник: https://yarsch26.ru/likvidatsiya/utilizatsionnyj-sbor-na-spetstehniku-v-2021-2021-godah.html
Квадроциклы и снегоходы резко подорожают. Но не все
Начало квадросезона-2021 ознаменовалось неприятностью, «благодаря» которой цены на и без того дорогостоящую технику вот-вот взлетят до небес.
«Подарочек» любителям активного отдыха преподнесли российские власти, введя в начале года так называемый утилизационный сбор для самоходных машин в размере 105 000 рублей за единицу! Но значит ли это, что квадроциклы и снегоходы вскоре исчезнут в России как класс?
Поклонники моторизованного отдыха на природе пребывают в шоке, ведь техника, которой они больны на всю голову, дорожает.
Причем, настолько, что еще чуть-чуть – и владелец какого-нибудь средненького квадрика или снегохода будет ассоциироваться уж если и не с олигархом, то как минимум с зажиточным крестьянином.
Самые отчаявшиеся квадроциклисты даже стали собирать подписи под петицией, в которой слезно умоляют Президента РФ Владимира Путина если и не отменить утилизационный сбор, то хотя бы пересмотреть тарифы.
Противники утилизационного сбора утверждают, что он приведет к тотальному удорожанию всей квадротехники, независимо от ее происхождения. Однако если разобраться в деталях закона, оказывается, что под «утильсбор» попадают лишь те квадроциклы, что произведены не в России. Поэтому подорожания в сегменте отечественных ATV ждать не приходится.
Напомним, что квадроцикл или снегоход (а равно как и любая другая самоходная машина), произведенный за пределами нашей страны, подлежит «оброку» в размере 60 000 рублей в случае, если объем двигателя не превышает 300 кубических сантиметров. Ежели аппарат имеет мотор больше оговоренной кубатуры, то будьте любезны занести в казну 105 000 «деревянных»! Между тем, курсовые колебания валют и без того вдвое взвинтили цены на технику отдыха выходного дня.
Если раньше приличный квадроцикл стоил порядка 500 000 рублей, в нынешних реалиях за тот же самый аппарат из кармана нужно достать 1 000 000.
А тут на тебе – на пустом месте еще 105 000 «рубасов» приклеивают! Если посмотреть аналитику продаж квадроциклов и снегоходов в России за 2013 и 2015 годы, то по самым скромным подсчетам объем реализованной техники упал в 6 раз! Многие дилерские центры уже закрылись, некоторые, осознавая бесперспективность своего дальнейшего бытия, сидят на чемоданах. Похоже, что пройдет буквально несколько месяцев, и у нас попросту не останется магазинов, где можно будет купить новый квадроцикл или снегоход.
Перенимаем азиатский опыт
Впрочем, далеко не все разделяют столь пессимистические настроения. Напротив, большая часть экспертов говорит, что «утильсбор» даст мощный толчок к развитию этой сферы. И, надо признать, их доводы не лишены смысла.
В качестве одного из аргументов приводят Китай, где вообще не было своего мотопроизводства! Теперь же Поднебесная снабжает кадриками, скутерами, мотоциклами и снегоходами половину мира.
А началось все с того, что в свое время правительство страны ввело пошлину в 300% на ввоз готовой техники…
В результате, ведущие мировые мотокомпании открыли свои заводы на китайских просторах, обеспечив рабочими местами в этой отрасли более миллиона человек. Ну а вскоре, как мы знаем, началась экспансия дешевой техники в другие страны.
Более того, китайский мотопром поднялся до невиданных высот, во многом благодаря именно потребителям из России.
Шутка ли, если в нашей стране 97% эксплуатируемых скутеров made in China? А китайские квадроциклы (сюда же входят и вездеходы, собранные в России из китайских комплектующих) занимают долю примерно в 80-85% от общего числа.Такому положению дел способствовало, в первую очередь, отсутствие таможенных барьеров: таможенный сбор составляет лишь 5% от заявленной стоимости техники. Если говорить об этом в живых деньгах, то при цене квадрика, скажем, в 200 000 рублей, в бюджет нашей страны «капает» всего 10 000 «деревянных».
Фокусы с таможней
Но даже эти крохи государство зачастую не получает, поскольку некоторые ушлые импортеры (причем, достаточно крупные), по обоюдной договоренности с китайскими производителями в несколько раз занижают в документах стоимость товара. То есть, занимаются по сути контрабандой.
Например, при реальной цене квадрика на заводе в Китае в 4500 долларов, нашим таможенным органам фирма-импортер предъявляет «филькину грамоту», где фигурирует цена в 1000 у.е. Если подсчитать количество ввозимой годами таким образом техники, становится понятно, что у жуликов в кармане осел бюджет крупного российского города.
Шельмуют с государством не только импортеры квадроциклов, но и владельцы техники. По статистике, лишь только 30% собственников ATV ставят своих внедорожных «коней» на учет и пополняют налогами региональные бюджеты.
Фискальное обременение на квадрик сравнительно небольшое, не превышает 1000 рублей в год, но когда в бюджете страны гуляет ветер, на счету, без ложного пафоса, каждый рубль.
Забегая вперед скажем, что в том числе и нежелание 70% хозяев квадроциклов платить в казну по счетам, побудило власть отжать недоимку, введя пресловутый «утильсбора». В некотором смысле, сами квадроциклисты спровоцировали то, что сейчас проклинают.
Впрочем, утаивание денег от бюджета путем занижения стоимости ввозимых квадроциклов и не постановки оных на учет – лишь один срез проблемы. Бизнес в стиле «купи в Китае – продай в России» дает рабочие места миллионам людей. Правда, живущим в Поднебесной, в то время как в нашей собственной стране мы наблюдаем рост безработицы. Как-то не очень патриотично, неправда ли?
Хитрый трюк
Совершенно очевидно, что пришло время возрождать из пепла отечественный мотопром. Но как заставить бизнес заниматься не отверточной сборкой, а наладить полноценное производство из российских комплектующих? Разумеется, только созданием соответствующих условий. И введение утилизационного сбора – одно из них.
Идея с «утильсбором» на импортируемые к нам квадроциклы и снегоходы родилась в Минпромторге РФ задолго до нынешнего кризиса, но возникшие в экономике страны проблемы стали своего рода катализатором ее скорейшей реализации. На данный момент, в России есть всего 4 завода, так или иначе задействованных в производстве мототехники. И эти предприятия для своих регионов являются градобразующими.
Более 250 000 человек заняты в отрасли, и не подпиши в начале года президент страны закон об утилизационном сборе, с высокой вероятностью эти предприятия были бы вынуждены если и не сгинуть, то, как минимум, раза в три сократить число своих работников. А это социальное напряжение в регионах, митинги, растущее недовольство населения, что особенно некстати в канун грядущих выборов в Госдуму.
Национальный квадроинтерес
То есть, с какой стороны ни посмотри на последствия принятия закона об утилизационном сборе на самоходную технику – выходят сплошные плюсы. Во-первых, развивается собственное производство. Во-вторых, появляются рабочие места. В-третьих, из страны не утекают деньги, которые раньше мощной рекой вливались в зарубежные квадрокомпании.
В-четвертых, за счет принятых мер повышается наполняемость казны. В-пятых, утиль сбор создал все условия иностранным компаниям, чей бизнес связан с производством и продажей моторной техники, для инвестирования в нашу экономику и строительства своих заводов в России. И эти очевидные плюсы глупо отрицать, особенно если взять пример автопрома.
Так почему же некоторые представители профессионального сообщества выступают против? Как ни странно, это не дорогущие японские, канадские или американские мотобренды, которые больше переживают из-за курса рубля по отношению к доллару. Для их состоятельных клиентов дополнительная нагрузка в 105 000 рублей – мелочь. Для толстосумов что 1,2 млн. рублей за аппарат, что 1,3 млн. – суть одно и тоже.
Китайцы тоже плачут
Больше всего от утилизационной инициативы пострадали производители из Поднебесной, которые более половины выпускаемой продукции гонят на российский рынок, причем речь идет о многомиллиардных оборотах. Терять столь жирный кусок китайцы, конечно же, не хотят и идут на всевозможные ухищрения, лишь бы наши власти отменили принятое решение.
Между тем, китайцам никто не запрещал и не запрещает вкладывать деньги в возведение заводов на территории РФ (ряд автомобильных компаний КНР уже начали строительство). Но делать это они, почему-то не хотят, предпочитая давить на правительство России через своих российских представителей, распространяющих мысль о том, что «утильсбор» похоронит российский рынок квадроциклов.
Однако, повторимся, пример автопрома эту позицию категорично опровергает.
Источник: https://www.avtovzglyad.ru/cata/2021-03-16-kvadrotsikly-i-snegohody-rezko-podorozhajut-no-ne-vse/